Не то...

Едет грузовик по шоссе, везет зерно. Трепещет от скорости и от встречного ветра плохо прикрепленный брезент. Тонкими струйками с боков сыплются на дорогу зерна. Едешь сзади и думаешь: «Нехорошо. Неправильно. Не так надо». Потом обгонишь грузовик и успокоишься. С глаз долой – из сердца вон.

Дождь в городе прошел. Лужи кругом. И посреди этих луж – люди в ярких жилетках асфальт кладут. Прямо в лужи! Вычерпают воду из ямки совковой лопатой и – бух! Кладут в мокрое углубление горячую, дымящуюся, похожую на черную икру асфальтную кашу. У них приказ и разнарядка. Они не нанимались от неба погоды ждать. Раскрошатся эти латки – новые кинут. И снова думает проезжающий мимо человек: «Нехорошо. Неправильно. Не так надо».

И так проходит вся жизнь. Мы тратим деньги и вещи, силы и слова, энергию и время не так, не в ту степь, неправильно. То сеем в воду, то строим на песке, то пашем на асфальте. Мы поступаем так все, а не только те, кому приказали класть асфальт в лужу или везти зерно в дырявом кузове.

***

Князь Мышкин, только приехав в Россию, за пару дней накопил много свежих впечатлений. И вот он делится ими с Рогожиным. Он рассказывает, как беседовал в вагоне поезда о вере в Бога с одним известным и хорошо воспитанным человеком:

«Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. В Бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорит. И прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, все мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно или не умел выразить, потому что он ничего не понял…» (Достоевский Ф.М. Идиот. Ч. 2. Гл. 4).

Мышкин не смог, да и мы не сможем, хотя попытаться стоит. А если и сможем, то «хорошо воспитанный, но неверующий в Бога» человек все равно рискует ничего не понять. И все, быть может, оттого, что частное и мелкое пробралось на место главного. Громадное измельчало, а мелкое разрослось в размерах. Все блохи подкованы, но во всех величественных соборах человеку пусто и скучно. Походит, позевает, пофотографирует и – долой на воздух, в ближайшее кафе поесть мороженого.

***

Жизнь наша – о горе! – это периферийные споры, шум о мелочах, размен на частности. И большинству, похоже, это нравится. Люди думают, что ныряют вглубь, как искатели жемчуга, а сами лишь голову в воду опускают. Притом закрыв глаза и оставив мягкое место плавать поплавком над поверхностью воды. Ну точно так, как ныряют на мелкоте не умеющие плавать дети и женщины. Потом «выныривают», фыркают, отплевываются и делают вид, что побывали на глубине. Им самим так кажется. Но это все не то, не так, не в ту степь.

Все бесчисленные ток-шоу проходят по такому внутреннему сценарию. Шум, галдеж, треск ломающихся копий. Потом пять минут тишины и – в голове ни одной яркой мысли, ни одного тяжелого, как золотой слиток, вывода. Время, внимание зрителей, работа техники потрачены впустую. Не то…

Очевидно, культуре говорить предшествует культура молчать, культура думать, культура слушать. Не о чем молчать – не о чем и говорить. Некого слушать – не о чем и спорить.

Атеисты говорят не то. Как начнут свою песню петь, то жалко их становится. Неужели не ясно им, что эти комариные укусы, софизмы и выпады против Самой Жизни не стоят даже смятой яичной скорлупы?

Но верующие тоже, бывает, говорят не то. Тоже размениваются на частности, зарываются в детали, спорят о сиюминутном. Воцерковление мнится им не переменой жизни, не переходом из тьмы в свет, а принятием всего лишь какого-то иного стиля жизни, кажущегося верным. И все это не вопрос Истины, а спор о вкусах и пристрастиях. Оттого их и не слышат голодные до Истины души. Не слышат те, кто ищет саму Жизнь, а встречает лишь пресные рассуждения о способах существования.

Жизнь – рынок. Не в смысле модели экономики, а в смысле – базар. На базаре истину не находят. По крайней мере, туда за истиной не идут. Там – только галдеж и расхваливание своего товара. Там глаза разбегаются, утомляются ноги и уши. Серьезный же разговор – это то, о чем поэтом сказано: «И звезда с звездою говорит». Это значит, что кругом – черная и холодная пустота, и в этой пустоте две звезды друг с другом о чем-то важном перемигиваются. Таково всякое глубокое общение. Иногда – лицом к лицу. Иногда – «через годы, через расстоянья». Печальный фон для такого общения – мертвый холод необжитого пространства.

***

Надо или говорить «то», или молчать. Все, что «не то», не просто словесный мусор. Это спички в руках детей или бритва в руках сумасшедшего. Камнями, которыми мы побиваем Бога, называл некоторые проповеди Григорий Богослов.

