Задумаемся:
- «Почему я так редко, так случайно захожу в церковь?..
- Каким мыслям я при этом следую?
- А что если постараться сказать себе об этом правду?
- Может быть, жизнь сможет измениться к лучшему?»
«Всё зависит от нашей
искренности…»
Терентий Семенович Мальцев
Знаешь ли ты, дорогой друг, что
каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный
день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное
– может быть, самое главное в жизни решение?
Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но
и к вечной жизни твоей души. А она всем нам
предстоит. И может начаться очень скоро – может
быть, даже сегодня.
Рождественское богослужение в Сретенском монастыре
Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если человек – крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет.
Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма?
А ведь отводят именно мысли.
Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так.
Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Есть мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».
Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет. Куда направляет. К церкви – или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам – или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.
Смотри, какие чувства, какие состояния души в тебе мысли рождают. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой, – скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние, – от дьявола.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста – от дьявола.
Есть несколько очень распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.
Прием первый.
«А Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ»
Так говорят и люди, которые иногда заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, поставить свечку в каких-то особых случаях. И – довольно. Они считают, что в церковь ходят.
Но Сама Церковь так не считает.
Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.
День седьмой – это воскресенье.
Знаешь ли ты, дорогой брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.
Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения.
Воскресение Христово – это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это прежде всего его душа.
Прием второй.
«У МЕНЯ БОГ В ДУШЕ»
А следовательно, в церковь ходить не нужно. Он у тебя, мол, и так в душе.
Невидимый враг – очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам.
Но ведь это же неправда. Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит про Бога, где Его славят, где Его иконы, где Его особое присутствие, Его благодать. Храм – это дом Божий.
Тогда бы мы старались жить по Его заповедям.
А то ведь у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные – совсем не Бог.
Как ото всего этого освободиться? Как бороться со вражьими помыслами?
Только с Божьей помощью.
Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это-то и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи.
Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю».
Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу – отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут.
Церковь учит нас, что дьявол больше всего боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которые нам подаются в таинстве причащения.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Человек – это не только его тело, это прежде всего его душа. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.
Прием третий.
«Я ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛ»
«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом именно для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.
«Я еще не пришел к этому».
Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.
А куда идти?
Конечно, в храм.
Прием четвертый.
«НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ»
Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога (ибо без Него мы не можем делать ничего, как сказал Сам Господь), дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, сребролюбием, унынием, чревоугодием, блудом, гневом, с маловерием. Только поворачивайся!
Это – на первом месте.
И, конечно, занимайся своими обычными делами – помолившись, перекрестившись. Начатые молитвой, благословленные Богом, они будут лучше спориться и принесут большую пользу.
Прием пятый.
«Я НЕ ТАКОЙ УЖ СИЛЬНО ВЕРУЮЩИЙ»
Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера.
Мы все – в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу.
«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.
Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.
Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию!
Господь даст, Господь поможет.
А верующему – всё возможно. Это – тоже евангельская истина.
Значит, нужно не жизнь строить по своему маловерию, а веру свою укреплять.
Прием шестой.
«Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО В ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ»
Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».
Английскому языку мы учимся, хотя вначале ни слова не понимаем. В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).
Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее. Купи Евангелие, читай. На современном русском языке, современным русским шрифтом – это всё сегодня, слава Богу, доступно.
Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.
Батюшка спросил его:
– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?
– Нет, – чистосердечно признался молодой человек.
– Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, – посоветовал ему батюшка.
Но ведь главное нам понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас -понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, и всё больше и больше.
Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. Это великое наше сокровище. На нем легче всего говорить с Богом. Он полностью непереводим на русский язык.
Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это красота. Это благодать. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе входит в душу человека, возвышает ее, питает, и душа меняется, хотя она и не понимает разумом, что с ней происходит.
Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.
Прием восьмой.
«ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ ТРУДНО»
Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что это дело нужное. Это не развлечение, которое должно быть легким. Это – труд. Ты же видишь: всё настоящее в жизни, всё полезное связано с трудом, с усилием. Родить и вырастить ребенка, получить образование, построить дом, вырастить хлеб, приготовить вкусный обед – разве все это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат. Результаты всякого духовного труда: чтения Слова Божия, молитвы, хождения в храм, поста, участия в таинствах Церкви, борьбы с грехом (своим! это труднее всего), – самые великие. Результаты эти – любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми – уже здесь. А там, в будущей жизни, – вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают.
Так что ничего удивительного тут нет. Более того, всё в Евангелии не может быть понятно до конца ни одному человеку, потому что это – слово Божие, а Бог для нас, людей, в полноте непостижим. Потому Он и Бог. Но разве разумно проходить мимо и этого сокровища, которое Он дал нам для того, чтобы мы набирались мудрости, чтобы правильно поступали в жизни? Разве мы не убеждались много раз, что способны сильно ошибаться? Но в главном деле нашей жизни – деле спасения души – ошибка может быть слишком серьезной: душа может удалиться от Бога, лишиться вечной райской жизни и быть ввержена в вечную адскую муку. Вот о том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга Евангелие.
Прием девятый.
«Я НЕ ЗНАЮ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ. А ВДРУГ МЕНЯ
ПЛОХО ВСТРЕТЯТ?»
Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают вас материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не значит хорошо). По всем духовным вопросам обращайся только к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?
Прием десятый.
«Я НЕ МОГУ ХОДИТЬ В ХРАМ, МНЕ ТАМ БЫВАЕТ
ПЛОХО»
Пока человек принимает мысли против церкви и верит им, врагу больше ничего не надо. Но если человек преодолел эти препятствия, если он все-таки пришел в храм, то враг старается любыми путями выгнать из храма. Либо насылает излишне ретивых «защитников благочестия», которые делают всякие неприятные замечания. Либо внушает какие-нибудь ужасные катастрофические мысли: «А выключила ли я дома утюг?!» Либо, наконец, человеку просто становится плохо в храме, хочется сразу выйти.
Если не поддаться на эти вражьи козни, всё преодолеть – станет лучше. Перекреститься, помолиться: «Господи, сохрани жилище наше от всякого зла». Покаяться: «Какой же я грешный… Сколько времени мимо храма проходил! О чем только думал в жизни? Что я, вечно что ли, буду на земле? Господи, прости меня, не отвергай меня, недостойного, прими меня, помоги мне…» И Господь примет и поможет.
Нам трудно бывает в церкви, потому что мы грешные. Больному человеку трудно бывает лечиться, но он терпит, потому что хочет выздороветь.
А бывает так легко, так хорошо!.. Как больше нигде…
Это – только некоторые из приемов, с помощью которых дьявол не пускает нас в церковь. Вон как старается! Значит, дело стоящее, раз враг рода человеческого так усердствует. Значит, и нам надо стараться не поддаться ни на один из этих приемов врага, поставить фильтр у себя в голове для его мыслей, все препятствия преодолеть – и все-таки прийти в храм, чего бы нам это ни стоило.
Если же лукавый придумает еще двадцать пять приемов, или двести, или сколько угодно – у него их заготовлено на все вкусы, лишь бы они казались нам заслуживающими внимания, лишь бы мы верили ему, а не Богу, не Матери-Церкви, – то все равно нам нужно будет их отбросить, разоблачив одним-единственным приемом: ОТ ЦЕРКВИ МЫСЛЬ ОТВОДИТ – ЗНАЧИТ, ОНА ОТ ЛУКАВОГО.
Пойдем к Богу, пойдем в храм, что бы ни было против этого. Такова воля Божия. А она – благая и совершенная.