Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

Субъективные заметки на объективную тему.
Размышления и наблюдения журналиста в Дагестане

Источник: Русская линия

После третьей за последние шесть лет журналистской командировки в Дагестан, я, наконец, смог весь собранный материал уместить в очерк, который и предлагаю вниманию читателей. Прежде всего, меня интересовали причины политической нестабильности и то, как сегодня живётся в Дагестане русским. Изучению и осмыслению этих вопросов я посвятил львиную долю своего времени.

Ночью я проснулся от странных, непривычных для слуха звуков. С улицы доносился знакомый по фильмам про Афганистан и страны Востока, усиленный динамиками азан муэдзина, призывающий правоверных совершить ночной намаз. Выйдя на балкон, окинул взором ночной город. Красиво! Внизу сверкал огнями безлюдный проспект имама Шамиля. Справа едва просматривалось в темноте, казавшееся уснувшим море. Слева угадывались очертания подступавшего к самому городу хребта Тарки-тау, контуры которого на фоне пронзительно-чёрного неба обозначались мерцанием каких-то далёких огоньков. Интересно, кто ещё кроме меня и муэдзина не спит в это время в Махачкале?

Махачкала. Городская панорама
Махачкала. Городская панорама
Таких как я любопытных «смельчаков», добровольно приехавших в Дагестан здесь сегодня немного. Наплыва туристов в считающихся курортными приморских городах: Махачкале, Избербаше, Дербенте, тоже не наблюдается. Причина ясна – страх. Криминальный фон в республике действительно весьма высок – газеты пестрят сообщениями о заказных убийствах, ограблениях, подрывах, обстрелах и операциях по уничтожению бандгрупп, которые проводятся прямо в черте города. А после терактов в московском метро о дагестанском терроризме не знает только ленивый. Столкнулся с его проявлениями и я. Отправление поезда на Махачкалу было задержано на два часа – искали заложенную бомбу. Опоздал в тот день и поезд, прибывший из Дагестана – оказалось, что в пути обезвреживали террористку.

Интересно, что когда пытаешься заговорить на эту щекотливую тему с местными жителями, наталкиваешься на ответный вопрос: «А у вас в Москве, что меньше стреляют и убивают?» Не хотят люди верить, что их родина постепенно превращается в оплот радикальных идей и что их земляки всё чаще уходят в леса или становятся живыми бомбами, чтобы нести смерть другим, несогласным с ними людям.

Дагестанцы болезненно воспринимают критику в адрес местных порядков со стороны приезжих, зато сами охотно критикуют власти. По мнению ряда независимых экспертов, в Дагестане больше чем в других Северо-кавказских республиках присутствует вожделённое достижение демократии – свобода слова. Здесь, не в пример соседям издаётся много альтернативных и оппозиционных изданий. Вот только я не уверен, что это идёт на пользу процессу стабилизации обстановки в регионе. Развал СССР ведь тоже начинался, как помниться, с гласности.

В Чечне, где критиковать Рамзана Кадырова откровенно небезопасно, есть хотя бы результат. Действуя жёстко и последовательно, он довольно быстро навёл там требуемый порядок – вооружённые, идейные противники власти заметно попритихли. По данным опроса, проведённого независимыми источниками весной этого года в Чечне, всего 10% опрошенных жителей Чечни лояльны к ваххабитским идеям, в то время как 86% относятся к ним негативно.Добивается он этого не только личным участием в спецоперациях, но принятием целого ряда мер, поддержанных духовенством и основной массой населения республики. Все эти меры объединяет то, что они направлены на повышение в народе религиозности и нравственности. Правда, для этого Кадырову пришлось наступить на горло песне о демократии. Ну и что с того? Порой и правда кажется, что Россия, а особенно Северный Кавказ и демократия – вещи несовместимые.

