Православный календарьПравославный календарь
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.

О посте, скрипке и отбойном молотке

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам?

Мелодия скрипки – это то вдохновение, которое рождается в душе при мыслях о Боге, это те звуки духовного мира, которые пробуждают душу к чистой и целомудренной жизни, это те отблески райской красоты, наблюдаемые в природе, которые свидетельствуют о Небесном Отце. Отбойный молоток – шум внешнего мира и скрежет наших страстей, которые своим нестерпимым воем оглушают душу, на время лишают нас духовного слуха. Вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия и собственная греховность не дают услышать в своей душе звуки духовной жизни, почувствовать райскую гармонию, вернуться к Небесному Отцу.

Чтобы остановить отбойный молоток страстей и освободиться от шума ежедневной суеты, Церковь предлагает христианину пост – особое время, когда мы имеем возможность отвлечься от внешнего шума, попытаться преодолеть свои страсти, и в общении с Богом обрести гармонию личной жизни.

Иногда от людей, еще не воспринявших церковную жизнь, можно услышать, что они не постятся потому, что если они будут поститься, то этак «совсем дойдут» – упадет уровень гемоглобина в крови, голова будет кружиться, в теле появится слабость. То есть, сам пост они рассматривают с точки зрения его физиологической пользы. Понятно, что при таком подходе легко отыскиваются оправдания для отмены поста. Есть, конечно, и другие примеры, которые приводят батюшки. Это вполне реальные случаи, когда, допустим, человек страдал болезнью, исключающей пост, но все равно брал благословение, постился и в итоге становился абсолютно здоровым (подобный подвиг, конечно же, не для всех). Однако мы хотим сказать о другом. Пост – не диета и не временное уподобление вегетарианству. Пост – это, прежде всего, духовное делание, которому мы стараемся подчинить нашу душу и нашу плоть. Именно пост учит нас управлять своим естеством, господствовать над возникающими пожеланиями и через это достигать самой трудной победы – победы над самим собой.

Вспомним пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. В итоге, их внутренний дух оказался ослаблен, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков. А вот что говорил святитель Игнатий Брянчанинов: «Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка». Действительно, о чем будет думать человек, привыкший ублажать свое чрево, в минуту голода или скудного пропитания? Не научившись господствовать над своим телом, мы оказываемся в жалкой, рабской зависимости от него. Это относится не только к желудку, но и к половой сфере человека, в которой могут проявляться самые беспорядочные желания, и к нашему слуху и зрению, когда уже трудно отвлечься от бесконечных прослушиваний популярной музыки, просмотров сериалов и участия в компьютерных играх. Ведь пресыщение может быть не только едой, но и видеопродукцией, играми, бестолковым общением с приятелями, самым отдыхом. Может ли такая душа в самой себе обрести гармонию?

Пост – это время, когда мы получаем возможность достичь победы над своим естеством, упорядочить свою внутреннюю жизнь. Пост – это особый, более трезвенный, покаянный настрой души, воздержание от участия в мирских увеселениях, внимательное приготовление к исповеди, увеличение своего молитвенного правила. Как весеннее солнце, согревая землю, растапливает снег, так и пост согревает душу духовным теплом, убирая с нее лед грехов и пороков. Известны случаи, когда именно в пост некоторые люди смогли преодолеть свои дурные привычки, такие как курение, сквернословие, злоупотребление алкоголем. В богослужениях, молитвах, личных усилиях христианина погашается привязанность к чувственным удовольствиям, а сам он восходит к приобщению духовным истинам. Поэтому после терпеливо пройденного поприща поста, после регулярного присутствия на продолжительных богослужениях, после чистосердечной исповеди и частого участия в Таинствах душа испытывает облегчение, освобождение и утешение.

Постясь, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Зачем это нужно? Душа каждого из нас находится в тесной связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой. Значит, надо научиться покорять плоть душе. «Когда царь собирается взять неприятельский город, – пояснял преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». С древности известно, что каждый вид пития и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Все мы знаем блюда и напитки, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, сердце грубеет, разве способен в таком состоянии человек чисто и искренно молиться Богу?

Пресыщение влечет за собой в душу ожесточение, напыщенность, разные страстные пожелания. А пост смиряет душу. Ведь доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает человеку его немощь, заставляет чаще вспоминать про Бога. Молитва постящегося делается особенно сильной, произносится не поверхностно, а из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Продукты растительные оказывают более легкое действие на организм и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей. Если выразиться образно, легкое судно скоро переплывет море, а обремененное лишним грузом затонет в морской пучине.

