«Достояние не очень широкой публики»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 573 x 404 px. Размер файла 184305 b.

14 апреля 2011 года в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) прошла презентация монографиии Ольги Владимировны Лелековой «Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год».

В эпоху все возрастающего успеха электронных книг появление такого издания – яркое свидетельство тому, что не вся информация может уместиться на экране персонального устройства. За его пределами остается не только точность цветовой палитры, ощущение плотности, веса и качества бумаги, но и сам дух книги.

Главный герой фундаментального труда О.В.Лелековой, который, как подчеркивали выступавшие на презентации специалисты, является образцовым историко-художественным исследованием  - один из четырех древнейших сохранившихся русских иконостасов. Три остальных, соответственно, – иконостасы Благовещенского собора московского Кремля, Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

Кирилло-Белозерский монастырь основан в 1397 году на берегу Сиверского озера двумя иноками московского Симонова монастыря — Кириллом и Ферапонтом. Здесь, на склоне высокого холма они выкопали землянку, в которой и поселились. Через год Ферапонт ушел дальше на север, где основал еще один монастырь, названный впоследствии его именем.

Загрузить увеличенное изображение. 495 x 621 px. Размер файла 182268 b.

Первым каменным сооружение храмом монастыря стал Успенский собор, возведенный в 1497 году. Его иконостас, созданный одновременно с собором, является уникальным памятником средневековой живописи, созданным московской иконописной артелью в 1496-1497 годах. Причем каждый мастер, как пишут исследователи, обладал «собственным художественным языком». Первоначально иконостас включал в себя около шестидесяти икон, которые составляли гармоничное целое. До ХХ века все иконы оставались на своих местах, хотя постоянно поновлялись, и первоначальные образы, как это водилось, оказались под слоем поздних записей.

Сейчас 16 икон принадлежат Кирилло-Белозерскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, остальные находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Таким образом, можно сказать, что в этом двухтомнике разрозненный иконостас обретает свое расколотое единство, полноту, ощутить которую даровано лишь тому, кто откроет книгу.

Возможно, история создания ее уступает истории самого иконостаса, но все же она тоже весьма солидна. Реставраторы московской Научно-исследовательской реставрационной лаборатории, преобразованной позже в Институт реставрации (ВНИИР) впервые приехали в Кириллов в 1969 году и более двух десятилетий вели там свою кропотливую работу. Результаты исследований и обобщены О.В.Лелековой.

Открывая презентацию, директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Александр Викторович Трезвов отметил, что книга, чей тираж составляет лишь 800 экземпляров, становится достоянием «не очень широкой публики».

Однако значение появления на свет этой книги сложно переоценить. Опубликованы результаты изучения одного из самых великолепных ансамблей древнерусской живописи. Для решения этой задачи ученые по единой методологии исследовали все: от доски до лака, что позволило совершить множество открытий. Об этом подробно поведала, в частности, заведующая сектором лабораторного анализа ГосНИИР Майя Марковна Наумова, которая рассказала о своем многолетнем сотрудничестве с автором монографии и подчеркнула, что одной из заслуг О.В.Лелековой является то, что именно она предложила и внедрила метод реставрации при помощи микроскопа.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 638 px. Размер файла 166951 b.

Представление книги прошло в камерной обстановке: собравшиеся прекрасно знали друг друга уже много лет, поэтому фамилий выступавших никто не объявлял.   А какие фамилии! В белом двухтомнике, который красовался на столе, слился воедино труд множества талантливых профессионалов, чьи имена сегодня уже звучат как имена героев легенд, в существование которых здесь, рядом с нами, сложно и поверить.

Герольду Ивановичу Вздорнову, редактору книги, в частности, посвящена отдельная статья в 8 томе современной Православной Энциклопедии, а здесь, на презентации, он вживую рассказывает о том, что редакторская работа с текстом монографии шла полтора года, а для осуществления фотосъемки икон времени потребовалось вдвое больше.

Фотоснимки общих видов и деталей всех икон иконостаса помещены во втором томе монографии.  Специальная фотосъемка всего комплекса икон осуществлена А.В. Нитецким при участии Н.Г. Брегмана, использована также фотосъемка «Группы Эпос» (Москва) и Н.В. Бурмина (Музей имени Андрея Рублева).

Рассказывая об этом, фотограф и художник-копиист Алексей Викторович Нитецкий отметил, что при печати книги удалось добиться правильной передачи всех оттенков изображения. Читатель увидит иконы такими, какие они и есть на самом деле. Кроме того, подчеркнул он, книга будет очень полезна художникам-практикам, которые смогут работать с иконами, часть которых находится в запасниках музеев.

С издательством «Индрик» Государственный научно-исследовательский институт реставрации связывают давние дружеские отношения. Свидетельство тому – ряд других совместных изданий, которые также были представлен на презентации.

Поблагодарив сотрудников ГосНИИР за доброе сотрудничество, директор издательства Кирилл Алексеевич Вах высказал пожелание, чтобы «Русский классический иконостас», достойный встать в один ряд с классическими трудами по древнерусскому искусству, занял среди них свое законное место.

В завершение добавим, что иконы из Кирилло-Белозерского монастыря будут выставлены в Москве в рамках экспозиции "Святая Русь" 25 мая — 14 августа 2011 года в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Уже заявлено, что на выставке будут представлены шедевров русского искусства IX–XVII веков: иконы, монументальная живопись, книжные миниатюры, ювелирные изделия, шитье, предметы декоративно-прикладного искусства из более чем 20-ти российских музеев.

Валерия Ефанова

19 апреля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
мон.Сергия27 апреля 2011, 13:15
Христос Воскресе! Есть ли возможность заказать книгу Ольги Владимировны Лелековой «Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год" по интернету или приобрести в Москве? Сообщите,пожалуйста
Алексей Александрович Поповкин19 апреля 2011, 10:36
Вызывает глубокое сожаление тот факт, что книга станет достоянием "не очень широкой публики". Даже в советское время фотоальбомы с православными фресками, наборы открыток с иконами из Ярославля, Ферапонтова,Переславля выпускались тиражами по 200 тысяч экземпляров. К счастью, они есть в моей домашней библиотеке. Прочесть книгу «Русский классический иконостас» должен каждый русский человек, каждый православный славянин!
С уважением, Алексей Поповкин.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×