С избранием в прошлом году президентом Дагестана Магомедсалама Магомедова, власти республики тоже взяли решительный курс на наведение порядка и начали его с борьбы против аморальности и за нравственность с опорой на религию. Первый заместитель правительства республики Ризван Курбанов прямо признал проблемы нравственности ключевыми для национальной безопасности, заявив в интервью одной из газет: «Власть намерена похоронить проституцию и игровой бизнес». На мой взгляд, это говорит о понимании истинных причин дестабилизации общества. Ведь нравственность народа – один из определяющих условий его существования в будущем и если нравственность на должном уровне, то будущее у народа есть, а если нравственность падает, то народ обречён. Поэтому, работы в этом направлении у Правительства предстоит очень много – мертвящий дух либерализма и вседозволенности давно и глубоко проник в души людей.

Однако, разница в глубине его проникновения в Дагестане при сравнении с Москвой очень заметна. Помимо отсутствия шумных казино и привычных для столицы саун с набором дополнительных услуг, здесь не встретишь наглой, провоцирующей на нарушение норм морали, уличной рекламы и «хулиганского граффити» – размалёванных похабными надписями стен и заборов. Приятно радует глаз, что на улицах города не видно «готов», «панков», «скинов» и прочих представителей сходящей с ума молодёжи с наколками, разноцветными причёсками, проколотыми и выставленными на показ различными частями тела. Не встретились мне так же люди, распивающие на ходу пиво и целующиеся взасос на виду у всех пары. Не попались на глаза сильно декольтированные и курящие «девушки», а так же женоподнобные мужики с косицами, кольцами и серьгами в ушах. Зато довольно часто – женщины в хиджабах и мужчины в тюбетейках, что служило напоминанием – основная масса жителей Дагестана – мусульмане.

Удивляться я продолжил и на городском пляже. Например, наличию турников, к которым, периодически подходили мальчишки, соревнуясь, кто из них больше подтянется. Несколько пар молодых ребят боролись прямо на песке, кто-то совершал пробежку вдоль кромки моря. С болью в сердце вспомнил посещение пляжей в России, на которых мне доводилось побывать: ни турников, ни занимающуюся спортом молодёжь (шахматы и пляжный волейбол – не в счёт) мне видеть там не приходилось (если я ошибаюсь, подскажите, где есть такие пляжи, и я порадуюсь вместе с вами). Гораздо чаще я был свидетелем (да и участником, чего греха таить) вино и пиво-возлияний.

Ещё больше меня удивило, когда я узнал, что нынешняя молодёжь Дагестана, за то, чтобы их призвали в армию… платит деньги! На республиканском призывном пункте мне объяснили, что так происходит оттого, что в последние годы квота на дагестанских призывников снижается, а число юношей призывного возраста, наоборот растёт. Поэтому образуется своеобразная очередь. Могут призвать сразу, как стукнуло 18, а могут дать отсрочку, потом ещё одну и т.д. А без военного билета с отметками о прохождении службы устроиться куда-нибудь на работу сложно.

Как тут не вспомнить горький рассказ занимающегося призывом знакомого прапорщика о том, что в этом году в их полк не добрали 50% призывников – и не только потому, что те не хотят служить, а просто некому – военкоматы пусты. Подросло поколение начала 90-х, тех страшных лет, когда русские женщины просто перестали рожать.

Конечно, далеко не вся местная молодёжь предпочитает спорт – спирту, а службу в армии – прожиганию жизни на родительские деньги. В магазинах и многочисленных кафе бойко идёт торговля вино-водочными и коньячными изделиями, не пустуют и местные пивбары, а на пляже и в других местах побережья, особенно в вечернее время, можно встретить целые группы молодых людей, распивающих под шумную музыку пивко или что покрепче. Слышалась от таких компаний и крепкая матерная брань, что ещё раз подчёркивало, что Дагестан – это неотъемлемая часть России.

«Когда русские слабеют…»

Памятник русской учительнице в Махачкале
Памятник русской учительнице в Махачкале
В один из таких откровенно неприятных моментов мне почему-то вспомнился памятник русской учительнице, открытый в Махачкале как раз в мой первый приезд сюда. Характерно, что русский народ воспринят дагестанцами именно в образе учителя. «Для многих дагестанцев незабываем первый урок русской учительницы, русского языка. Лучшие годы своей жизни многие русские девчата – учителя провели в высокогорных районах, далеких аулах, неся свет знаний и любовь нашим детям», – считают местные учёные социологи Н.Гасанов и К.Язачесов.

