Елена Зелинская: «Доброе кино зарождается»

Недавно в Москве завершился фестиваль «Лучезарный Ангел», о фильмах конкурсной программы которого мы уже рассказывали нашим читателям. Об итогах фестиваля, а также о перспективах духовного становления современного российского общества мы решили поговорить с Еленой Зелинской, членом Общественной палаты, вице-президентом МедиаСоюза.


— Елена Константиновна, на только что завершившемся фестивале «Лучезарный Ангел» было представлено большое количество самых разнообразных фильмов, как мэтров нашего кинематографа, так и молодых режиссеров. Однако многие из фильмов конкурсной программы так или иначе затрагивали не только тему духовности, но и историческую тему. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен такой интерес современного российского кинематографа к исторической тематике?

— На мой взгляд, этот интерес понятен. Пока мы не разберемся в том, что произошло с нами, со страной, мы попросту не поймем, куда нам двигаться дальше, потому что не будем знать, кто мы сами такие. Ведь, что такое история, что так ярко показано в фильме «Поп», получившем гран-при фестиваля? Наша история, это, прежде всего — самоидентификация, попытка вычленить, что в нас русское, а что советское. И это порой бывает очень не просто сделать: русский характер многогранен... Кто-то ведь может сказать, что и в советском мировоззрении было что-то хорошее, хотя я лично так не считаю.

— Чем же Вы объясняете такую довольно категоричную точку зрения?

— Главное, что характеризует советский период — это безбожие, жизнь, в которой человек отделен от Церкви, а в худшем случае вообще враждебен ей. О спасении души, о духовной жизни при советском строе вообще речь не шла... Поэтому для православного человека жизнь в стране, где проповедуется атеизм, где разрушаются храмы, где за героев почитают людей, уничтожавших духовенство как касту — такая жизнь, такой политический строй вообще не может рассматриваться как хоть сколько-нибудь положительный.

— Да, но как же быть тогда с восстановлением при советском строе института патриаршества? Ведь об этом тоже не следует забывать...

— Церковь все равно живет своей жизнью, и никак не связана с режимом. Христианству — две тысячи лет, православию — тысяча, и семьдесят лет какого-то одного политического строя… в историческом масштабе это просто ничто: стряхнули и пошли дальше. Недавно при мне владыка Евгений, сказал такую фразу: «Чем в более стесненных условиях живет Церковь, тем сильнее качество веры». Так что, думаю, восстановление института патриаршества — это даже не государственный процесс, это процесс сакральный, такой институт как патриаршество в принципе не может появиться без Божьей воли…

— Девиз фестиваля «Лучезарный ангел» звучит так: «Доброе кино возвращается». А чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшнему российскому кинематографу для того, чтобы он стал по-настоящему добрым?

— Если честно, я всегда настораживаюсь, когда слышу слово «возвращение». К чему мы собираемся возвращаться? Обратно к советскому кинематографу? Да, в нем было меньше насилия, меньше стреляли, но ведь то же самое происходило и в Голливуде. Насилие на экране — достаточно современное явление, а раньше кинематограф был существенно мягче. Вопрос в другом: что искали герои советского кинематографа, что было их целью? Все их поиски лежали в области идеологии, морали, обрисованной в кодексе строителя коммунизма — это был такой советский суррогат нравственности. А фильмы, которые демонстрируются на «Лучезарном ангеле» пропитаны идеей духовного поиска, и это — никакое не возвращение, а абсолютно новое кино, настоящее русское кино, которое создается на наших глазах.

— На фестивале были представлены не только работы молодых кинематографистов, но и признанных мэтров, таких как Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, Николай Досталь, чьи работы a priori привлекают в кинотеатры большое количество зрителей. Как Вы думаете, чем вызвана такая тенденция обращения массового кинематографа к проблеме нравственного становления человека, его духовного поиска?

— Как отметил на открытии фестиваля Владимир Легойда, поле духовной борьбы и духовного поиска, которое раньше были сосредоточено в русской литературе, переместилось в кинематограф. Конечно, все зависит от состояния общества; на каком языке общество лучше разговаривает, а главное — лучше слышит, на том языке до него информация и доносится.

