1-2 февраля 2006 года в рамках XIV Международные Рождественские образовательные чтения ”Школа и церковь – традиции и реформы образования» в Российском государственном социальном университете прошла конференция «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» состоялась под председательством ректора РГСУ, член-корреспондента РАН Василия Ивановича Жукова и епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Кураторами конференции выступили: игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы и диакон Валерий Бахтерев, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря, референт Сектора Церковно-приходского образования Синодального отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
В Конференции приняли участие свыше 430 человек: руководители комитетов Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители министерств, ведомств, федеральных и региональных служб, Генеральной Прокуратуры, священнослужители, монахи и монахини из различных епархий Русской Православной Церкви, педагоги, ученые и практические работники, решающие проблемы беспризорности и безнадзорности в стране. Выступили с докладами и сообщениями 107 человек.
В частности, наиболее содержательные аналитические доклады по проблемам, обсуждавшимся на Конференции, представили Преосвященный Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский; игуменья Николая, настоятельница Свято-Николаевского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославец, игуменья Олимпиада, настоятельница Покровского Хотьково ставропигиального женского монастыря, Зубова Людмила Александровна, Президент благотворительного фонда Пансиона «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря г. Мурома; Соловьева Ирина Вячеславовна, Секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы; Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы, диакон Дмитрий Привезенцев, клирика храма иконы Божьей Матери «Знамения» в Переяславской Слободе г. Москвы.
В выступлении председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике Петренко Валентины Александровны поставлены вопросы совершенствования государственной политики в отношении детей, введения института по правам ребенка, который позволил бы обеспечить реализацию этой политики.
Начальник отдела социальной поддержки детей с ограниченными возможностями, профилактики трудной жизненной ситуации детей Шахина Нина Александровна, Прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ Степанова Наталья Владимировна, начальник отдела по разработке стратегии государственной политики в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних департамента охраны общественного порядка МВД РФ, полковник милиции Иванова Тамара Константиновна, начальник отдела воспитательных колоний управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Журавлев Вячеслав Леонидович, председатель Комитета по делам приемной семьи и охране прав детства министерства образования, культуры и спорта Калужской области Белкина Антонина Дмитриевна продемонстрировали практическую сторону работы с беспризорными, правонарушителями, раскрыли опыт работы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, указали на нерешенные проблемы и возможные пути их решения.
В рамках конференции обсуждался исторический опыт профилактики детской беспризорности в России в 1920-1930-х годах; различные формы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, работа с детьми «группы риска» и с асоциальными детьми и подростками, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения в подростковой среде, опыт создания семейных приютов для детей-сирот, организация трудовых общин для детей-беспризорников и содержание образования и духовно-нравственное воспитание детей в этих общинах и детских домах, социальная адаптация выпускников детских домов, правовая социализация воспитанников интернатных учреждений, защита прав детей, региональные модели решения правовой защиты несовершеннолетних, вопросы ювенальной юстиции.
Особый интерес в ходе конференции вызвал обмен опытом работы с «трудными» детьми, сиротами и детьми-инвалидами в приютах, детских домах, социально-реабилитационных центрах административных округов города Москвы, а также городов - Калуги, Белгорода, Пскова, Оренбурга, Владимира, Мурома, Карелии,
В ходе конференции работали семь секций:
1) роль и значение социального служения в воспитании и образовании молодого поколения;
2) социально-педагогическая работа с детьми и подростками «группы риска»;
3) ювенальная юстиция как социально-правовая защита несовершеннолетних;
4) проблемы социальной работы с беспризорными детьми;
5) дети и общество: социоинформационный аспект проблемы;
6) проблема религиозного образования в светской школе;
7) социальное управление процессами комплексной реабилитации беспризорных России.
Участники конференции отметили нарастание в последние 15 лет проблем беспризорности и безнадзорности детей в России. По различным источникам насчитывается от 2 до 5 млн. беспризорных детей, более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн. неграмотных подростков от 11 и старше лет, 4 млн. употребляющих наркотики. В 2004 году несовершеннолетними россиянами совершено 154 тысяч преступлений. Среди причин, вызвавших эти негативные явления: нездоровая морально-психологическая обстановка в семье, бедность семей, злоупотребление родителями алкоголя, родители-правонарушители, неудачи в школе.
За период с 1991 по 2004 гг. число детских домах выросло более чем в 2 раза (1991 год – 900 детских домов, 2004 – 2100). В 2 тысячах государственных детских домов находятся 67 тысяч детей, в 150 школах-интернатах – 27 тысяч детей.
При этом 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% - требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии.
Не удовлетворительны и результаты работы этих детских учреждений. Их выпускники выходят из детских домов и школ-интернатов не подготовленными к жизни, им не оказывается должная практическая и психологическая поддержка, 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками и наркоманами. 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% - более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.
