Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Протоиерей Артемий Владимиров: «Неприятные вещи умей говорить с приятностью»

Одним из участников Межрегиональной конференции «Русский язык как духовный и культурный собиратель нации» был заведующий кафедрой гомилетики (искусства проповеди) Свято-Тихоновского Православного университета, настоятель Красносельского храма Всех святых в Москве протоиерей Артемий Владимиров. Отец Артемий известен многим по своим проповедям и беседам о воспитании детей. Сам педагог, он уже более двадцати пяти лет несет детям слово Божие. Мы беседуем с отцом Артемием о том, как уберечь в школе и дома в наше непростое время своих детей от зла, но при этом не отвратить своими стараниями от веры.

– Отец Артемий, введение Основ Православной культуры в школьную программу вызывало, да и сейчас вызывает очень много споров. И сейчас, когда вопрос, казалось бы, уже решен, все равно остается немало противников…

– Что касается спорщиков, я бы их направил за счет министерства образования в заграничные командировки. Самых яростных спорщиков отправил бы в Германию. Ни у кого там не вызывает никакого недоумения необходимость изучения мира Библии в школьном курсе. Те, кто считает, что север для него вреден, пусть едут в Израиль. Там нет ни одного светского учебного заведения, в котором не изучали бы сакральный священный язык Библии, а также писание, именуемое святым для граждан этой страны. Поэтому я не верю в искренность этих споров. В нравственном вакууме воспитать гражданина невозможно. Закон Божий и закон совести – это равновеликие понятия, и между ними можно смело поставить знак равенства. Да и нам предлагается выбор: одни будут изучать духовную культуру, другие – автономную нравственность. Это уже в наше время великое приобретение.

– Есть здесь такой сложный момент, как система оценивания. Разве можно поставить четкую отметку по такому предмету?

– Да, признаюсь за себя, я как педагог, уже более двадцати пяти лет еженедельно общающийся со школьниками разных возрастов, предпочитаю не превращать общение с детьми в зал судебного заседания – опросы, оценки, записи в дневник. Здесь мы скорее должны вспомнить о традиционных классных часах на свободную тему, когда учитель отложил свое боевое оружие – классный журнал, и пытается разговорить детей, беседует с ними в духе свободы, непринужденности и вместе с тем вызывает их на серьезный диалог. Мне кажется, что уроки духовной культуры могут быть такими минутами задушевного общения, с тем чтобы дети могли и раскрепоститься, не преследуемые «оценочным» страхом (если они вообще чего-то боятся сейчас). А с другой стороны, эти уроки должны приподымать их души так, чтобы каждый из детей, участвуя в дискуссии, мог сказать: «Эврика! Я нашел, я понял, мне открылось: любовь сильнее зла».

– В школьном образовании сейчас происходят изменения, и далеко не всегда положительные. Например, сокращаются уроки русского языка и литературы. Дети и так почти не читают и перестают владеть русским языком, переходя на сленг. Что вы посоветуете учителям словесности?

– Эти реформы, на мой взгляд, да простится мне резкое выражение, выеденного яйца не стоят. Конечно, я вижу, что кому-то интересно раскачивать корабль отечественной словесности, вводя разброд и шатание в орфоэпические нормы. Однако кто нынче, кроме ушлых телевизионных комментаторов, будет прислушиваться к этим установкам? Вспомните: одна Арина Родионовна, не ставя перед собой никаких геополитических задач, сделала такой вклад в национальную культуру, с которым несравнима деятельность двух десятков реформаторов. Как этот вклад осуществлен? От уст к устам, от сердца к сердцу, в атмосфере доверия и любви. Пусть ее пример будет вдохновляющим для всех нас. Пусть каждый захочет вобрать в себя богатство пушкинского, гоголевского языка, пусть каждый сумеет в своей творческой словесной лаборатории библейское слово претворить и стать носителем живой, ясной, а главное, пронизанной любовью речи. Тогда мы сумеем, не ставя перед собой космических задач, благотворно воздействовать на детей. И это уже будет прекрасно.

– Сейчас многие Православные родители водят своих детей в церковь, молятся вместе с ними утром и вечером, закладывают, казалось бы, важное и нужное, но вдруг в подростковом возрасте сталкиваются с проблемами: ребенка как будто подменили. Он уже не слушается, не хочет ходить в церковь, отказывается поститься…

– Причина этому явлению – не только возрастная психология. Ведь в период телесного взросления ребенок теряет чистоту своих помыслов. Наступает стадия самоутверждения, когда все средства хороши, дабы заявить о себе на весь мир: я не такой, как окружающие. Этот протест вполне наивен и легкомыслен, но тем не менее он представляет собой определенный семейный кризис. Родители должны прогнозировать такой кризис и не отчаиваться, не ожесточаться. Но взять такую творческую установку – выйти из беды, из этой зоны турбулентности наименьшей ценой. Не буду насильно влечь своего ребенка в храм. Он сам туда придет, если я по-прежнему ношу в сердце любовь ко Христу, к Церкви. Но при этом я буду делать все от меня зависящее, чтобы мой ребенок не погрузился в бездну зол – наркомания, разврат, преступные группировки. Соответственно, давайте избавим наших подростков от ничегонеделания. Давайте постараемся заполнить их досуг созидательными культурными формами отдыха – походы, краеведение. Все средства хороши, лишь бы ребенок не превратился в Гекльберри Финна и не удрал из отчего дома, чтобы ночевать на свалке.

– А как избежать крайностей в воспитании детей?

– Да, древние мудрецы еще античного времени говорили, что крайности всегда вредны. А истина обретается на золотой середине и представляет собой царский путь, в котором совмещается любовь взыскательная, требующая, организующая, а не расслабляющая. А с другой стороны – строгость, которая ни в коем случае не может быть самоцелью, но которая должна всегда нести с собой назидание, вразумление и быть сподручным средством любви. Мне нравится древняя педагогическая формула «Неприятные вещи умей говорить с приятностью». Это девиз и для сегодняшнего педагога тоже. Было бы неправильно подавить личность ребенка. Плох тот воспитатель, чьи меры приводят к замкнутости детской души, отторжению от взрослого. Проповедь никогда не должна превращаться в пропаганду. Ибо благодать не насилует. Мы можем лишь делиться полнотой любящего сердца, не переставая заботиться о дисциплине.

– А запреты, нужны они, всегда ли полезны? Как здесь вместо пользы не принести вреда?

– Нельзя вполне отказываться от запретов, конечно же. Потому что Сам Бог, создав человека, ограничил его свободу одним-единственным запретом: не есть плода с древа познания добра и зла. Само слово «свобода» в этимологическом смысле сознается как свой обод. Каждый должен иметь такой обод, провести некую черту, за которую он не должен переходить. Это, собственно, грань между добром и злом. Например, есть слово чистое, а есть нечистая ругань. Моя задача как воспитателя воспитать в ребенке отвращение к пошлости, чтобы он, даже слыша подобное, смотрел с сожалением и жалостью на тех, кто использует бранные слова. Запреты должны быть, но они должны быть умными, сопровождаться разъяснениями. Они не должны быть слепыми. Я должен не просто налагать табу на что-то, я должен высветить перед ребенком идеал и, сам подымаясь к этому идеалу, ненасильственно поднимать дитя за собой. Вот, я думаю, золотой ключик наших педагогических штудий.

Беседовала Татьяна Горбачева

Источник: «Благовест», Самара

23 октября 2009 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Артемий Владимиров

Новые материалы

Выбор читателей

×