Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.
***
«Здравствуйте, Мария! Читая про Ваши потери и про то, как Вы написали с архиепископом Иоанном книгу “Любовь долготерпит”, я испытывала разные чувства, вплоть до зависти. Да, да, не удивляйтесь, сейчас постараюсь объяснить. Мне 47 лет, и, хотя я чувствую себя молодой, моя жизнь уже закончилась. А точнее – превратилась в кромешный ад.
В 30 лет, осознав, что годы идут, а семейное счастье так и не складывается, я решила родить ребенка и воспитывать его сама. Отца ребенка в свои планы я не посвятила, потому что знала, что семью он не бросит, хотя и говорит, что влюблен в меня. Так родился мой Боренька.
Мои родители, сейчас самые несчастные люди на свете, смогли меня понять и во всем помогали. Мой Боренька был самым красивым мальчиком, рано научился читать, рос подвижным и смышленым.
Но пять лет назад начал сбиваться на жуткую дорогу: стал воровать, вести себя очень жестоко, в том числе и с моими родителями – людьми скромными и интеллигентными. Сколько я прошла психологов, работников правоохранительных органов! Сколько слез пролила! Помню, как одна сотрудница детской комнаты милиции, не выдержав бессовестности Бори, воскликнула: “Да за что же в такой семье такой отморозок!”
Во всех школах, куда ходил Боря, к нему сначала относились прекрасно, но он все портил сам. Я боролась за своего сына: стараясь скрыть, что он ворует, перевела его на домашнее обучение, водила в театры, пыталась увлечь спортом. Однажды физрук сказал ему: “Тебе бы в армию, но такого там убьют!”
Получив аттестат, Боря совсем вышел из-под контроля, связался с ворами, которые старше его. Домой стал приходить, только когда ему что-то нужно, и когда он приходит, начинается кошмар с родителями, которые не заслужили такого на старости лет. Но я все равно рада ему, и мое сердце разрывается, когда я не знаю, где он. Видеть, что на твоих глазах гибнет твой сын, и не знать, как ему помочь, – поймите, Мария, это страшно.
В минуту отчаяния я впервые обратилась к отцу Бори – я уже привыкла к унижениям. Но он, послушав меня, отрекся от сына, сказав, что у его детей все в порядке: они учатся в Англии. Хотя я его не виню – я ведь не ставила его в известность, когда Боренька родился, рассчитывая только на себя. К Богу я пришла не через книги, а через сердце; крестилась. Мария, я знаю, что сама виновата во всем, но все равно не могу не задавать себе вопроса: “А почему я? Разве это не жестоко – наказывать так?” За последние полгода было три суда, последний принял решение об исправительных работах. Мой сын гибнет на моих глазах, а я живу и не знаю, зачем…
Наталья В.»
Здравствуйте, Наталья. Честно говоря, Наталья, я не знаю ответа на Ваш вопрос: «А почему я?» «Неисповедимы пути, которыми Бог находит человека», – писал Ф.М. Достоевский.
Легко любить, если твой сын красавец-крепыш, гордость школы и победитель олимпиад. Трудно, подчас мучительно трудно любить, если твой ребенок болен. Чувствовать его боль сильнее, чем свою; видя страдания родного существа, переживать эти страдания сильнее своих и, сострадая, любить от этого еще глубже. Это трудно, очень трудно.
Но любить дерзкое, бессовестное существо, родное по крови, но с замашками, тебе чуждыми, – волчонка; любить, сгорая от стыда за содеянное им; любить, каждый раз преодолевая в себе волну ненависти, отчуждения и протеста и все равно бесконечно прощая; любить, переживая его грех как свой, – это уже подвиг. Подвиг христианской любви. Совсем не каждое сердце способно на это. «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле». Это – опять Достоевский, слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых».
История христианской святости знает яркие примеры, когда те, кого людской суд давно уже посчитал законченными злодеями, становились святыми.
Разбойник, распятый со Христом и первый вошедший в рай.
Феофил, юный ученик евангелиста Иоанна Богослова, оставшийся в молодости без наставника и свернувший на гибельную дорожку разбоя и все же, после встречи с учителем, раскаявшийся.
Моисей Мурин (Египет, IV в.), дикий предводитель разбойничьей шайки, долго державшей в страхе всю округу, но внезапно раскаявшийся, ставший монахом, прославившийся даром целительства и принявший мученическую смерть.
Наш Никита Столпник (XII в.), удалой и безжалостный сборщик княжеских податей, вдруг очнувшийся от непрерывной череды злодейств.
