Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.
Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.
Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.
Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики частого Причащения. Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».
Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь.
Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».
Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.
По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.)
Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?
Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.
Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения.
Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад. Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.
Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.
Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!» действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел и не вышел.
Так на обычной литургии.
Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать.
Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.
Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества.
Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину.
***
Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.
Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок.
Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно.
***
Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.
Наше Солнце – Христос. «Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его», – говорит пророк Малахия (Мал. 4: 2).
Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить.
И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма.
А у нас в Нижнем Новгороде пока не нашлось ни одного храма, в котором Литургия Преждеосвященных Даров служится вечером. Везде - с утра.
Так что будем отпрашиваться с мужем с работы (не ждать же пенсии, чтоб побывать на этой службе :)
Утешения ждём от Господа и помощи.Мира вам в пост.
Для тех, кому слова батюшки показались слишком жесткими, могу посоветовать лишь внимательнее вчитываться в евангельские строки и читать жития святых. Пряник дают, но и кнута не отменяли. Пастух пасет овец всегда с кнутом в руке и особенно расслабленных овечек с любовью подстегивает.) Так и с нами поступают. А мы все недовольно блеем...
Поминать некрещеных, если правильно поняла, было предложено самим прихожанам, то есть келейно или пусть даже на литургии, а не священству с выниманием частицы, как это происходит с крещаемыми.
Как-то елейненько получается. Человек впервые входит, вползает, вбегает, врывается в Храм. Кто из, так называемых, "старожилов" знает (кроме святых провидцев "старожилов", конечно) - что, какая радость, какое горе, какая потеря, какая рана, какая горячая благодарность и за какое обретённое счастье привели, приволокли человека в храм?!. Что мы знаем о нём?! Одним поворотом головы, взглядом, жестом, не говоря уже, словом(!) можно человека напугать, оскорбить и НАВСЕГДА увести Церкви! Странно мы желаем людям добра - и, чтобы их научить, и чтобы себя, знающих, потешить, и мелким "дембельским" тщеслваицем себя порадовать. И непонятно, что сначала - любовь к нему, неразумному, или моя собственная гордынька? Поверьте, я стольких, таких вот изгнанных, пытался вернуть. И далеко не всегда возможно это.
Один митрополит с амвона, своей архиерейской властью обязал человека, таким образом выгнавшего другого из храма, до конца дней своих поминать, молиться за ушедшего, чтобы и тому спастись, и виновному не погибнуть. Нам и так хватает своего. Не будем собирать себе угли на голову...
Свящ. Михаил
ну не судите Вы строго о Церкви, это всего лишь мнение одного человека, и высказанное из его духовного и жизненного опыта. Все люди бывают разными и мы тоже. Хочется Вам найти более доброго, мягкого и светлого человека, ищите, Господь не оставит.
Я про девушку, из Храма выгнанную - если этот пример утешения самим Господом будут иметь в себе новоначальные пришедшие в Храм, то недалеко им до гордыни и самолюбования.
Лучше все же понимать, что по делам нам зачастую вправление мозгов от "старожилов", мало просто зайти в Храм, надо потрудиться и узнать хоть немного о службах и церковных правилах.
Да и если человек скромно зайдет и по смирению будет понимать свое пока место поодаль, научаясь от прихожан последованию службы, не ссорясь и не раздражая бабушек явно неприличным хождением, если он ласково и скромно будет отвечать на возможные укоры, то легко ему будет, если он горит желанием понять смысл происходящего и винить он будет только себя, что до этого жил и не был в Церкви. И это чувство вины позволит ему побыстрее напитаться нужной информацией, и лучше из книг и материалов этого сайта, например, а не от тех же церковных бабушек, потому, что, конечно, же они не правы в своем осуждении впервые зашедшего в Храм, они и в службе зачастую ошибаются, и никак не авторитеты во многих вопросах Церкви.
Опыт. (Уж очень нравится это примечание у Иоанна Кронштадского).
"Захожане" действительно отвлекают, и у меня грешного, крутятся мысли осуждения. Но в этот момент полезно про себя поблагодарить Господа, что эта женщина без платка или в джинсах, или этот парень со свечкой, неуверенно ходящий при чтении Писания, неведомыми Божьими промыслами попали в храм. Нельзя исключать, что в трудную минуту своей жизни они вспомнят о тепле Литургии и скинув пелену увидят за дверью Того, Который стучался к ним всю их жизнь
Спасибо за Ваши труды.
Будем же трудиться по пастырским наставлениям, молиться за дарованных нам Богом наставников.
Просить помощи у Бога.
Впервые удалось быть на Великопостных вечерних службах.
Чему очень рада.
..." Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение...".
