Сказал Господь Своим ученикам: когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
Господь говорит о постепенном и нарастающем раскрытии сил зла. После бедствий общего порядка (война, землетрясения, глады), скорби гонений (Мк. 13, 5—13), наступит торжество зла. Господь возвещает о главном бедствии — о последнем испытании перед концом, о «мерзости запустения, реченной пророком Даниилом, стоящей, где не должно». Слова Господа настолько таинственны, что Евангелие взывает к особому вниманию и проницательности: «Читающий да разумеет».
Историческим прообразом этого явления может быть осквернение сирийским царем Антиохом Епифаном Иерусалимского храма в 167-ом году до Рождества Христова. Этот нечестивый правитель поставил в святом месте статую Юпитера Олимпийского, с тем чтобы уничтожить всякую память об иудейской религии. Точно так же в XX веке в Москве в Покровском храме, где подвизалась преподобномученица великая княгиня Елисавета, был установлен бюст Ленина.
Но поскольку два плана в пророчестве Господа — разрушение Иерусалима и гибель мира — накладываются один на другой, все сказанное здесь Господом относится и к осаде римским войском в 70 году святого града. Богоизбранный народ стал мерзостью запустения. Они отвергли свое спасение как мерзость, и Бог навел на них мерзость, которая стала их запустением. Римское войско стояло, где не должно, — вокруг и внутри святилища, к которому язычники не должны были приближаться. Грех пробил брешь в стенах святого града, через которую ушла Божия слава, и вошла в него «мерзость запустения, стоящая где не должно».
Несомненно, что не одно конкретное событие имел в виду Господь, говоря о приходе «мерзости запустения» современникам Его земной жизни. Святые отцы сходятся в том, что речь идет о страшной личности. Очевидно, это антихрист, который должен появиться в конце времен, — то, о чем мы читаем во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова (2 Фес. 2, 3—8; 1 Ин. 2, 18; 4, 3).
Во всяком случае, требования покинуть это страшное место звучит как императив. Оно настолько страшное, что единственным решением может быть бегство. Всякое промедление в бегстве будет означать гибель. Следует желать и молиться, чтобы никакие неблагоприятные обстоятельства не могли помешать быстрому уходу. «Находящиеся в Иудее да бегут в горы». Бывают времена, когда ради Небесного Отечества надо незамедлительно оставить отечество земное. «А кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою». Как ради спасения земной жизни человек готов ничего не пожалеть и пожертвовать всем, так ты благодари Бога, если душе твоей будет дано спастись хотя бы как из огня.
«Горе беременным и питающим сосцами в те дни». Они не смогут быстро бежать, как другие. Наступит время, когда величайшие земные утешения откроются величайшим бременем. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою». Господь говорит прежде всего об апокалиптическом холоде, от которого стынут сердца. «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет». Во время римской осады в 70 году была угроза гибели всего иудейского народа — обезумевшие от голода матери поедали собственных детей, и римляне убивали всех подряд. Если бы продлилась еще немного война, то не спаслась бы никакая плоть. Но эти ужасы — только прообразы того, что грядет. Пламя, скрывшееся под пеплом Иудеи в 70 году, в конце истории охватит весь мир. Зло обретет размеры вселенской катастрофы.
Однако среди гнева Своего Господь вспоминает о милости. «Ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» — ради тех, кто примет Христа. Ради тех, кто готов был отдать свою жизнь, подобно Ионе, чтобы прекратилась буря. Ради тех, кому Он обещал, что «остаток спасется». Избранные Божии вопиют к Нему день и ночь, и Господь отвечает на их молитвы. Эти избранные — все, кто хранит Ему верность в испытаниях. Что бы ни происходило, Бог здесь. Он остается абсолютным Господином времени и истории. Он сократит время испытаний. Он — Спаситель от всякого отчаяния. Спасение — всегда последнее и главное слово Господа.
И снова Господь зовет нас к бодрствованию среди апокалиптической ночи и к стоянию на страже души. «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки». Лжепророки будут проповедовать о лжехристах, и дадут знамения и ложные чудеса. Они прельстят многих из тех, кто уверены в себе, что стоят, и будут стараться прельстить, если возможно, избранных — тех, кто знает Христову благодать. «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все». Предупрежден — значит вооружен. Уверенность в истине и предупреждение против апостасии хорошо дополняют друг друга. Бог сохранит нас, но мы должны также хранить себя сами. Необходимо бодрствовать и одновременно быть исполненными доверия Богу. Это трудное равновесие между всецелым упованием на Бога и бодрствованием — и есть путь, которым должна идти Церковь.