История не всегда доносит до нас, какое именно внешнее событие стало толчком к пробуждению души от ее мутного сна. Из Евангелия от Луки мы знаем, что разбойник уверовал, видя страдания распятого рядом с ним Христа.
А Феофил устыдился одного взгляда Иоанна Богослова, полного любви и прощения. Кстати, по словам святителя Феофана Затворника, именно прощение и любовь могут отвратить молодую, еще не стойкую душу от так называемых «падений юности».
Никита Столпник, зайдя в храм, вдруг, как впервые, услышал слово Божие, потом ему было видение: в котле, где варилось угощение для пира, он вдруг увидел поток крови, пролитой им. Увидел и содрогнулся от самого себя.
Внешне все это абсолютно разные события, и неслучайно то, что окружающим не всегда ясно, что же именно привело человека к внутреннему перевороту. Только Господь ведает и гибельные бездны наших сердец, и высоты нашего духа. Но очевидно, что пробуждение совести происходит только по благодати Божией и из высочайшей любви к нам. Конечности любого людского приговора, Наталья, можно противопоставить только бесконечность любви.
У Достоевского, в тех же «Братьях Карамазовых», старец Зосима говорит, как важно, чтобы душа почувствовала, что «осталось на земле человеческое существо, его любящее»! Вот это, Наталья, наверное, и есть ответ на ваш вопрос: «Я живу, но зачем?..»
И, наконец, про ад. «Что есть ад? – спрашивает старец Зосима в «Братьях Карамазовых». И отвечает: – Рассуждаю так: страдание о том, что нельзя уже более любить». А дальше объясняет.
В бесконечном бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, некоему духовному существу была дана возможность появиться на земле и этим появлением сказать: «Я есмь, и я люблю». То есть для того мы и были призваны в эту жизнь, чтобы любить. Причем любить живо, действенно, жертвенно, отдавая всего себя любви – для этого нам была дарована жизнь, а с нею – и время, и пространство. И если нам дарована такая возможность, причем дарована только раз, а мы этой возможностью пренебрегли, отвергли этот бесценный дар – «не возлюбили, взглянули насмешливо и остались бесчувственными», то, уже отшедши с земли, взойдя ко Господу, как мы соприкоснемся с Его любовью, сами любви не познавшие? Захотим полюбить, а не сможем. Возжаждем такой любви, когда жизнь отдаешь за другого, а не сумеем эту жажду утолить, «ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть…» Вот это страдание от того, что уже не сможешь так любить, Достоевский и назвал адом.
Федор Михайлович создал образ старца Зосимы после посещения в 1878 году Оптиной пустыни: эта поездка подвела итог духовным исканиям писателя. Кстати, Оптину пустынь, духовный центр России, основал в XV веке некий Опта – до своего внезапного покаяния атаман шайки, промышлявшей разбоем в Козельских лесах.
Молитва к Богородице об обращении заблудшего
(святителя Гавриила Новгородского)
О, Всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице Богородице, Царице Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его.
Через год, когда она у сына на руках
От проказы тихо умирала,
Плакал он и каялся в содеянных грехах,
А она с любовью всё прощала.
И, похоронив её вдали от людных мест,
Он опять вернулся к прокажённым.
В это время между ними разлетелась весть:
Что надежда есть стать исцелённым.
Говорили про Иисуса, словно бы Он мог
От болезни страшной их избавить.
И взмолились все, когда им встретился Пророк:
-Исцели, помилуй нас, Наставник!
А потом, когда пошли они вдесятером,
Чешуя слетала с них как будто,
Каждый прокажённый становился вдруг здоров –
Это было истинное чудо!
Исцелённый сын решил обратно повернуть –
Благодарность выразить Иисусу.
Был он рад безмерно, но к родителям вину
Вытеснить не мог счастливым чувством.
На коленях Иисуса он благодарил,
И твердил о том, что недостоин,
Потому что много горя близким причинил,
И в грехах убийственных виновен.
Иисус с любовью посмотрел в его глаза:
Было в них раскаяние сына…
-Ты один вернулся? Где же девять? - Он сказал:
-Прощены грехи твои отныне!
Так бываем мы неблагодарными порой,
И себя обкрадываем сами.
Только без Христа и без любви Его святой
Все мы – прокажённые грехами.
ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ ВСЕМ НАМ!
У отца и матери единственный был сын –
Юноша – красавец и наследник.
Но сбежал из дома молодой самарянин,
Прихватив родительские деньги.
И отец не выдержал – хватил его удар,
Бедность одолела мать и вскоре
Странствовать пошла она, глаза глядят куда,
Нищенкою в безутешном горе.
