Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Сербия в ожидании Патриарха

Источник: Татьянин День

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Насельник Сретенского монастыря, редактор раздела «Поместные Церкви» на сайте «Православие.ру» иеромонах Игнатий (Шестаков) о том, что такое Сербская Церковь сегодня и как она прощалась со своим Патриархом.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
- О. Игнатий, какая атмосфера была на похоронах Патриарха Павла, как Сербия прощалась со своим Патриархом?

- В сам день похорон было ощущение праздника, прямо-таки пасхальная радость. Мир, тишина, солнце и плюс 19 градусов тепла, что для этого времени года нетипично. И чувство единения. Это было настоящее чудо.

- С организационной точки зрения, похороны Патриарха Павла были похожи на похороны Патриарха Алексия Второго, которые мы все хорошо помним?

- В официальной своей части - да. Просто в Сербии все в большей степени «по-домашнему». Хотя присутствовали и представители высшей власти, и множество иностранных делегаций.

- Было ли народное прощание?

- Да. Патриарх скончался в воскресенье в 10 часов 45 минут после принятия Святых Христовых Таин, и уже во второй половине дня открытый гроб с его телом стоял в кафедральном соборе. Патриарх Павел лежал с открытым лицом. Все, кто шел прощаться, имели возможность подойти, поцеловать руку. Проститься с Патриархом пришли очень многие, люди ждали по 7 часов. Очередь растянулась на несколько улиц в центре города - от Патриархии до гостиницы «Москва». Это, наверное, километра полтора-два.

Загрузить увеличенное изображение. 763 x 537 px. Размер файла 138585 b.
 Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru

Уже тогда было понятно, что проститься с Патриархом пришли буквально все. Люди всех сословий и социальных групп. Особенно порадовало большое количество молодежи, подростков и детей.

Сербское общество довольно политизировано. Мне кажется, сербы, в большей степени, чем русские, втянуты в политические дебаты и баталии. А тут было настоящее единение. Обычно при таких больших скоплениях людей бывает нервозность, напряжение... Здесь все прошло очень спокойно. Это при том, что в день похорон собралось около миллиона человек, шестая часть населения Сербии.

Патриарх четыре дня лежал открытым. Несмотря на информационный шум вокруг эпидемии гриппа, на фоне давления и информации о вакцине, которую так стремятся продать, люди шли и прикладывались к руке.

Приносили даже детей, грудных младенцев, приходили полицейские, пенсионеры, крон-принц, принцесса, члены правительства, футболисты, военные, профессора, представители богемы, все-все-все. Огромная, длинная-длинная очередь, ночью садились на лавочки, разговаривали, пили кофе, для них это целое действо. И никто не роптал, не кричал, люди ждали и шли по 6-7 часов. Для сербов это куда серьезнее, чем для русских, сербы гораздо темпераментнее. И было очень много молодежи, причем такой, по которой с виду и не скажешь, что она церковная.

Казалось, что белградцы, приходя, например, на работу в офис спрашивали друг у друга: «Был у Патриарха?». И отрицательный ответ вызывал недоумение у собеседника.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 605 px. Размер файла 242405 b.
 Православие.Ru
Православие.Ru
- Насколько значимым было это событие с точки зрения светских властей?

- Прощание с Патриархом, если можно так сказать, проходило на государственном уровне. Это довольно существенный момент. Государство сразу включилось в этот процесс, но очень корректно, не навязывало свою волю и очень помогло. В Сербии был объявлен трехдневный национальный траур. В Республике Сербской в Боснии и Герцеговине день похорон был объявлен нерабочим, чтобы люди могли поехать на похороны, из Черногории пустили специальные дополнительные поезда. Во всех учебных заведениях в Белграде в день похорон были отменены занятия.

В сам день похорон Патриарху были отданы государственные почести: во время движения по улицам Белграда лафет с гробом Патриарха сопровождала гвардия в парадной униформе.

- А как проходили похороны? В процессии мог принять участие каждый?

- В общем-то да. Центр был оцеплен от машин, и по пути следования стояла цепочка из полицейских, но пройти и присоединиться к процессии можно было совершенно спокойно. Это как раз хорошо видно на видеокадрах и фотографиях, запечатлевших процессию, где за гробом буквально до горизонта видны люди. Белградцы наблюдали за процессией из окон и с крыш домов. Это было очень трогательно: открытые окна, балконы, на которых собрались целые семьи.

