Жизнь продолжается

Грустно, когда из Церкви уходит человек. И даже если ты сделал, что мог, чтобы он не ушёл – всё равно остаётся осадок и подспудное чувство вины.

Обычная была прихожанка, что называется «без закидонов». Работала на рынке, исповедовалась и причащалась периодически… Грехи самые обыкновенные… покаяние искреннее… отношения, как мне казалось, доверительные, добрые… Тем более меня насторожило её неожиданное заявление пару недель назад. Это был воскресный день. Она исповедовалась утром как обычно, причастилась, а вечером… а вечером она вдруг заявила:

Причастие. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Причастие. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
– Знаете, отец Дмитрий, я на Вас так сильно разгневалась сегодня!

– Чего это вдруг? – удивился я, не находя со своей стороны повода.

– А я сама не знаю. Только я после вашей исповеди причастилась и ничего не почувствовала.

– Ну, простите, если я Вас чем-то огорчил! – сказал я, всё ещё пребывая в недоумении.

И вот вчера она открылась:

– Священники отказываются меня причащать.

– Почему это, кто?

– Да все.

– Минуточку, да кто же вам отказывает. Вы же вот сегодня только причащались.

– Это священник только делает вид, что причащает, а на самом деле – нет. Я ведь чувствую.

– Что вы чувствуете?

– Что не причастилась.

– Так а священники здесь причём?

– А притом, что они не хотят меня причащать.

– Ну ладно… Даже если и так, но вы ведь приобщаетесь Тела и Крови Христовой, а священник, какой бы он ни был, всего лишь преподаёт вам Святые Дары.

– Мне давно говорили, что в Церкви нет правды, а вот теперь я сама вижу. В один храм ходила… потом в другой… а теперь и в вашем тоже… Сначала всё нормально, а потом… Нет правды в Церкви.

– Да как же нет правды, если Сам Христос – Глава Церкви. Что же вы говорите такое?

– Не знаю, надоело мне это всё. Не хочу я ничего…

Я всё пытался её убедить, что дело не в священниках, а в ней самой, но она твердила своё – не причащаюсь, потому, что священники не хотят.

Тогда я ей прямо сказал , что она ложную мысль приняла за истину, что эта мысль больная овладела ей, уводит из храма…

Но она сказала:

– Знаете, надоел мне весь этот цирк, – смахнула с головы епитрахиль и ушла.

Вот так. И я всё думал целый день об этом случае. О том, что вера как раз и испытывается в пустоте и бесчувствии. И если ты хочешь быть со Христом на самом деле, то даже в пустоте и безверии, и в муке и тесноте не должен сдаваться, а искать, искать Христа, пусть даже с болью и слезами, вопреки всему… И никто, я думаю, этой пустоты не избежал. И никто из тех, кто не отступил, остался, продолжил искать и просить… никто из них не посрамился. Никто! Я в это больше чем верю! Но и никто этой пустоты и скуки, и неверия мучительного не избежал, потому, что – так сатана искушает человека и «надобно прийти соблазнам». Только надо же и готовым к ним быть, а не искать одной «приятности чувств», и в случае отсутствия оных – всё бросать и уходить… в пустоту.

Через сутки, вечером пришёл на исповедь мужичок. Обычный, седой уже… сокрушенный, умудрённый жизнью. Впервые пришёл, но, видно, не мимоходом. Долго он зрел. И в Лавру ездил Киево-Печерскую… и в Троице-Сергееву… и молиться, вот, стал по утрам… Отче наш читать… и Евангелие… и постится неделю… «Просто, вот как-то душа попросилась…» И я вдруг увидел, что та самая Правда, которую перестала видеть наша вчерашняя прихожанка – эта Правда живёт в мужичке и действует, и впервые на склоне лет привела его к Таинству Исповеди, а завтра, Бог даст, и к Причастию приведёт. А, стало быть… жизнь продолжается!