Вот человек скорбит, как Иов, а его пришли утешать «не теми словами». Что же это, как не умножение боли для страдающего и без того праведника?

Или великое дело терпеливого, многолетнего труженика пришли воспеть и прославить «не теми словами» люди, толком не понимающие ни масштаба дела, ни гения мастера. Что это, как не ослиное «И-а» на празднике у постаревшего льва?

Солнце не хочет светить на землю, когда женщину днем насилуют в городе, и никто не вступается за нее. И еще – когда умер праведник, и некому сказать над могилой нужное слово. «Некому» – это не значит, что никого нет. Людей может быть вокруг много. И речей может быть предостаточно, длинных и утомительных. Но нет никого, кто сказал бы то, что должно сказать. А неуместная похвала – худшее из оскорблений.

***

Жизнь давно предполагает не только текст, но и картинку. Мало цитировать книги, часто ради полноты восприятия приходится цитировать киноленты.

Вот Платонов, главный герой «Неоконченной пьесы для механического пианино», хочет войти в дом под утро. Он весь вымок в росе, он озяб. Его душа раздавлена внезапно пришедшим чувством собственного ничтожества. Жизнь проходит, мечты молодости раздавлены бытом, трусостью, ленью. Он остро почувствовал это. А дверь в дом, как назло, не открывается, и он тормошит ее. Вдруг голос заставляет его обернуться: «Я вас так долго ждала!» Это – любовь его юности, его мечта и греза, его несбывшаяся надежда на более яркую и полезную жизнь. И она говорит ему сейчас слова, которые нужно было сказать лет пятнадцать назад: «Я все решила. Мы будем жить бедно, но честно. Ты! Ты будешь работать, учить детей. А я? Я буду тебе помогать. Вот тебе моя рука. Возьми же ее!»

Она произносит эти слова с глупой улыбкой, как театральный монолог. Эти запоздалые речи – бабья сентиментальность, издевательство, а не сбывшееся счастье. «Не то! Все не то!» – кричит герой, наконец врываясь в дом и поднимая на ноги спящих родственников.

Это чудесная сцена. «Те» слова вскоре скажет Платонову его жена, когда он решит утопиться и бросится с обрыва в воду. Он упадет на мелководье, ушибется и вымокнет окончательно. Трагедия и здесь захочет превратиться в фарс. Он станет жалок и смешон. Но она, стоя возле него в воде, плача и обнимая его, скажет ему: «Мишенька! Счастье мое! Му-у-уж мой! Я люблю тебя любого. Я буду любить тебя всегда!» Вот это и есть «то». Это те редкие слова, которые среди словесного шума и мусора хотя бы однажды должны прозвучать над человеком и войти в самую сердцевину его. Несчастен тот, кто ни разу в жизни не слышал подобных слов.

***

«Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов» (Притч. 26: 9).

Притча – это мудрые и правильные слова, но, сказанные не к месту, они становятся колючими и опасными. То, что теоретически справедливо, становится ложью, если высказано не вовремя.

Напротив, «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично» (Притч. 25: 11). Прилично – это значит и к месту, и вовремя, и так, как надо.

Жизнь не наладится без внимания к этой ее стороне.

Где есть путаность в понятиях, там будет путаность в общественной жизни.

Где есть воровство времени, там будет воровство бюджетных средств.

Где говорят «не то», там вечно будут делать «не то», сублимируя злость от неудачи в поиск внешних врагов.

Где затемняют смысл речений, там любят тьму более, нежели свет, и живут при задернутых шторах.

Это одна из вечных проблем, и не нам одним ее решать. Валюту слов вместо валюты медных и серебряных денег ввели во время оно у себя спартанцы.

Вернуть словам первоначальный смысл, чтоб не разрушилась Вселенная, призывал современников Конфуций.

Добрая половина Соломоновых притч посвящена силе слова, красоте слова, опасностям от неумелого обращения со словом.

