Диалог любви

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 640 x 380 px. Размер файла 69500 b.

За свою достаточно длительную работу в общественном секторе мне неоднократно доводилось наблюдать, как общественная организация, взяв благословение у правящего архиерея на социально-общественную деятельность, через некоторое время перестает представлять себя как православно ориентированную. Почему это происходит, ответ очень прост: организация через некоторое время ощущает нехватку средств, некоторое неприятие ее в различных инстанциях, а корень этих проблем видит именно в том, что она имеет некий церковный окрас. Возникает и вопрос, брать ли деньги на свою деятельность у всех подряд. А берут у всех подряд потому, что наличие или отсутствие у НКО денег становится самым важным. Технологии европейского фандрайзинга захлестнули многие НКО.

Технологий сбора средств много, и они чаще всего ориентированы на тех, кто отдает деньги, даже не задумываясь, на что они пойдут. А так как таких большинство, под это большинство и выстраивается поведенческая линия общественной организации. «Равнодушные деньги» – двигатель большинства российских НКО, к сожалению. Лидеры таких НКО не стесняются признаться в том, что готовы работать с кем угодно, лишь бы иметь возможность брать деньги и другие материальные активы. Это становится даже залогом некоего успеха. С сайтов убираются слова, что организация работает по благословению того или иного священника, архиерея, потому что в рамках общественного выживания этот фактор понижает ту самую выживаемость.

Лидеры НКО стараются в своих выступлениях говорить только светским языком, чтобы не навредить своему общественному реноме. Не дай Бог, если в речи будет несколько слов о вере и Боге, ведь тогда организацию по умолчанию отнесут к другому типу, и это понизит и материальный поток, и влияние. И читая статьи лидеров НКО, замечаешь, что они всячески стараются угодить своей нецерковностью; обороты речи грамотные и профессиональные, но без напоминания, что Бог есть любовь и что без этой любви жить невозможно. А любовь – это основа всего и вся. Так что у светских НКО есть профессионализм и знания, но нет веры и Христовой любви. А как она у них может появиться, когда контакт с церковными организациями крайне затруднен? У тех же, где есть второе, то есть любовь, нередко так мало первого, то есть профессионализма и знаний. Как все имеющееся у одних и у других совместить, давайте поразмышляем.

Есть доля правды в том, что те же чиновники не воспринимают всерьез церковные организации. Есть… Сам неоднократно был свидетелем того, как на какой-нибудь конференции или круглом столе представитель такой организации начинал эмоционально рассказывать, что все гибнет, никто не верит в Бога, всех надо срочно крестить и венчать. Что аборты грех, сиротство – наш грех и так далее. А о том, что конкретно делать, – ни слова. Чиновникам эти «выступления» только на руку; они, переглядываясь, улыбаются, потому что нет конкретики, и, пока хлещет море эмоций и «показательной любви», им можно расслабиться, ведь разговор идет не о них… Через некоторое время модератор конференции показательно порет выступавшего; осадок от того, что представитель церковной организации попал в диссонанс, остается. Он накапливается и приводит к тому, что такие организации стараются не звать на серьезные встречи. На нескольких последних конференциях по вопросам жизни сирот и других социальных групп таких организаций я не встречал. Возможно, появилась даже некая полярность: все в своих песочницах сидят и сами себе рассказывают, как сделать жизнь в стране лучше. Это плохой знак.

Часто бываю и на собраниях церковных благотворительных организаций, где в основе всего и вся разговор о том, что ближнего надо любить, как учит этому Господь и Евангелие, что в трудах аввы Дорофея или другого святого много об этом написано. Но редко можно услышать об обучении, повышении профессионализма, рефлексии, методических и научных обоснованиях. Потому что считается, что, если ты верующий, этого уже достаточно для свершения добрых дел. Но как ни странно, именно верующие добровольцы чаще выгорают, потому что внутренний замер веры не совпадает с внешними вызовами и проблемами. Лично я считают, что и церковные благотворительные организации просто обязаны идти по пути профессионализации, поиска способов не только обучения и саморефлексии, но и достижения такого уровня своей работы, чтобы влиять на общество, власть, СМИ, бизнес и светские НКО.

Неоднократно можно услышать мнение, что церковные организации не желают работать со светскими, потому что там нет верующих людей, они мало что понимают в вере и поэтому диалог невозможен. И вообще что с них, светских, можно взять? Считаю это большим заблуждением и ошибкой, потому что именно в совместной работе, диалоге можно явить той же светской организации совсем иной смысл служения людям, но не через забор неприятия, а в совместной деятельности. Показать, что деньги важны, но все же это не самое главное. Что любовь к ближнему – это не только профессиональные качества, но и Христова Любовь. Добиться того, чтобы совместный контакт подводил ту же светскую организацию к иным ценностям, переосмыслению своей работы.

Безусловно, чтобы диалог был равным, необходимо обучаться и желать идти вперед и тем, и другим. Диалог между светскими организациями и церковными необходимо налаживать обязательно, искать пути взаимоконтактов. От этого выиграют не только сами организации, но и те, о ком они заботятся. Ведь сообща можно сделать гораздо больше, особенно если соединить профессионализм одних и христианские ценностные ориентиры других взаимопроникновенно. Ведь и в этом мы являем любовь.