Вместе с тем, пост – не только телесное воздержание. Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего». И если говорить наиболее точно, пост есть воздержание от всего, что мешает нам быть с Богом и приземляет наши духовно-нравственные стремления. Именно такой пост возводит естество человека к райской гармонии, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

Тело человека можно сравнить с музыкальным инструментом, а душу с музыкантом, который должен умело обращаться со своим инструментом. Если музыкальный инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет достичь гармоничной мелодии. Но и если сам музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Для того нам и дан пост, чтобы уподобить свою душу дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию духовной жизни, а не превращаться в отбойный молоток, все время тупо грохочущий, вгрызаясь в пропитанный выхлопными газами асфальт. Дай Бог всем нам употребить время поста на преодоление в себе тех немощей, грехов и слабостей, которые более всего препятствуют нашей духовной жизни, и обрести ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

Валерий Духанин

14 марта 2011 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 344 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Георгий 19 марта 2024, 20:01
Спасения Вам,отче! Спасибо большое за ваши статьи и беседы! С поклоном к Вам р. Б.Георгий
Игорь19 марта 2021, 03:33
Батюшка,пишите побольше. Спаси Господи вас!
евгений20 февраля 2018, 00:46
Отбойный молоток--это про меня. Как верно подобрано сравнение)) Спаси,Господи,автора.
1 июля 2015, 13:25
Мне очень понравилась статья,Спасибо!
Как часто в жизни,размышляем(умствуем)
Мы о душе,гармонии,о разуме,о теле,
Глазах,ушах,свободе,прочем(часто не своих).
И на"готовых скрипках"лишь хотим играть!
При всём- при этом,ищем лишь готовые и
Лёгкие решенья,
Не научившись себя делать и превозмогать!

Наталья К.
Евгений24 марта 2015, 12:59
Интересная и полезная статья. Спасибо!
Иже Александр из Од.19 марта 2013, 13:47
Спасибо автору за интересную статью и красивые аллегории. Пост помимо всего прочего еще и гармонизирует нашу жизнь и вводит в нее элементы героизма(аскетизма) и реально "утишает страсти"! А это так важно в наше непростое и нервное время!
Евгений19 марта 2013, 00:02
Спаси Господи ! ! !
Ольга СПб18 марта 2013, 16:12
ВАЛЕРИЮ

Милый Валерий!
В данной статье "отбойный молоток" - аллегория.
А статья - замечательная.
Валерий20 декабря 2012, 22:08
Уважаемый Валерий Духанин! Пишет Вам Валерий Амосов, бывший рабочий с отбойным молотком. Я слышал, Валерий, как у моего старшего товарища по работе с отбойным молотком во время работы в голове звучала мелодия скрипки. В одном из коротких перерывов, этот бывший моряк Дальневосточного флота, рассказывал, как часто он вспоминает человека стоящего на скале и выводящего на скрипке прекрасную мелодию наших Душ, нашей природы. Этого рабочего и его воспоминания я пронёс через всю мою жизнь. У каждого свой рабочий инструмент, у каждого по-своему звучит мелодия в Душе. Но рабочий с отбойным молотком прекрасен, он созидатель, он многонационален. он с Господом в Душе. Как мало о нём пишут.
А о посте. Я думаю, что рабочий с отбойным молотком с жиру не бесится.
Храни Вас, Господь! С Уважением, Валерий Амосов.
Ольга28 марта 2011, 19:45
Статья очень понравилась. Убедительно. Спаси Вас Бог!
Виктор20 марта 2011, 13:25
Спасибо. Все понятно и просто. СПАСИ ГОСПОДИ !
Людмила17 марта 2011, 09:44
Спаси Господи за статью и за книгу "Сокровенный мир Православия"
Людмила15 марта 2011, 15:43
Отличная статья- очень доступным языком написано. Побольше бы людей её прочли
р.Б Наталья14 марта 2011, 20:52
Eto zaviset ot Vaschego dyxovnogo yrovnya. Obratites' k dyxovniky, ili prochitaite Svyatiux Otzov chto nibyd' k etomy podxodyaschemy
р.Б Наталья14 марта 2011, 19:46
Здравствуйте,

Не знаю кому и задать вопрос
можно ли в посты смотреть фильм "Остров"?

Спаси вас всех Господь.

Антоний14 марта 2011, 12:35
Отличная статья. Кратко и ёмко. Всё по делу. Спаси Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×