На конференции отмечалось, что сегодня Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 Конституции РФ). Семья сохраняет свою социальную значимость в обществе при формировании нравственного и физически здорового поколения и призвана заниматься детьми с рождения и до полного становления их во взрослой жизни. Школа – это система воспитательно-образовательного процесса. Она способствует формированию нравственно зрелой личности ориентированную на ценности российского общества способной самостоятельно определиться в жизни и реализовать себя
По итогам работы конференции приняты рекомендации в адрес разных субъектов управления государством и обществом.
1. Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству Российской Федерации
- разработать стратегию государственной политики в отношении детей и молодежи; комплексную национальную программу профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних «Детство»;
- разработать и реализовать в РФ (с учетом 8 млн. детей, живущих в бедности) на государственном уровне мероприятия по выполнению рекомендаций доклада ЮНИСЕФ «Детская бедность в России и выбор стратегических действий»;
- учредить специальный государственный полномочный орган, ответственный за решение проблем несовершеннолетних в Российской Федерации, координирующий деятельность министерств и ведомств в этом направлении (в т.ч. решение проблем беспризорности);
- способствовать законодательному введению ювенальной юстиции как социально-правовой защиты несовершеннолетних;
- усилить роль муниципальных органов власти в решении проблем несовершеннолетних;
- проводить социальную политику, способствующую повышению социального статуса семьи, ее роли в деле воспитания и образования детей, обеспечивающую государственную поддержку многодетных семей, обустройство выпускников интернатных учреждений;
- ввести институт Уполномоченного по правам ребенка в России на федеральном уровне;
- оказывать государственную поддержку традиционным духовно-нравственным формам воспитания и образования;
- способствовать организации досуга молодежи с ориентацией на отечественные духовные ценности;
- создать на федеральном уровне и в субъектах федерации комиссий по журналистской этике, обеспечивающих духовно-нравственную составляющую деятельности СМИ;
- воссоздать Министерство труда и социального развития РФ;
- создать условия для получения всеми желающими и способными к обучению бесплатного среднего (полного) общего образования;
- обеспечить занятость несовершеннолетних (разработка новой концепции профориентации; целевых региональных и муниципальных программ);
- принять меры к развитию учреждений начального и профессионального образования всех типов;
- ввести в структуру центров занятости населения специалистов по обеспечению занятости несовершеннолетних;
- поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости;
- предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних;
- установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних;
- расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность 14 – 15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).
2. Министерству образования и науки РФ
- поддержать предложение РПЦ об изучении в образовательных учреждениях курса «Основ православной культуры» на факультативной основе;
- увеличить количество социальных педагогов в школах;
- готовить в педагогических вузах классных руководителей-социальных педагогов для общеобразовательных школ;
- учесть при разработке школьных учебных программ положительный опыт, накопленный православными просветительскими организациями в деле поддержки материнства и детства;
- сохранить теологию как самостоятельное образовательное направление в готовящейся редакции Общероссийского классификатора специальностей по образованию; включить ее в классификатор научных специальностей ВАК.
3. Министерству здравоохранения и социального развития РФ
- заключить договор о сотрудничестве РПЦ и органов социальной защиты и здравоохранения в решении проблем детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разрешить в домах ребенка и детских домах использовать помощь волонтеров от РПЦ, имеющих медицинское освидетельствование и специально обученных;
- специальные дома для детей-инвалидов создать с пожизненным содержанием с 18 лет. Использовать волонтеров от Русской Православной Церкви в этих домах, дать возможность ей опекать детей в домах интерната детей-инвалидов.
4. Министерству юстиции РФ
- выработать механизм привлечения Русской Православной Церкви, других православных общественных формирований и негосударственных структур к работе с воспитанниками специальных школ, профтехучилищ и осужденными в ВТК.
5.Министерству по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций РФ
- совместно с Министерством образования и науки РФ объявить конкурс на лучшую социальную рекламу духовно богатой семьи и здорового образа жизни.
6. Отделу религиозного образования и катехизации РПЦ
- издавать брошюры, книги для семьи с детьми, размещать соответствующие материалы в Интернете по темам: «Православная культура в Вашей семье», «Как рассказать ребенку о Боге» и др.
7. РГСУ
- поддержать традицию Русской Православной Церкви проведения ежегодных Рождественских чтений в РГСУ по проблеме «В России все дети - наши»;
- совместно с Московской Епархиальной комиссией по церковной социальной деятельности и РСГУ создать постоянно действующий оргкомитет по реализации рекомендаций Рождественских чтений и подготовке к очередным чтениям;
- создать Центр, объединяющий ученых различных факультетов, кафедр по изучению опыта, развитию социальных технологий работы с семьями и детьми «группы риска», а также обучению и повышению квалификации специалистов работающих с детьми;
- изучить и обобщить опыт деятельности Русской Православной Церкви по отношению к беспризорным и безнадзорным детям и внедрить его в практическую повседневную работу социальных служб и органов местного самоуправления;
- поддержать студенческие инициативы различных форм взаимодействия с интернатными учреждениями.