Вклад русского народа в экономическое и культурное развитие народов Дагестана велик. Этот факт не оспаривает сегодня практически никто. Вот как оценивает его тот же тандем: Дагестанцы, как старшее, так и молодое поколения благодарны Российской Федерации, русскому и другим народам, братская помощь которых позволила республике строить свои заводы и фабрики, школы и вузы, театры, библиотеки и музеи и т.д. Наставниками рабочих – дагестанцев были их русские рабочие, что закладывало основу глубокого уважения и взаимного доверия между ними. Рост численности рабочих – представителей народов Дагестана – являлся важным фактором совершенствования межнациональных отношений».

Эта оценка отношения к русским в Дагестане присуща в большей степени людям старшего поколения, реально видевшим и ощущавшим плоды дружбы народов, принимавших вместе с русскими активное участие в создании экономической базы своей Родины и её защиты в годы войны. Молодёжь, выросшая в эпоху развала страны, безработицы и кризиса, не готова принимать на веру эти постулаты, слепо верить в большого и мудрого старшего брата, который обязательно придёт и поможет.

Что мы, русские, несём народам Дагестана сегодня? Какую истину? Какой свет? Какую любовь? От нас ждут реальной помощи и примера – как правильно строить жизнь, а готовы ли мы стать примером? Если нам удастся в ближайшее время удовлетворить эти чаяния, можно надеяться на продолжение добрососедских отношений. Ну а если нет? Вопросы эти очень сложные, болезненные, но они требуют скорейшего разрешения, ждут ответа. И отвечать на них нам всё равно придётся.

Надо отдать должное руководству республики, ряду общественных организаций Дагестана, которые не раз публично заявляли о своей поддержке русских, как полноправных гражданах Дагестана. Учитывая, что сегодня их в республике проживает менее 120 тыс. человек (около 7% населения), они достаточно широко представлены во властных структурах. В органах власти посты занимают более 11,5% русских, столько же, сколько например кумыков и лезгин. В парламенте Дагестана – Народном собрании, русских 8,3%. Это больше, чем, скажем, лакцев, табасаранцев или азербайджанцев. 23% русских проходят службу на руководящих должностях в федеральных органах территориального управления. В их руках, например, ключевые посты в УФСБ и командные должности в воинских формированиях, подчиняемых центру и дислоцированных в республике.

Несмотря на это проблемы у русских в Дагестане, конечно, есть. Именно поэтому, заявил недавно глава города Кизляр Вячеслав Паламарчук, где русские составляют около половины населения, их отток из Дагестана, начавшийся в конце 80-х гг. прошлого века, не уменьшается до сих пор. (Тогда, согласно данных переписи населения в республике проживало более 165 тысяч русских). Основные причины отъезда русских связаны, как нетрудно догадаться, с «напряжённой общественно-политической и криминогенной ситуацией на Северном Кавказе в целом, и тяжелым экономическим положением в Дагестане, в частности». В числе иных причин В. Паламарчуком были названы «перевод многих бытовых и имущественно-финансовых споров на межнациональную почву, недостаточное реагирование правоохранительных органов на отдельные преступления, жертвами которых становятся русские».

Очевидно, это и есть проявление того, что принято называть русофобией – неприязнью к России и русским. Много ли таких случаев? Согласно проводившегося в 1993 году Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН под руководством профессора А.К. Алиева опроса среди русских жителей Дагестана, с фактами национальной дискриминации или оскорбления национального достоинства по отношению к себе или близким, столкнулись около 14% опрошенных, а отрицали их 81,6% респондентов. Среди причин оттока русского населения 19,4% назвали ущемлением их прав по этническому и национальному признаку.

Изменилась ли ситуация и статистика за прошедшие 17 лет? Лично мне, например, о фактах притеснения и унижения русских по национальному признаку за время нахождения здесь слышать не приходилось. Дагестанцы, которых я об этом спрашивал, уверяли меня, что дорожат своими русскими соседями, друзьями, сослуживцами, тепло отзываются о них. И всё же русофобия в Дагестане существует и повод к ней, пусть даже косвенно, дают, как это ни грустно, сами русские.