Этот грандиозный опыт веков должен быть востребован каждым новым поколением. Востребован с тем, чтобы в пределах своего Богом отпущенного срока люди научились освобождать смысловое содержание жизни от заслоняющего его хаоса ненужностей и второстепенностей.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иван 2011 5 июня 2013, 18:26
Широко, хорошо, шикарно! Спасибо!
Валентина26 апреля 2012, 09:17
Спаси Вас Бог, о.Андрей! За каждое ваше слово, за ТО слово СПАСИБО ОГРОМНОЕ! Молюсь, чтобы ваши слова попали на благодатную почву душ наших, а не пропали на камнях наших очерствевших сердец. Не хочется говорить, хочется с благодарностью молчать о ТОМ.
Александр24 июля 2011, 05:20
Немного словоблудием отдает.
Если ты готов тысячу раз подряд свои слова и дела повторить и пойти за них на плаху (на костер, на Крест), вот это и будет "ТО". Для других, возможно, это будет "НЕ ТО", но если все мы всегда будем говорить-делать чье-то чужое "ТО" и неизбежно сожалеть об этом, то это и будет нашим грехом, грехом предательства самого себя и Божьего Духа в себе.
Софья23 июля 2011, 17:56
О.Андрей, подписалась бы под каждым словом в этой Вашей статье... Это "не то" преследует меня уже не один год. Ни один год нахожусь в поиске "того", что дало бы надежду на светлое будущее. Бог? Только Вера в Него, в Его разумный промысел дает силы и желание к поиску, к поиску ответа на вопросы задаваемые жизнью. Крик вырывается от не умения донести свои переживания как у кн.Мышкина, крик от понимания непробиваемости ...тех, кому говоришь про тот же "асфальт"... Крик был, или лучше это назвать... прошение о прощении и просьба вернутся... не хуже, чем у жены Платонова, в приведенном Вами примере... Но...Увы. Похоже только Бог знает, что "то", а что "не то". Поэтому все чаще молчим. Или говорим меж теми, кто и так знает, что не туда идем. Так и получается, варимся в своем соку. А как же душа, которая кричит, хочет быть услышанной, понятой, принятой. Видимо порывы ее суетны, т.к. хочет быть услышанной людьми, а надо стремиться быть услышанной Богом? И как должна поступить жена, со слезами обхватившая ноги павшего мужа, (причем слезы ее по нему, из сочувствия к нему)но он ее этой же своею ногою "пинает" и обвиняет в лукавстве. Должна ли она молчать, оправдываться? Искать нужные слова? Ждать подходящего времени? Работать над собой. Наверно, только работать над собой и любить. А "С глаз долой – из сердца вон" - не выход. Как в бытовой так и в ситуации с обществом. Тяжело это только. Мне кажется так надо.
Вера11 июля 2011, 11:38
Очень неоднозначное впечатление произвела статья.
Обычно сочинения о.Андрея меня просто поражают - актуальностью, логикой, ясностью.

Но в этот раз понятно не все.

Да, надо много думать над своими словами, это очень полезно, особенно, таким словоохотливым людям, как я.

Но как мы определим, настал ли уже "тот" момент, когда пришла пора говорить, или наша проповедь станет брошенным камнем?

Или нас призывают молчать о самой важной Истине, которую мы узнали в жизни? Не думаю. Значит, нужно просто учиться выбирать правильный момент, но вот критерии этого выбора, к сожалению, не представлены в статье - или я их не разглядела.