Почему именно сегодня происходит обращение кинематографа к нравственной и духовной тематике? Мы жили в условиях одной единственной верной теории, и сам факт наличия других рассматривался как преступление, как инакомыслие. Прошло всего лишь 18 лет с тех пор, как исчез «железный занавес», как исчезли массовые запреты, как появились свободная пресса и свободный доступ к информации. Наш народ восемнадцать лет назад оказался в ситуации, в которой надо было объять необъятное, справиться с потоком хлынувшей на него с Запада информации. А иммунитета от всего того, что гигантским потоком нас захлестнуло, не было: к выбору-то нас не приучили! И этот «информационный шок» мы пережили в кратчайшие сроки! Западный мир оказался для нас как бы огромным супермаркетом — мы все сперва ринулись в отдел товаров для взрослых, и только потом стали разбираться, что в супермаркете, оказывается, и другие отделы есть, где, например, торгуют фильмами или книгами...

— То есть мы просто неправильно обрабатывали информацию?

— Мы не видели, а порой и до сих пор не видим некоторых очень важных вещей, тенденций. Например, говорят, что вся эта пошлая музыка, вся эта попса — это дурное западное влияние... Ничего подобного! В каждой американской школе есть свой хор, свой оркестр, который играет классическую музыку, джаз, так что для них вся эта попса — лишь маленькая часть от общей культуры. А, кроме того, не следует забывать, что весь перестроечный период сопровождался огромными экономическими потрясениями — семьям надо было элементарно выживать. И в этой ситуации было совсем не до музыки и не до оркестров... А сейчас настал новый период: мы выжили. Мы поняли, что выбрались из финансового и экономического болота. И пришла пора задуматься о душе.

— На прошедшем недавно Форуме «Православная Русь» много говорилось о необходимости возврата к традициям чтения, повышения интереса молодежи к книге... А как Вы считаете, что может заставить молодежь читать?

Я вас разочарую: заставить читать невозможно. Можно привить любовь к чтению, но сделать это можно только и исключительно в семье. И тут мы возвращаемся к основной, базовой проблеме: а что у нас происходит с семьей? Если малышу мама с детства читает сказки, тогда он подростком потянется и за Томом Сойером, и за рассказами Носова, а дальше — он уже снимет с полки и Шукшина, и Мериме, и Пастернака… Но начинаться все должно с «Репки»... Не следует забывать и том, что у современного молодого человека культурный фон совершенно другой, чем двадцать и тридцать лет назад. Для старшего поколения, выросшего при советском строе, литература была источником знаний обо всем: о западе мы судили по Ремарку, духовные поиски отождествляли с Достоевским, а историю учили по Пикулю… А сегодня для того, чтобы узнать как устроен современный западный мир, можно просто съездить за рубеж, можно прочитать в интернете последние новости; любое кино, любые книги доступны… Но в этом обновленном культурном фоне любовь к книге должна занять достойное место. И я думаю, что все это обязательно будет, просто сегодня, когда сбиты базовые понятия: семья, отношение к Родине, — нужно дождаться восстановления этих понятий. Да, сегодня необходимость духовного поиска очевидна, но вопрос в том, где мы будем искать? «Шестидесятники» искали ответ в области идеологии, в области науки, лбы разбивали о проблемах физики и лирики — и не нашли, пришли к пустоте. Сегодня искать нужно только в Церкви, вместе с Церковью, как единое целое, строить современную культуру.

— Планирует ли в ближайшее время МедиаСоюз какие-либо новые общественные мероприятия, способствующие возрождению духовности в России, продолжающие традиции возрождения нравственных и культурных традиций?

— Да, 11 декабря, мы проводим в Уфе фестиваль СМИ «Система ценностей». Фестиваль проводится во второй раз, в прошлом году он прошел в Москве. В этом году выросло и значение, и масштабы мероприятия — в нем примут участие около 700 журналистов со всей страны, поддержку оказывает Общественная палата, Правительство Республики Башкотарстан. Главная цель нашего фестиваля — понять, как именно современные медиа ориентируются в системе нравственных ценностей. В рамках фестиваля пройдет и конкурс журналистских работ.

В деятельности «МедиаСоюза» это не единственное мероприятие, направленное на сохранение, возрождение культурных и нравственных традиций. Например, мы оказываем информационную поддержку празднованию Дня семьи, любви и верности — возрожденного семейного праздника, который проходит в день памяти благоверных князей муромских Петра и Февронии.

— Я искренне желаю Вам успеха во всех Ваших начинаниях! Мы обязательно будем информировать читателей портала «Православная книга» о ходе грядущего фестиваля и обязательно расскажем о его результатах!

Беседовал Павел Сурков

Источник: Православная книга России

5 декабря 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×