И ещё я понял, что вера – это ничто иное, как наше, личное и ничем не принуждаемое желание. Высшее проявление свободы! И если ты действительно хочешь быть со Христом, то ничто тебе не может в том помешать. Ничто! Впрочем, об этом ведь ещё Апостол Павел говорил: «ни скорбь, ни теснота, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
18 июня 2017, 07:06
Да, вот так и живём. Кто-то с верою в душе в Бога, а кто-то отошёл от Бога и живёт сам по себе под покровом дьявола.
Наталия23 марта 2014, 18:06
Сердечное спасибо и низкий поклон за эту простую истину,которая была для меня непонятна. Да, было так что в какой-то момент вся радость от исповеди и Причастия куда-то исчезли и было невероятно мучительно от "пустоты" в душе и непонимания что же случилось. Ощущение было, что это навсегда. Но вот как оказывается Господь испытывает нас - попуская такие "скорби" душевные! Храни Вас Господь отец Дмитрий!
Наталия24 марта 2012, 15:47
Спасибо, Вам большое за ответ на мой вопрос. Вы мне очень помогли! Спасибо Господу Богу,что подсказал и направил на путь истиный!
Татьяна 9 ноября 2011, 16:20
Нэля,
Да, именно так же и со мной. Все жила как-то, думала, что умнее всех, а вот довелось мне в этом году хоть чуточку почуять, до чего же мелок и ничтожен человек когда без веры. Все убеждала себя, что я на самом деле - верю, что Бог у меня в душе, а если так, то и Церковь не нужна, и молитвы/иконы/таинства - это атрибутика, вид коммерции (прости, Господи!). Привел меня Христос короткой дорожкой, пригнал в Церковь и каждый день поражаюсь той силе, что дает он мне. А в то же время боюсь, что в тот момент, когда испытает он меня на прочность, я не оправдаю его доверия. Но я буду стараться, буду. Меньше всего ожидала, что муж мой и тот (!) встанет на путь Церкви. С Божьей волей, придет он может скоро... Огромное спасиБо за статью.
анна22 сентября 2011, 00:53
И вот,ушла она,а следы за ней не её
эа Того,Кто взял её на руки и понёс по трудному участку жизни.
Светлана 6 апреля 2011, 23:23
Cпаси Господи,Вас о.Дмитрий! Я сейчас переживаю именно такой период в своей жизни,вокруг меня пустота и безучастие....И помыслы увлекают в обиду и жалость к себе,а молитва только короткая-вся я растрепанная,для правила..
И вот Ваша статья!!!Как же Господь меня оберегает:любя-испытывает,заботясь-спасает!..
Слава Тебе,Господи!Во веки веков!Аминь.
р.Б. Анатолий 3 февраля 2011, 17:11
Спаси Господи! Когда гонят не отчаиваться надо, а радоваться, что гонят за Имя Хрестово!
"Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша на небеси." И замете не на земли.
Спаси Господи!
Ольга 3 февраля 2011, 16:56
Спаси Господи Вас, батюшка, что доносите свет Христов до наших грешных душ! Действительно, проносятся мысли окоянные в скорбях или еще в каких-то лишениях бросить все, но нет!!! Так нельзя!!!! При малейших испытаниях и искушениях отворачиваться от Христа нельзя!!! Надо найти в себе силы и бороться, очень тяжело, но можно. Скорби они ведь не просто так попускаются-то. Тут я заболела, что-то совсем плохо ночью стало и вдруг поняла, как-будто подсказал кто: вот в чем ты грешна, а не раскаиваешься. И точно, в этом грехе ни на одной исповеди я не каялась. Расплакалась я и уснула. На утро полегчало вроде. Спасибо Тебе, Господи, что заботишься от грешных чадах Твоих.
Татиана20 декабря 2010, 20:38
Марина:
Про это говорил К.С.Льюис в "Письмах Баламута":
"Он оживляет их благодатной радостью и легкой победой над искушениями. Но никогда Он не даст этому длиться долго. Рано или поздно Он отведет их от Своей поддержки и наставничества, если не в действительности, то в их представлении. Он вынуждает Свои создания встать на собственные ноги и с помощью одной лишь воли исполнять обязанности, потерявшие всю свою привлекательность. Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем Он назначил ему быть. Поэтому молитвы, обращенные к Нему в "духовную засуху", Он и ценит больше всего".
Это очень точно. Спаси Господи за статью. Я не одна, кого считают фанатичкой, я не одна, всех, кто идет за Христом гонят.Господь тоже непонятно откуда зажег во мне огонек веры, ведь родители неверующие. Только бабушка- Царство ей Небесное! - про Бога рассказывала.Не знаю, что делать. Тоже родным про Христа рассказываю и про конец света, но они не верят.Слава Богу за все!Все кого гонят, не надо отчаиваться.
Павел Малый17 декабря 2010, 11:56
Сам в подобном состоянии регулярно нахожусь. Да, что я, вон говорят, преподобный Сидуан Афонский 15 лет богооставленность переживал. А Христос рядом стоял, все 15 лет, готовый "поддерживать ниспадающия". Так что, никуда, человече, из Церкви не убежишь, если только сам свою душу не убьёшь, не променяешь Божию благодать (которую все мы иной раз ощутимо переживаем) на какой мыльный пузырь, от мiра предлагаемый. И вообще, Царство Небесное, говорят, с усилием достигается, это не "потребительский кредит": делай так, и будет тебе счастье...
Неля15 декабря 2010, 12:17
Я была очень рада прочитать ваши мысли о вашем пути к Богу (или с Богом - не знаю, как правильней сказать). Может вам поможет в трудных ситуациях мои мысли поддержки - помнить о том, что Он сделал для нас, что мы молились и как все разрешилось. Даже плохие ситуации, которые мы (я) считаю плохими, они являются самыми лучшими, потому что они открывают темные стороны нас самих. Я поняла, что уж лучше будет плохо мне, а не другому, человеку, которому я бы сделала тоже самое, что со мной сейчас происходит. Это было во мне и его надо очистить. И оно очищается... Я очень рада этому - что могу увидеть темноту в себе и принести свет ближнему.

