Санкт-Петербург, 5 ноября 2010 г.
Литургию возглавил ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Его Преосвященству сослужили преподаватели и студенты в священном сане, священнослужители Санкт-Петербургской епархии, пожелавшие принять участие в служении древней литургии. Пели три академических хора, многие студенты и прихожане причастились Святых Христовых Таин.
В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся и складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования Литургий, которые носили имена апостолов: например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.
Святой Иаков — составитель литургического чина, был сыном Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним. Согласно Преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме — городе, имеющем очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.
Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется Литургиями святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде. Единственные два места на земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти все второе тысячелетие,— это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно совершалась все эти века (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).
В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и разсеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».
С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в русских церквах за рубежом, потом в 70 – 80-е годы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где подобная практика возникла по инициативе владыки митрополита Никодима. Долгое время Литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной школы, однако в 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось.
Сегодня традиция служения литургии святого апостола Иакова в Санкт-Петербургской духовной академии была возрождена.