Может быть, это и очень хорошо, но на мой критический взгляд, в таком случае и прихожане должны вернуться к нормам жизни древних христиан; например, продать квартиры и дома и всем жить общиной (и в больших городах), деньги раздать нищим; все литургии должны служить епископы; при гонениях с радостью принимать мучиническую смерть... В современной Москве есть приход, где священник возомнил себя епископом и служил с открытыми вратами, оглашение длится 1,5 года, после оглашения - очередные этапы, Всенущную не служили, не пускали в храм тех, кто не причащался и незнакомых людей, причащали без исповеди и женщин в нечистоте, пресвитеры из прихожан принимали в алтаре оставшиеся Святые Дары... Закончили тем, что в алтаре избили и разоблачили присланного второго священника и отправили его в психушку. За то, что служил на церковнославянском (а не на русском языке), не причащал без исповеди и вообще пытался служить литургию по правилам. Простите!
"А если человек крайне остро нуждается в таком укреплении Святыми Тайнами не только в субботу и воскресенье, но он не то, что не хочет потерпеть, а не может по состоянию здоровья держать Евхаристический пост до вечера."
Во-первых, для болящих и немощных благословляют сокращать евхаристический пост, например можно не есть только после 12.00, это уже легче.
Во-вторых, служение ЛПД утром в среду и пятницу лишает возможности посещать её тех, кто работает или учится, в эти дни. А это, думаю, большинство прихожан.
Поэтому если хотя бы в части храмов были такие вечерние службы было бы замечательно.
И если вы в живете городе, где больше одного храма, у вас мог бы быть выбор: идти туда, где служат утром, или где вечером.
"Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров".
А если человек крайне остро нуждается в таком укреплении Святыми Тайнами не только в субботу и воскресенье, но он не то, что не хочет потерпеть, а не может по состоянию здоровья держать Евхаристический пост до вечера. Я, например, отношусь к таким людям. И таких людей немало. Кроме того, даже если нет прямых противопоказаний по здоровью, мы все работаем, а если сознание плывет, то как выполнять свои рабочие обязанности?
И что нас всех, кто работает или по здоровью не может не вкушать до вечера надо лишить возможности соединения со Христом на седмице Великого Поста? Того самого укрепления, которого жаждут душа, и о чем так хорошо сказано в начале статьи.
Очень верно сказано! В нашем приходе именно такой священник, придерживающийся традиции. А у обновленцев - путь в пропасть. А все от гордости, что они умнее всех. А чтобы причаститься достойно, а не в осуждение, нужно и подготовиться достойно. Спасибо за статью - все по сути и правдиво!
Простите меня братья и сестры завтра иду на исповедь.
р Б Людмила
Господи Боже, прости меня грешного!
Простите меня любимые братия и сестры!
Искал, за что бы поблагодарить автора, - и не нашел! Надменный, провокационный характер проповеди, изобилующей самомнением и реформаторскими идеями неообновленцев повергает в ужас от осознания того, что ЭТО говорит сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП:
"Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи..."
- Кто ваш БОГ, отче, если в вашем храме СЛУЧАЙНЫЙ народ?! О практике частого причащения можно прочитать здесь: http://www.blagogon.ru/digest/145/
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Так зачем будить лихо? Пусть его, можно же и без поста, если в скоромные дни страсти, можно подумать, НЕ "обнаруживают себя, НЕ просыпаются, НЕ томят и НЕ тревожат душу."
Согласен почти абсолютно:),долго на самом начальном этапе привыкал к языку богослужения,необходимости поклонов(вовремя прочитал и понял необходимость этого),много чего еще долго было мне не понятным.В том числе не понятным долго оставались слова указанные вами:"...почему сейчас они звучат,ведь этого действия не происходит?".
Ответы нашел позднее и к своему сожалению узнал что ранее это происходило (оглашение,чтение часов и т.д.)сейчас нет, потому-что...
Согласен с тем что ,когда рядом с тобой люди понимающие и во всяком случае поддерживающие тебя в определенные моменты богослужения будет "удобнее и комфортней",но где тогда в этот момент были бы все остальные к которым буквально недавно принадлежал и я,которые "пока не очень" .
Очень хочеться думать что в случае служения по древнему уставу Господь привел бы меня также в Церковь,мне гордецу очень долго хватало и несколько минут пробытых в храме("все не то..."),чтобы долго с раздражением "перемывать" .
А вот потом, гораздо позднее я вспомнил о том Месте ге был,где Бог ощутимо рядом и готов к встречи с каждым.
Вокруг множество людей ,которые и при нынешнем ходе богослужения говорят о отчужденности,обособленности,гордости христиан не увеличим ли мы тем самым растояние?(я сейчас только о "закрытых дверях" и длительности подготовке ко крещению),хотя опять же, каким образом к этому подойти.
Литургия Преждеосвещенных даров,молитвы о оглашеных,поддерживаю,поддерживаю.