Основные причины, которые, по моему мнению, этому способствуют, я назвал выше – снижение кредита доверия к русским, потерявшим авторитет учителя и старшего брата: «Старший брат, который вёл хозяйство, был строг, но справедлив. Теперь он забросил дом, забыл про семью и запил. За что же его уважать?» Под этими словами, уверен, подпишутся многие. Обидный, но объективный факт. Лучше всего, казалось бы, решать проблему таким образом – помочь брату вновь встать на ноги, поддержать его. Это было бы по-семейному, по-братски. Однако желающих помочь упавшему брату откровенно немного. И пока русский народ самостоятельно пытается подняться, большую активность проявляют враждебные ему силы. Итак, русофобия следствие нашей слабости. В связи с этим вспомнилась замечательная фраза Василия (Фазиля) Ирзабекова, крещёного азербайджанца, педагога и писателя, автора книги «Тайна русского слова»: «Когда русские слабеют, остальные – звереют».

Слово неправды

Ползучая русофобия насаждается незаметно, исподтишка. В первую очередь со страниц газетных полос и посредством телерадиовещания. Подтверждения этому я нашёл, пролистав лишь несколько газет и журналов, свободно купленных в газетных киосках и мечетях Махачкалы.

Например, журналист Абдулла Алисултанов в майском номере популярного республиканского еженедельника «Черновик» (тираж 17450 экземпляров) озаботился вроде бы вполне мирной проблемой: «Чему учат в школе?». Однако, взявшись разбирать учебники «Русская азбука» и «Родное слово», автор статьи показал свою истинную цель – посеять семена раздора и ненависти к русским. Он словно забыл, что живёт в многонациональном, многоконфессиональном и светском государстве, полноправным субъектом которого является Дагестан, и что сам он работает в общественно-политическом, а не специальном религиозном издании.

Русофобская позиция автора проявляется, например, в том, что во всем хорошо известной русской народной сказке «Мужик и Медведь» он увидел то, чего не замечали целые поколения русских людей. Оказывается, на примере Мужика в русских детях воспитывается хитрость и коварство – ловко же он «кинул» своего делового партнёра Медведя, подсунув ему вместо съедобных корешков – вершки! Наверное, именно поэтому эти хитрые русские Мужики захватили всё рынки в Махачкале и по всей России, не давая бедным приезжим Медведям развернуться!

Откровенно не нравятся журналисту и русские былины. «Из них мы узнаём, – сообщает читателю Алисултанов, – как русские богатыри боролись с кочевниками: Соловьём-разбойником, Змеем-Горынычем и другими чудовищами. А ведь не секрет, что упоминаемые в этих сказках кочевники – предки для изрядной части населения Дагестана!» Получается, русские былины – это не народный, исторический эпос, отражавший представления народа о борьбе добра со злом. На самом деле они будут покруче экстремистской литературы и крайне опасны для общественной безопасности в республике, а посему их надо запретить!

Впрочем, не только русские народные сказки и былины раздражают Алисултанова. Не нравится ему и украинская сказка «Заячье сало» в учебнике «Родное слово». Чем же? Автор возмущён тем «как должен реагировать ученик-мусульманин с религиозным мышлением на сказку про сало? Ведь он знает, что для мусульманина сало – продукт совершенно неприемлемый!» Вы чувствуете, какую бескомпромиссную и принципиальную борьбу ведёт автор за впечатлительные детские души подрастающего поколения на станицах светского общественно-политического издания?

Есть у Абдуллы претензии и к догматическому содержанию учебников. По его мнению, в «Русской азбуке» недопустимо называть святых Кирилла и Мефодия – учителей словенских «равными апостолам самого Господа, Иисуса Христа». Возможно, это утверждение является кощунством для истинного мусульманина, каковым себя считает г-н Алисултанов. Но ведь никто не просил его совать нос в русскую азбуку и тем более разворачивать публичную дискуссию на эту деликатную тему, вынося её на страницы популярного светского издания, да ещё без учёта специфики региона и контингента читателей. Представляю, как справедливо возмутились бы читатели его родной газеты, опубликуй там редактор, к примеру, мои рассуждения на тему, является ли Мухаммед истинным пророком Аллаха?