Вспоминала мать, каким хорошим был сынок,
И понять его поступок силясь,
О своих ошибках сокрушалась вновь и вновь
И одну себя во всём винила.
Так она в раздумьях к Галилее подошла,
Вдруг глядит: в толпе средь прокажённых –
Тот, кого она все эти годы так ждала –
Сын её, болезнью поражённый.
И хоть можно было опознать его с трудом –
Провалился нос, глаза гноились –
Сердце материнское, разбитое бедой,
Под хитоном трепетно забилось.
- Мать, не подходи ко мне, заразный, видишь, я? –
- Что ты, сын! Я так тебя искала…
И, шагнув навстречу, слёз горячих не тая,
К чёрному плащу его припала.
ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ ВСЕМ НАМ!
А Гульнара, наверное, все-таки в чем-то права.
И жизненных ситуаций - не исчислить.
Милая, дорогая Наталья, не вините себя во всем, одному Богу известно зачем так сложилось. Верьте, Бог милостив, Он все может, не все потеряно, но и найдено не все.Однажды, мы ехали в Оптину пустынь, и мудрая женщина-экскурсовод дала нам совет - поминать усопших сродников своих по плоти и крови, даже если ты незнаешь их имен. Молиться и просить прощение нужно за грехи своих праотцов. Возможно, за их грехи Ваш ребенок так себя ведет. Молитесь, верьте,поезжайте в Оптину,Господь по молитвам Святых поможет! Обязательно Господь ПОМОЖЕТ! Искренне верю, что все у Вас и Вашего сына будет ОЧЕНЬ ХОРОШО!
Я не знаю, можно ли привести еще один страшный пример? Но рискну.. Высокопоставленный мужчина, примерно 50 лет, соблазнился красивой молодой девушкой, которая, рассчитывая вырвать его из семьи, родила сына. Через очень короткое время старший сын этого мужчины погибает, а жена теряет здоровье. Этот треугольник продолжался очень долго.. Мужчина старел, его жена буквально жарилась на такой вот сковородке мужниной измены и своей болезни, а молодая женщина снова нашла себе несколько моложе высокопоставленного мужчину и теперь уже был не треугольник, а квадрат, в котором мужчина N1 был сиделкой при больной жене и, во втором доме, при сыне. И знал о N2.
Все наказуемо....
Мы очень не внимательно живем.Мне кажется это должно выть как на войне: предельная собранность, и никакой паники. И твердо верить,что молитвенная помощь ему жизненно необходима. Спаси Господи Вас и Вашего сына.
Со слезами прочла Ваше письмо Марии Городовой. Она очень мудро и тактично Вам ответила на вопрос: "зачем жить"?
Держитесь!!! Веруйте и уповайте. Через горе и бессилие. Молитесь крепко и не переставайте. В этом спасение и утешение. Для Господа нет ничего невозможного.
Молюсь за Вашего Бориса.
Божией Вам помощи.
Спаси всех Господь!
Наталья, помоги Вам Господи! Не опустить руки, горячо молиться и бороться за душу сына. Сил и крепости духовной Вам.
Не задавайте вопрос -почему я, лучше - для чего дано это переживать?
Дорогая Наталья, через многое пройдя, дерзну дать совет и напомнить, что молитва матери со дна ада достанет.
Молитесь за сына, подавайте записки о его здравии на неусыпаемую псалтирь по монастырям. Просите Бога неустанно о сыне. "Вопите" к Матери Божией, Архангелу Михаилу.
Знайте, милость Божия не имеет границ. Наши дети "контужены" нашими грехами, грехами родов и за это необходимо принести покаяние. Начните с себя.
Терпите сына и молитесь о нем.
В Москве много святых мест: идите в Донской монастырь к мощам святителя Тихона, в храм "Николы в Клениках" на Маросейке - мощи Алексия Мечева, в Сретенский монастырь, Оптину Пустынь.
Верьте, Бог милостив.
Помощи Божией, не сдавайтесь.
Елена.
Все правильно написала Мария, любите падших. Любите настолько, насколько вы может любить, лишь в этом спасение для всех. Человек, не способный любить, мертв. Не хороните себя заживо, любите, будьте выше смерти, только любовь может оживить мертвеца. Вот я был когда-то доволен жизнью, но был мертв, а когда наконец-то увидел, что за меня распялся Христос, что Он так полюбил меня, смердящего, что пошел на крест и понес на него мои смертоносные грехи, прозрел и ожил. Прощайте и любите.