Трагедия произошла утром 26 апреля. А 1 мая, после репортажа о праздничной демонстрации, когда я пришёл домой, мне позвонили из редакции и предложили поехать в командировку в Чернобыль. Я согласился. Вечером того же дня со съёмочной группой мы уже садились в поезд.
1
час 25 минут 45 секунд – точное время взрыва на
4-м энергоблоке в ночь с 25-го на 26-е апреля 1986
года. Как на войну со всей страны ехали в Чернобыль
ликвидаторы – 300 тысяч солдат и столько же
добровольцев. Вряд ли кто-то догадывался, что по
некоторым характеристикам Чернобыль был как 75
Хиросим и Нагасаки.
Икона «Чернобыльский Спас»
Мы приехали в Киев. Оттуда я сделал первые репортажи. Моя группа была – оператор Женя Шматриков и два видеоинженера: Маркелов Александр Юрьевич и Захаров Александр Михайлович – талантливые молодые ребята… Мы прорвались в Чернобыль.
Корреспондент Александр Крутов, оператор Евгений Шматриков, видеоинженеры Александр Маркелов и Владимир Захаров |
Я стоял на берегу реки Припять – красивейший пейзаж, небо голубое, яблони в цвету. Кажется, что ты в совершенной безопасности. И отрезвляло только осознание того, что ты вдыхаешь радиоактивный воздух, что у тебя на зубах хрустит радиоактивный песок. . Ветер поднимал пыль, которая забивалась в глаза, уши, рот. А респираторов, как и многого другого, на всех не хватало. Ведь нас в Чернобыле никто не ждал. Мы были первыми, кто туда пробрался. Десять дней ежедневно мы давали репортажи из Чернобыля. Когда нас увидел там академик Велихов, он за голову схватился и воскликнул: «Что вы здесь делаете?! Кто вас сюда пустил?!».
ЧАЭС с борта вертолёта |
Ликвидаторы |
В душе появилось ощущение холода. Вышел на крыльцо: звёзды, луна, небо, бескрайняя Вселенная… Слева – церковь: купола, крест высвечиваются в лунном свете, как бы указывая путь к спасению. И я вдруг почувствовал вокруг холодящую смертельную угрозу, от которой одно спасение – Господь.
Все лётчики, с которыми мы летали, – уже умерли. У них была опасная работа – они сбрасывали в раскалённую пасть реактора мешки со свинцом, бором, песком.
Ликвидаторы |
Мы были обязаны рассказать людям правду о Чернобыле и никому не навредить, никого не напугать, не стать виновниками паники. Во время чернобыльской трагедии зарубежные голоса доносили: «Вырыты огромные ямы, куда сваливают десятки тысяч трупов умерших». Это ложь и была источником паники. Тогда я понял, что с ложью надо бороться только правдивым описанием событий, а не умалчиванием о том, что происходит. Ведь руководители Украины, которые потом во всём обвинили Москву, сами, в первые дни трагедии, так и не объяснили людям, что происходит. В результате аварии радиоактивному заражению была подвергнута значительная территория Украины, Белоруссии, некоторые области Российской Федерации: всего около 500 населённых пунктов, 60 тысяч жилых домов и других зданий и сооружений…
Первое сообщение о том, что там происходит на самом деле, прозвучало в моём репортаже в программе «Время» – его показали по центральному телевидению только через несколько дней после аварии…
Ликвидаторы |
Академик Валерий Легасов |
Чернобыль ярко высветил и трусов, и героев, и подлецов, и честных людей. Он был как лакмусовая бумажка, там проявлялись духовные и нравственные качества человека. Кто-то бежал оттуда, а кто-то, наоборот, приезжал ликвидировать аварию и жертвовал своим здоровьем, а то и жизнью. Да, у многих из нас не было понимания того, что такое радиация. Многие слышали о её воздействии на человека, но когда опасность невидима – её трудно осознать…
В день памяти Чернобыльской катастрофы в России, на Украине и в Белоруссии проходят траурные митинги и поминальные службы в храмах.
Я считал тогда и считаю сейчас, что нужно говорить людям правду. Не ради сенсации, а ради того, чтобы они знали, как поступать.
Соприкоснувшись с Чернобылем, мы осознали, что мы – песчинки во Вселенной.