 

Александр Гезалов

17 ноября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
НАДЕЖДА23 ноября 2011, 17:07
Рустик,в статье "Отче наш" именно на Ваш вопрос и дан ответ.На примере того,почему девочкам юбки и платки не надели.Да и вообще вся статья именно об этом-как пробудить человека к вере.Любой нажим на человека встречает внутренний отпор,даже неосознанный.А особенно в вопросе веры.Только собственным примером,только деликатностью,очень аккуратно и не спеша и с любовью о Господе.Помоги нам всем,Господи!
Angelina 8 декабря 2010, 18:39
"Диалог между светскими организациями и церковными необходимо налаживать обязательно, искать пути взаимоконтактов." В условиях жизни в монастыре,в келие ближнего по-моему любить проще,потому что нет тех обязанностей,которые присутствуют в обычной жизни по-отношению к детям, другим членам семьи и т.д. Часть общества,которая пытается рассказать о любви через искусство в самом деле находится как бы в противодействии с церковным обществом.Почему? Разве Муслим Магомаев не святой человек? По крайней мере для обычных людей.
Даниил 3 декабря 2010, 14:50
профессионализм строится именно по светским сценариям, и нужно очень много опыта и рассудительности чтобы вычленить негативные тенденции этого профессионализма, уж намного удобнее позиция "церковного выжидательства", сидеть и не рыпаться, не искать и не отбрасывать, чтобы меньше обжигаться о различного характера инициативы, препятствующие непосредственно церковной жизни
Светлана20 ноября 2010, 10:09
Спасибо за статью. Я не работаю в той сфере, о которой Вы пишете, но Ваши статьи помогают что-то иначе выстроить и иначе расставить акценты. Думаю, Вы верно обозначаете какие-то симптомы, характерные для общества и для группировок в нем - и те роли, которые так удобно играть.
Хорошо, что ставится проблема "уметь сделать" - постановка проблемы - уже половина дела
Рустик19 ноября 2010, 16:23
Спаси Бог, Александр за ответ. К сожалению, у меня нет такой возможности, но я бы с удовольствием поприсутствовал на таком диалоге, как наблюдатель и ученик, ведь одно дело теория, а совсем другое, практика. Нужна практика достойного диалога, у меня чаще всего эмоции перехлестывают, хочется помочь человеку, привести его с Спасителю, а весь разговор сводится к быту, вот и расстраиваешься и собеседника расстраиваешь, не стяжаешь, одним словом, а разрушаешь. Вот и Патриарх поднимает вопросы миссии и всех призывает, и ведь и у меня душа болит и у многих, я уверен, но не идет почему-то. У меня терпения не хватает в подаче, я переливаю через край, вот и отпугиваю, но надеюсь, Бог даст, научусь.
Гезалов Александр18 ноября 2010, 09:47
Рустик!
Диалог чаще всего неравноправен по некоторым причинам, и первая из них, снобизм с обеих сторон.Неоднократно наблюдал, как одни говорили другим - вы темные в платочках, а другие в ответ говорили, а мы вас со временем все равно отпоем.
То есть обе стороны стоят на каких-то своих позициях, это не полезные основания.Безусловно, светские организации обладают возможностями не только учиться, но и переобучатся, и не только когда создались, но и потом. Это нормальный ход.Что же мешает это делать церковным организациям?Не мне Вам говорить, что если нет переобучение, то и нет развития, да и выгорание чаще всего происходит именно из-за этого.Это уже известный факт.Согласен, что для церковных организаций такого сервиса нет, некому это предложить и реализовывать (особенно в регионах России), но в то же время, почему бы не пойти и не поучиться в светской организации этим знаниям, как и светской прийти за своим.Вопрос.А насчет диалога, тут все же необходимо выходить на тот формат, который будет принят, не опускаться ниже плинтуса, но искать возможность равного диалога, опять же через профессионализацию.Ничего в этом дурного не вижу.Также считаю, что на ключевые позиции в работе церковных НКО можно и нужно приглашать и тех, кто воцерковился, но работает в светских, имеет опыт и знания, а не по знакомству как чаще всего бывает.Тогда будет возможность и равного диалога, совместное решение задач для тех, ради кого работают и те и другие.Ответил?
Надежда17 ноября 2010, 17:00
Славная статья.Бог в помощь.
Рустик17 ноября 2010, 09:53
Александр, хорошие Вы вопросы поднимаете. А где можно научиться этому профессионализму? Ведь дело не только в организациях, в обычном диалоге трудно найти нужный подход и объяснить неверующему человеку свой взгляд, не напугав и не оттолкнув собеседника. Начинаешь говорить о заповедях и о саморазрушении, как отдельного человека так и общества, при несоблюдении их, и тут же возникает стена, разговор может продолжаться, но внутреняя стена уже воздвигнута и толку от такого разговора нет. Научите.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×