Нелюбовью к русскому слову, истории, языку, а значит и носителям их – русским людям и Православию пропитаны и дальнейшие строки статьи журналиста. В пылу борьбы за чистоту веры и нации, автор, похоже, упустил один важный момент. Буквы, которыми он писал свою статью, дали те же Кирилл и Мефодий. Причём сначала нам русским, а потому уже предкам г-на Алисултанова. И никуда от этого факта не деться. Уж извините, уважаемый!

Типичным примером более тонкого русофобского издания является «общественно-политический и культурно-исторический журнал «Ахульго», издаваемый человеком, скрывающимся под псевдонимом Доного Хаджи Мурад (он же по совместительству ведущий рубрики «Религия» в газете «Новое дело»). Журнал свободно можно приобрести в мечетях города. Почему же я так категоричен в своих оценках?

Чего стоит один лишь отклик-рецензия на страницах журнала в N10 за 2009 г. на замечательную книгу «России крест кавказский» (автор-составитель Ю.Ильяшенко-Магай. Москва, 2007), которую я как раз недавно с удовольствием прочёл. Она представляет из себя богато иллюстрированную и прекрасно изложенную православным автором-патриотом хронику освоения Россией Кавказа. Это видимо и выводит из себя неглупого, но по-кавказски горячего главреда «Ахульго». Обвинив автора в фальсификациях и подтасовках, он возмущён ещё и тем, что книга посвящена «светлой памяти воина Христова Павла» и написана в соавторстве со священнослужителями. Вывод: «Редакция журнала считает издание сей поповской книги провокаций, не имеющей ничего общего с действительной картиной происходящего на Кавказе в XIX веке» (что, конечно доподлинно точно известно Доного и его тёплой компании соавторов). О себя добавлю – почитайте её обязательно!

В публикуемых на страницах «Ахульго» статьях, всячески принижается и высмеивается всё имперское и русское, как тупое, жестокое и т.д. Действия же имама Шамиля и его последователей преподноситься, как исключительно образец стойкости, мужественности и воинской чести. За образец подражания предлагается, например, некто Темирбулат Бейбулатов. До 1917 года он – офицер туземной Дикой дивизии, занимавшийся там, надо понимать, на добровольной основе организацией культурно-досуговой работы. В смутные годы революции этот человек, сняв погоны, становится ярым врагом России, приветствует оккупацию турецкими войсками своей Родины и заявляет себя непримиримым врагом советской власти. А ещё через пару лет Бейбулатов уже переводчик при бюро печати ВРК – Военно-революционного комитета Дагестана, актёр и режиссёр ведущего театра. Авторами «Ахульго» Бейбулатов назван «горячим патриотом своего края», что заводит внимательного читателя в тупик. Кому же он служил искренне? Российской Империи, Турции, имаму Гоцинскому или всё-таки советской власти? По моему этому «патриоту» было всё равно – лишь бы спасти себя и свою шкуру.

К сожалению, среди разжигателей русофобских настроений на Кавказе хватает и провокаторов. Особый вред наносят те, кто занимают высокие посты, постоянно мелькают по телевизору и публично называют себя т.н. «русскими патриотами». В майском номере другого популярного еженедельника «Новое дело» в статье «Честь мундира и невинные жертвы» рассматривается проблема милицейского произвола с национальным акцентом. Речь идёт о том, как в Астраханской области, вступившие в сговор местная милиция и прокуратура, пытаются засадить за решётку невиновных в изнасиловании девушки-инвалида восьмерых уроженцев Дагестана. Как было на самом деле – пусть решает суд, но в статье приводится такой факт: когда официальный представитель Дагестана в Астраханской области обратился за помощью к депутатам фракций в Госдуме, от В.Жириновского в ответ пришла его фотография с текстом: «ЛДПР – Русские, вперёд! Мы первые заявили о защите русского народа. Остальные до сих пор молчат. Мы всегда выступали за русский народ. Скажи «нет!» другим партиям».