И все прошло очень мирно, в тишине.

В похоронной процессии шло процентов 80 всего сербского духовенства, семинаристы всех семинарий. Открытый гроб везли на лафете. За лафетом шли гвардейцы, прямо за гробом шли родственники Патриарха. Все было очень торжественно.

- При жизни Патриарха он в Сербии воспринимался как фигура государственного масштаба?

- Если выражаться в таких категориях, то правильнее было бы его назвать фигурой общенационального масштаба. В Сербии отношения между Церковью и государством обладают особым своеобразием. Я бы не сказал, что в последние двадцать лет Церковь все время идет в фарватере государственной политики, периодически даже возникают конфликтные ситуации между Церковью и некоторыми представителями властей, политиками. Это, конечно, не означает, что все время присутствует какое напряжение. Есть и положительные примеры сотрудничества Церкви и государства. Просто Сербская Церковь держится достаточно независимо.

Традиционно Церковь придерживается в цивилизационном отношении восточно-православного понимания того, как должен быть устроен мир. В то же время сейчас совершенно очевидно, что у части сербской политической элиты наблюдаются некоторые евроатлантические симпатии, и смотрит Церковь на это с настороженностью.

Кроме того, отдельные государственные органы пытаются провести в жизнь некоторые совершенно неприемлемые для христианского сознания сербов, для традиционных ценностей вещи.

- Например?

- Например, гей-парад. Его проведение анонсировалось и рекламировалось не только многочисленными СМИ и неправительственными организациями, но и на министерском уровне. Но он не состоялся.

Есть и другие примеры.

- Говорят, что сербы, на самом деле, с точки зрения практического проявления своей религиозности, не особенно ревностны. Что православие чаще выступает просто как одна из национальных идей.

- В последние лет десять доводилось много общаться с сербами, и думаю, что «практикующаяся церковная жизнь» у них не менее активна, чем в России.

На отпевание Патриарха собралась одна шестая часть населения Сербии.

С другой стороны, еще наши эмигранты (например, митрополит Вениамин Федченков) писали, что сербы недостаточно дисциплинированы, в храм не ходят, но готовы погибнуть за веру.

Сейчас это одна из самых живых Поместных Церквей. В храмах полно молодежи. Такого нет даже в Греции. Да, может быть у сербов меньше внешнего порядка в Церкви, но при этом есть какая-то евангельская правда и простота. Они очень просто относятся к духовенству: идешь по улице - кто-то запросто подходит к тебе отдать записку. Или окликает какой-то мужик: «Эй, попе, попе!». Отвечаешь ему: «Чего?». И он может задать экклезиологический вопрос.

- Что сейчас происходит в Сербской Церкви? Как готовятся к выборам нового Патриарха? Каковы вероятные кандидатуры?

- Мне известна только официальная информация: было принято решение Синода, что местоблюстителем назначен митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, который, собственно говоря, как председательствующий Синода некоторое время уже был фактически «заместителем» Патриарха.

На 22 января назначено заседание Архиерейского Собора, который будет посвящен избранию нового предстоятеля.

- Какова процедура выборов?

- Путем закрытого голосования выбирают трех кандидатов, причем каждый должен преодолеть 50%-й барьер. Из этих трех кандидатов жребием выбирают Патриарха. Такова была процедура в последний раз при избрании Патриарха Павла.

Но теоретически возможны и какие-то изменения и в процедуре. Все решит Архиерейский Собор.

- Прогнозы уже делают?

- Прогнозы, безусловно, делают. В том числе и пресса. Но лично не хотел бы сейчас делать каких-либо «точных» прогнозов. Совершенно очевидно, например, что одним из кандидатов может стать нынешний местоблюститель. Другие кандидаты есть, но воздержался бы кого-то называть.

Будем также надеяться, что не будет сильного вмешательства в процесс избрания со стороны каких-то внешних нецерковных политических сил.

С иеромонахом Игнатием (Шестаковым) беседовала Мария Хорькова

Источник: Татьянин День

3 декабря 2009 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Новые материалы

Выбор читателей

×