Православный календарьПравославный календарь
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.

Отчет о работе секции «Святоотеческое наследие и воспитание юношества»

Секция «Святоотеческое наследие и воспитание юношества» работает в рамках Рождественских чтений второй год. Она продолжает деятельность предшествующей секции «Церковное предание и святоотеческое наследие».

2 февраля 2006 года заседание секции проходило в конференц-зале гостиницы «Даниловская» под почетным председательством епископа Якутского и Ленского Зосимы. В ее работе приняло участие около 100 человек: священнослужители, преподаватели духовных и светских учебных заведений, сотрудники синодальных отделов, светские специалисты, интересующиеся святоотеческим наследием.

Святоотеческий опыт помогает каждому из нас в той мере, в какой мы соприкасаемся с образовательной системой, донести слово истины до нашей молодежи, помочь обращающимся к нам получить правильные ответы.

Особенно важными в свете воспитания юношества были доклады, освящающие на примере наших святых и подвижников благочестия опыт любви к Отечеству, истинно христианского и сыновнего служения Родине, стояния в истине, верности Христу.

Об этом говорил епископ Якутский и Ленский Зосима в своем докладе об архиепископе Феодоре (Поздеевском), который в годы разгула обновленчества и отступления от истины не только сам твердо стоял в Православии, но и радел об истинном православном воспитании молодых студентов руководимой им Духовной академии и иноков Данилова монастыря, где владыка подвизался в последние годы жизни. Этой же теме был посвящен доклад об архиепископе Данииле (Троицком), брате священномученика Илариона, с радостью и любовью переносившего страдания за Христа. «Только бы знать, только бы верить, что мои страдания принесут пользу святой Церкви», – писал он. О подвиге во благо православного Отечества говорил в докладе, посвященном Александру Васильевичу Суворову, воплощавшему в своей жизни наставления святых отцов и учившему этому других, доцент Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина полковник В. В. Петров.

Председатель Союза героев Советского Союза и России генерал-полковник Н. Т. Антошкин говорил о духовном преемстве и источниках героизма русского и советского народа и о необходимости и возможности с помощью Церкви продолжить это преемство.

Епископ Бостонский Михаил, представитель Русской Православной Церкви за границей, рассказал о святителе Иоанне Шанхайском (Максимовиче), который помог русским, оказавшимся в эмиграции, остаться русскими и не потерять Россию. Святитель всегда подчеркивал, что страдания и скорбь, выпавшие на ее долю, духовно очищают ее, а подвиг тысяч мучеников освящает ее святостью.

Один из докладов показал, насколько разными путями приходили к вере святые мученики, сколь неисповедимы пути Богопознания. Примеры показывают, насколько их духовная жизнь отличалась от нашей, и не только аскетическими подвигами, полной решимостью следовать за Христом, щедростью, милосердием, но и насыщенной евхаристической жизнью, которая является для нас примером.

Особо назидательными были доклады, в которых прозвучали поучения о духовной жизни как далеких от нас по времени подвижников, как старец Василий Кишкин, подвизавшийся в Площанской пустыни в конце XVIII – начале XIX века, так и нашего современника, старца Паисия Святогорца, назидавших о молитве, внутреннем делании, уповании на волю Божию, воспитании в детях любочестия, любви к ближним и возможной простоте в жизни.

Новыми биографическими материалами о первоначальнице Дивеевской обители преподобной Александре, обнаруженными в результате кропотливых архивных поисков, поделился иерей Георгий Павлович. На ее воспитание оказало влияние семейное благочестие и назидательный пример ее предков, многие поколения служивших Церкви и Отечеству.

Один из докладов был посвящен взглядам на образование юношества воспитанника Русского Афонского монастыря и Оптиной пустыни монаха Климента (больше известного под светским именем – Константина Леонтьева). Выводы его философско-богословских работ основаны на евангельских и святоотеческих принципах и подкреплены личным аскетическим опытом. Константин Леонтьев обращался к молодым людям — «будущему России» — с призывом «учиться у Церкви, а это значит — у духовенства, поскольку оно знает учение Церкви».

Был также заслушан доклад о греческом подвижнике – наставнике и воспитателе архиепископе Никифоре (Феотокисе) и его многополезной деятельности в России в конце XVIII века. О нем говорилось как о человеке, обретшем в России вторую духовную родину и оказавшем большое влияние на славянское благочестие.

Пример святых не только научает истине, но и вдохновляет подражать их подвигу. Задача исследования и использования бесценного святоотеческого опыта для решения современных проблем воспитания и образования, которая была поставлена перед секцией еще на прошлых Рождественских чтениях, постепенно выполняется. Расширяется состав участников и круг изучаемых тем. Результаты работы нескольких лет уже успели проявиться и в некоторых образовательных программах, и в ряде публикаций, и получить дальнейшее развитие на некоторых региональных конференциях.

Полные тексты докладов будут опубликованы отдельной брошюрой.

8 февраля 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×