Опубликованная в крупнейшей газете Дагестана (тираж 26500 экземпляров) эта чистейшей воды провокация в данном случае сыграет на руку только врагам народа, о котором только на словах печётся Жириновский. Таким образом, дестабилизирующих факторов и лиц, которые специально нагнетают обстановку в республике достаточно.

Будущее принадлежит победителям

Сержант Никита Нагорный
Сержант Никита Нагорный
Под воздействием подобных публикаций, экстремистских лозунгов и идей недовольные и обиженные жизнью и властями «борцы за справедливость» уходят в леса. Встречаются среди них авантюристы всех мастей и религиозные фанатики. Причём это не обязательно коренные жители. Попадаются среди «лесных братьев» арабы, турки, граждане среднеазиатских республик и даже славяне. Что же помимо идеи – строительства халифата – справедливого исламского государства, объединяет этих людей? Те и другие, совсем не прочь заработать неплохие деньги, в которых «идейные» люди всегда нуждаются. Как учит история, войны «за справедливость», финансируемые из-за рубежа, бывают долгими и кровопролитными.

Расхлёбывать кашу, заваренную местными «религиоведами-филологами», «краеведами», «патриотами» и их зарубежными хозяевами приходится военным и милиции. Мне удалось познакомиться с военнослужащими разведбата внутренних войск. В его задачу входит как раз выявление и уничтожение бандгрупп по всему Дагестану. На счету этого подразделения уже несколько десятков уничтоженных бандитов.

Сам комбат родом с Украины, среди подчинённых есть русские, белорусы, казахи, но большинство – дагестанцы. И хотя в разведке, как и в спецназе, людей принято делить не по национальностям, а по уровню профессиональной подготовленности, разведчики никогда не забывали: кто они и откуда родом.

За что воюют, во имя чего готовы сложить свои головы эти несуетливые с обветренными лицами люди, в глазах которых читается достоинство профессионалов? Деньги они получают относительно невеликие – чуть больше 30 тысяч рублей в месяц, что несопоставимо с каждодневным риском и жирными окладами лесных братьев. Родина? Но она, как никогда свободна, а порой и едина с противником. Справедливость? Но её мирно отстаивают в суде, а понимает всё равно каждый по-своему. Остаётся идея, которая на удивление проста – чтобы на родной земле наступил мир, стало спокойно.

В числе последних потерь, которые понёс разведбат, сержант Никита Нагорный. Он родом из Калининградской области. Кто его родители – неизвестно, воспитывался парень, как и почти миллион его сверстников, в детском доме. Считается, что только 10% детдомовцев становятся нормальными гражданами и Никита, безусловно, относился к ним: он не пил, не курил, занимался спортом, заочно учился на юрфаке, недавно женился. Говорят, мечтал о большой, дружной семье, строил планы на будущее. Оно ведь всегда принадлежит победителям. Никита ушёл из этой жизни в другую, лучшую, уверенными в своей правоте, а значит остался непобеждёнными! Боевые товарищи считали его братом. Русским братом.

+   +   +

Наш прощальный откровенный разговор с разведчиками происходил во время ночных стрельб на полигоне недалеко от Махачкалы. Горное эхо, усиленное ночной тишиной, далеко разносило треск автоматных очередей. Черноту бездонного неба расцвечивали яркие трассера, посылаемые в почти невидимые в кромешной тьме мишени. И вдруг, из ближайшей мечети, откуда-то с окраин города донёсся уже знакомый азан муэдзина. Его, то и дело заглушали автоматные очереди, но когда они смолкали, голос продолжал настойчиво звать правоверных на молитву. Получается, чтобы сегодня спокойно жить и молиться в Дагестане, должны стрелять наши автоматы.

Теперь я точно знаю, кто и почему не спит в Махачкале ночью, и какой ценой достигается здесь мир.

Роман Илющенко

Источник: Русская линия

25 июня 2010 г.

Рейтинг: 7.5 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Роман Илющенко

Новые материалы

Выбор читателей

×