Продолжение вообще расстроило - "писать в записках некрещеных"??? Этого я вообще от Вас, о. Андрей, не ожидала. Грустно и у Вас наблюдать революционные мысли. Почему большевистский дух так силен? Грешно подкапывать то, что Вы не строили, тем более если это касается устоев нашей Церкви.
С отцом Андреем согласна во всем. Никакой гордости и презрения я в статье не увидела.Это боль от того,что в таинственные, сокровеннейшие моменты службы люди ведут себя не подобающим образом. Приходилось наблюдать подобную картину.Священник и весь храм коленноприклоненно моляться, а в этот момент кто-то вошедший, не обращая внимание на то что происходит,пробирается между молящимися к свечной лавке.Тут уж даже службу понимать не надо, нужно просто быть элементарно воспитанным человеком.
Ольге из СПб. Обратите внимание на дату в комментариях Ксении и Ефросинии и Вам все станет понятно.
Полностью поддерживаю мнение Иакова.
Сама я только начинаю свой Путь, стараюсь смотреть и делать как все,но не всегда получается. И "пялюсь на священников", потому что хочу всё видеть, ничего не пропустить, а в какие моменты нельзя смотреть -не знаю. Но даже меня,новоначальную, безмерно отвлекают и раздражают покупатели в лавке и ставящие или передающие свечи!Представляю, как это неприятно понимающим суть службы!
В комментарии Ефросинии - не поняла, почему это "Великий Пост подошёл к концу"?!
В комментарии Ксении, также не поняла сожаление: "Так за этот пост и не сходила на Литургию Преждеосвященных Даров." Так сходите, Ксения, сегодня была только первая...
Согласна с теми, кто осуждает ненадлежащее поведение в храме! Для того, чтобы вести себя подобающим образом, нужно только одно - определенный уровень культуры.
И на счет "пялятся..." все верно. Очень огорчает, если не сказать больше, такое поведение людей в храме. Очень! Бескультурью нет оправдания!!
Присоединюсь к Наталье.
Добрее надо быть к новичкам, о.Андрей. Гордыня и презрение к прихожанам не красят священника.
___________________________________________________________
Александр, при чем тут гордыня и презрение? Речь о том, что для таких "случайных людей" причащение будет в осуждение. Или забыли Апостола Павла? «Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30). Священик по-отечески заботясь о них не должен их причащать.
А на колени разве легко встать в храме (невоцерковленному человеку)?
Людям близким к церкви легко, даже приятно, естественно и нужно, а Вы вспомните свое первое коленопреклонение?
Напротив, хорошо, что кто-то пришел в храм, кто не может пока встать на колени, это возможно, человек на пути к церкви.
Добрее надо быть к новичкам, о.Андрей. Гордыня и презрение к прихожанам не красят священника.
Вот поэтому я никак не могу начать ходить в церковь. Я стесняюсь того, что не знаю, где поклониться, где креститься и т.д. В чем я виноват? Что родители атеисты? Что я не всегда понимаю церковный язык? Я скачиваю здесь службы и просто слушаю дома. По логике о. Андрея, которого я давно читаю и слушаю по радио, мне путь в храм закрыт потому что я чужой, новичок в любой общине. Святые отцы далеки и надменны. Я когда-то служил в армии и сталкивался с малограмотными ребятами - я пытался их учить и понял, что там нужно огромное терпение, снисхождение и что-то вроде любви к ближнему. Душ пастырь должен обладать этим во сто крат больше.
О. Андрей, возьмете меня в паству? Я в Киеве живу. И даже как-то приезжал в Ваш храм прп. Агапита, но все было закрыто.
Долгие Вам лета!
Спасибо за интересную,полезную и добрую статью.
___________________________________________________________
не знаю, по-моему жестоко.мало ли, человек просто не знает пока, как себя вести, но тянется к Господу, хочет причаститься.
Дорогие братья и сестры, Великий Пост подошел к концу, помолимся об укреплении друг друга в эти Святые дни, дай Бог дожить до Пасхи!:))
Этим Великим постом впервые стала посещать литургию Преждеосвященных даров. Особая радость. Дай Бог не лишиться этой благодати.
Если мы что-то только узнаём, не понимаем, в том числе и критики существующих порядков, будем стремиться к тому, чтобы СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕТИЛ НАС ВСЕХ!
Поучительно. Обличительно. Целебно.
Хорошо бы попробывать себя в подвиге причащения Преждеосвяшенных даров на вечернем богослужении, как пишет о.Андрей.
Господи, помилуй!
Спасибо
Светлана
Литургию Преждеосвященных даров служат в Свято- Троицкой церкви в Дортмунде вечером, как и положено. Традицию вечернего богослужения у нас на приходе восстановил ( с 1995 года)по уставу древней церкви отец Леонид Цыпин с благословения правящаго архиерея.
www.nadegda.de