- Виктор Антонович, прошло 15 лет с открытия храма в стенах университета. Что из того, на что Вы надеялись 15 лет назад, осуществилось, что было неожиданностью?
- Поддерживая 15 лет назад восстановление Домового храма святой мученицы Татианы при МГУ, я горячо надеялся на то, что храм станет духовной опорой для коллектива Московского университета - для наших студентов, профессоров и преподавателей. Ведь если вы вспомните то время, то согласитесь со мной, что оно было очень нелегким. Наше общество находилось в мировоззренческой растерянности, тогда казалось, что правда и ложь смешались...
И конечно, восстановление Домового храма МГУ стало символом того, что мы не просто выстоим, но возродимся. Ведь на наших глазах возродилась сама Татьянинская церковь! И эти чаяния сбылись: теперь мы - единственный университет в мире, который запускает космические спутники!
Важным итогом прошедших 15-ти лет я считаю также то, что другие вузы последовали нашему примеру и в их стенах открылись храмы. Возникло движение домовых храмов при вузах, которое сегодня возглавляет отец Максим Козлов. Это - восстановление исторической справедливости, ведь многие поколения преподавателей, профессоров и студентов нашего университета и других вузов не отделяли свою внутреннюю нравственную жизнь от профессии. Поразительно, но сегодня, в третьем тысячелетии, в эпоху суперкомпьютеров и виртуальной реальности, как и много веков назад, учащаяся молодежь обращается в своих исканиях истины к авторитету Церкви. Я уверен, что это идет не только на благо каждому конкретному человеку, но также наполняет подлинным гуманизмом образование и науку.
Домовый храм МГУ уникален тем, что он умеет говорить о вечном и важном на языке, доступном учащейся молодежи, ведь многие клирики и прихожане храма - наши выпускники. Это ценно для того, чтобы в студентах - будущих специалистах - воспитывалась потребность в ежедневной внутренней работе, и через это приходило осознание своей ответственности перед страной и обществом.
- Какие наиболее важные задачи теперь стоят перед университетской церковью?
- В полной мере осознавая светский характер образования в России, я все же считаю полезным укрепление связей храма и коллектива МГУ. Поле для работы велико: это и совместная благотворительная работа, и психологическая помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и организация университетских выставок, и многое другое. Думаю, студенты будут рады встречам во внеучебное время со священнослужителями храма, дискуссиям...
- Татьянин день теперь не только университетский, но и всероссийский праздник. Почему из многих новоучрежденных праздников именно этот нашел реальный отклик в душе наших соотечественников, почему он стал действительно народным?
- Дело в том, что праздник объединяет «разности». В этот день церковный праздник святой мученицы Татианы, стойко отстаивавшей христианские идеалы, объединяется с нашей повседневной жизнью и ее заботами (и кто знает, может, сохранение себя в этих заботах тоже требует стойкости?). Служение Церкви соединяется со служением образованию и науке. Этот день объединяет идеалы пожилых и молодых. Объединяются студенческая и преподавательская корпорации. Вот и оказывается, что быть вместе, да еще под покровительством святой - это большая радость!
- Вы известны как сторонник классического европейского университета. Верите ли Вы, что классические университеты сумеют сохраниться, найти свое место в образовательной ситуации начала XXI столетия?
- Безусловно. Классические университеты были и останутся флагманами образования. И здесь важны два аспекта.
Первый - прогресс не остановить, и именно способность классических университетов к проведению фундаментальных исследований является научной базой новых открытий.
Второй - прогресс не остановить, но чтобы он был не деструктивным, а созидательным, крайне необходима традиция классического университета непрестанно осмыслять то, что делает человек.
Я убежден, что модель классического университета способна обеспечить конкурентоспособность национальной науки, подготовки кадров для экономики, политики, культуры. И при этом не позволить новым поколениям потерять себя. Иными словами, это модель гармоничного соединения «вчера», «сегодня» и «завтра».
Александра Сопова
Ксения
Лученко