Слава Богу за все!
Неля15 декабря 2010, 12:17
Мне очень помогло то, что меня назначили секретарем в одной православной общине, благодаря чему не бросила ходить и слушать проповеди, а так вообще собиралась бросить ходить в церковь. То, что священник всегда приглашал к Причастию, перед чем была исповедь, а исповедь - это не просто так - "это-ж думать надо" не о чем-то, а о себе любимой и хорошей. Помогли статьи по православной тематике - причем всегда попадались такие, которые давали ответы на мои вопросы, либо вообще открывали темные места в моей душе, которые, действительно, мешали жить. А ещё помогло простое чувство благодарности за то, что Боженька помог мне, Он есть и Он постоянен, Он всегда был, есть и будет, Он всегда помогал, особенно, стучал. Есть притча по этому поводу - о прощении царем должников, которые должны были ему: один 50 ден.ед., другой - 500. И который из них будет благодарен больше.
Возможно, я и должна была 50, но все-таки хочу быть благодарной Ему больше - не только за это, а за все и вообще.
Неля15 декабря 2010, 12:17
Здравствуйте, хочу тоже поделиться своими мыслями. В Церковь пришла недавно, благодаря некоторым не очень приятным событиям моей жизни. Уже не было сил душевных все переносить. Держалась тяготой - "Придите ко Мне обремененные и труждающиеся и Я утешу вас". Потом все разрешилось. Я успокоилась, почувствовала свободу. Возник вопрос - куда дальше. С одной стороны я открыла для себя то, что Бог есть, что есть жизнь с Богом, заповеди, оказывается, можно воплощать в жизни, а не просто читать, и они открывают новые горизонты, душе спокойней. Я молилась Ему о помощи, Он помог. А с другой был мой прежний образ жизни, в котором прожила долгое время - без молитв, с мирскими радостями, осуждениями, праздностью, печалями, умничаньем, мыслью о своем всемогуществе. Начали возникать чувства, что этого всего нет, как будто был дом, а оказался миражом. Что можно было и не молиться - все прошло бы само собой.
То есть какое-то раздвоение - как выйти в поле чистое и куда идти. Идти по прежнему образу жизни без мысли о Боге или уже с верой.
Рустик15 декабря 2010, 09:09
Хорошая статья, спаси Господи!

"2010-12-14
20:48р.Б. Ирина:
Спасибо Вам за статью! Я сейчас принимаю курс химиотерапии и облучения после рака мозга, и надеюсь только на Бога. Читаю Евангелие, молюсь... Родители почитают меня за фанатичку; мне очень тяжело и обидно, но именно во время этих испытаний я поняла, что то, что я считала в себе христианством раньше - на самом деле было очень далеко от истинного христианства... Только в страданиях я поняла и прочувствовала насколько мало во мне любви, и я молю Бога чтобы Он дал мне сил прощать тех, кто не понимает упования на милость Божью и считает меня чокнутой. Смерть стала не столько абстракцией мол, чего тут бояться, "все там будем", сколько вполне возможной реальностью... Только тут понимаешь насколько тщетно упование на врачей и людей - только на милость Божью! Спаси Господи ту прихожанку."

Храни Вас Господь, Ирина!

Галина15 декабря 2010, 08:10
Эта прихожанка еще вернется. Куда ей идти? Только у Христа "глаголы жизни вечной...".
Татьяна14 декабря 2010, 20:58
Да,у каждого свой путь ко Христу,Богу,церкви,вере.Я тоже не знаю как так вышло, что меня Господь привел к этому.Ведь мои бабушки неверующие,коммунисты с 50 летним стажем пребывания в партии.Ни родители не преподали навыков православия,ни тем более школа с институтом.Вера возникает не сразу и бесповоротно,а как говорят,нудится.Сколько раз я отлынивала от утренних и вечерних молитв,сколько раз возвращалась к ним,сколько монастырей объехала,сколько раз пыталась найти какие то изъяны у служителей церкви,то у прихожан.Так прошло 10 лет.
Не вдруг приходит понимание того,что день без молитвы - не день,все дела как то расстраиваются и идут не по тому пути,сколько не езди в поисках святынь,а самая главная святыня оказывается у тебя в душе-это огонек веры,сколько не рассматривай священников и прихожан в лупу,они всего лишь исполнители Чьего-то грандиозного замысла на этом свете.И что легко укрепить веру в проявлениях чудес,но попробуй уверовать без этого.Но далеко,далеко еще идти и успею ли?Слава Богу за все!
р.Б. Ирина14 декабря 2010, 20:48
Спасибо Вам за статью! Я сейчас принимаю курс химиотерапии и облучения после рака мозга, и надеюсь только на Бога. Читаю Евангелие, молюсь... Родители почитают меня за фанатичку; мне очень тяжело и обидно, но именно во время этих испытаний я поняла, что то, что я считала в себе христианством раньше - на самом деле было очень далеко от истинного христианства... Только в страданиях я поняла и прочувствовала насколько мало во мне любви, и я молю Бога чтобы Он дал мне сил прощать тех, кто не понимает упования на милость Божью и считает меня чокнутой. Смерть стала не столько абстракцией мол, чего тут бояться, "все там будем", сколько вполне возможной реальностью... Только тут понимаешь насколько тщетно упование на врачей и людей - только на милость Божью! Спаси Господи ту прихожанку.
Марина14 декабря 2010, 19:26
Про это говорил К.С.Льюис в "Письмах Баламута":
"Он оживляет их благодатной радостью и легкой победой над искушениями. Но никогда Он не даст этому длиться долго. Рано или поздно Он отведет их от Своей поддержки и наставничества, если не в действительности, то в их представлении. Он вынуждает Свои создания встать на собственные ноги и с помощью одной лишь воли исполнять обязанности, потерявшие всю свою привлекательность. Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем Он назначил ему быть. Поэтому молитвы, обращенные к Нему в "духовную засуху", Он и ценит больше всего".
И дальше (напомню, это обращение одного беса к другому, а Враг - это Бог):
"Наше дело в особенно большой опасности, когда человек оказывается во Вселенной, из которой, казалось бы, исчез всякий след Врага, и спрашивает, почему он покинут, и продолжает повиноваться Ему без особого желания, но с твердым намерением следовать воле Вражьей".
Не правда ли, как точно? Часто вспоминаю, когда возникает такое настроение...
Александр14 декабря 2010, 16:42
Страшное дело с женщиной произошло. С нами тоже много чего страшного в духовном плане происходит, но про нас не пишет никто. А про нее написали. И видишь, что человек в глубоком духовном тупике. Приятности, чувства выдавала за благодать. Тем и жила. А кто этим не живет? "Ушла" из Церкви - надо идти за ней, проповедовать. В своем роде миссионерство среди своих. Но без него никак. И таких людей как эта женщина оч. мало осталось. Помочь ей надо. Помоги вам Бог!
Марина14 декабря 2010, 15:14
Спасибо, батюшка! Вера она как уголек тлеет глубоко в сердце и вруг разгорается, откуда она? Окружающие меня близкие люди, неверующие, и когда говоришь им о Христе, о Страшном Суде, улыбаюся. Кто зажег во мне этот огонек? Ни Церкви, ни Бога никогда не знала. Жизнь моя с обретения веры легче не стала, даже стало тяжелей, на работе гонения и притеснения. Но вера одна спасает меня, Господь посылает испытания, чтобы сделать меня достойной Царства Небесного! Тяжко, но слезы и молитвы дают силы идти дальше!
Елена14 декабря 2010, 12:49
Тысячу раз правы Батюшка. Всё в нас самих, и хорошое и полохое. Если сдаёмся, наша вина, не чья-то ещё.
Прости Господи Вашу прихожанку...
Спаси Господи Вас за ваши замечательные и поучительные рассказы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×