Тот же пример с эпитафией - ведь каждому, говорящему ее, кажется, что именно он-то и выразил правильную мысль.
Буду думать...
За тех кто не побоялся сказать ТО 6 июля 2011, 23:17
Моли Бога о нас честный славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн !
Владимир 5 июля 2011, 02:12
1.Мало услышать, мало знать о какой камень не споткнуться, мало знать какой камень заложить в фундамент и какой раствор замешать, мало знать чаны, и, видеть народные жертвы, блаженны невидящие, но верующие. Но когда интуиция молчит, значит не время, но точно - без Бога творить не можешь ничего, а без Бога плохо, очень плохо, "не то, все не то", и арфы свои повесили при реках Вавилона, и дом строится только на песке, как и строящий свой дом на фундаменте человеческого мнения. Но даже пророк, свернувший с пути указанного Богом, и поверивший другому пророку, но обманутый, им, устами человеческими, был задушен львом. Но и сказавший сам себе «не то все не то» говорит пережитую правду, а сила Бога в правде , но ее истину , истину правды, как и правду замечательной проповеди «Не то», нужно каждому пережить самому , иначе останется восторг и, заложенные уши. А проповедь есть только юродство, но и юродству быть через одно лицо, отражающее как в зеркале человеческую мудрость, но готовый услышать – слышит.
Владимир 5 июля 2011, 02:11
2.Но одному пройти по вспаханному полю, а другому, как жаждущему страннику по горячим пескам пустыни в полной слепоте розового света заходящего солнца. Тождественно, как в притче «о наемном рабочем» , которых нанял Хозяин уже при закате солнца, но Бог поругаем, не бывает. Богом, Богом всякая тварь оправдывается. «И как солнце воссияло из тьмы, так и для блуждающих в неведении открывается день познания истины». (Климент Александрийский) Но, как видим и этого мало, но с Богом и бремя легко, и иго благо, как и в страхе Божием благодать, но земля то чужая, потому и, что вспаханное поле, что горячие пески пустыни , а в них и все пороки человечества - одно бремя, но и, одно благо, ибо и благие вести есть благо во спасение, для молодого поколения ближе понятие - путь к совершенству. А скорбь, скорбь не о тлении, но о Глаголах будущего века, но на сколько скорбь, настолько и преизобилующая благодать, и не может нарушиться Святое Писание. Сказано Словом Божиим: « будьте совершенны, как Отец Мой», а здесь в «совершенстве», не только надежда, но и терпение, а в терпении и непоколебимость слову Божию.
Владимир 5 июля 2011, 02:10
3. Кто – то скажет, где же твой Бог, но посмотри на себя, как в зеркало души и увидишь своего Бога, при свете посмотришь в зеркало или в сумерках, или при полной темноте, но увидев, не сможешь отречься от самого себя, но и не сможешь скрыться от самого себя, но Богом оправдывается всякая тварь, Сокровищем Господа нашего Иисуса Христа, и собирающие Его , оправдаются только Им, только Его Сокровищем. Но что больше, жертвенник или дар освящающийся жертвенником, но « если внутреннее осуждает нас, то тем паче Бог». Остается вновь сказать словами апостола Павла: « если наша неправда во славу Божию, то уничтожит ли наша неправда правду Божию….» Но как ризы спасения, сегодня есть ризы поношения, так и за станом юродство проповеди, все равно, что сор, все равно - что овцы, идущие на заклание. Но идущие без Бога, и проповедующие «Его» с помощью своего, « своего» творчества, строят свой дом на песке, но тогда и слава Его ничто, а лишь морские волны , пенящиеся своими срамотами. Сказано Словом Божиим: « кто Мне служит , тот со Мною и последует». Рано и недостойно озвучивать недостойному, и строящему дом свой на песке, но и арфы висят на деревьях при реках Вавилона, а «соль не будет солона, то, кто поправит ее». Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами. Аминь.
Anna 4 июля 2011, 22:18
Спаси Господи!
Марья 4 июля 2011, 20:08
Даже если вдруг очнулись, когда большая часть жизни уж прошла, и прошла, увы, не так - есть шанс на изменение, как был он и у разбойника на кресте, когда ему жить оставалось всего ничего, но он успел сказать нужные слова покаяния, и был прощен, получил рай.(но, конечно, такой случай не повод специально откладывать покаяние на последний день жизни)
И не всегда важно, скажет тебе какой-то человек какие-то слова или не скажет.Слово Божие есть - там все сказано, что нужно каждому услышать и понять, если почему-то другие люди каких-то жизненно важных вещей до тебя не донесли.



Марья 4 июля 2011, 20:06
Да, со словом, конечно, требуется огромная осторожность.Не так порой бьют удары руками, как удары словами.

///// «Мишенька! Счастье мое! Му-у-уж мой! Я люблю тебя любого. Я буду любить тебя всегда!» Вот это и есть «то». Это те редкие слова, которые среди словесного шума и мусора хотя бы однажды должны прозвучать над человеком и войти в самую сердцевину его. Несчастен тот, кто ни разу в жизни не слышал подобных слов. /////
Вот это пожалуй, "не то" в данной статье.Прочитав такие строчки, что подумает одинокий человек?Что он самый несчастный, так как не женился или замуж не вышел и никто ему этого не сказал?Или даже родители не сказали? И предположим - сказали раз такие слова любви, потом бросили нашли другую пассию...сказали два, бросили опять, пошли комплименты кому-то еще говорить... тут уже нужны не слова, а дела, чтоб стали вообще слушать твои душещипательные признания и вообще придавать им значение.И это правильно в каких-то моментах.
И как же Бог, Который любит даже когда все отвернутся? Который надежней и лучше тысячи самых лучших мужей и жен?
Если будет память о Боге, о Его любви, которая способна покрыть все наши промахи, исцелить душу, покрыть все "не то", что мы натворили(если мы веруем и участвуем в Таинствах, исполняем заповеди)- всякая ужасная мысль сигать в воду с целью себя убить и прочие тараканы в голове не будут иметь места. Или надолго в голове не поселятся, потому что будут изгнаны, как пришедшие от сатаны.




Вера2 3 июля 2011, 20:22
Спасибо за хорошую статью) Наверное, как есть бесы уныния, так есть и бесы празднословия, которые вселяются в нас за грехи наши( Бороться с ними можно, но окончательно победить-- врядли(
Елена 3 июля 2011, 10:42
Как раз ТО, что надо! Спасибо!
Андрей 3 июля 2011, 10:23
Уважаемый студент, наши беды в отсутствии страха Божия, а не в нежелании исполнять закон. Если бы мы все дела и поступки совершали веря, что все это видит Господь, тогда не нужен и закон. А так мы будем уподобляться законникам ветхозаветным.
Борис 2 июля 2011, 23:01
"Вернуть словам первоначальный смысл, чтоб не разрушилась Вселенная, призывал современников Конфуций".
Из приведенных Вами слов древнего китайского философа видно какое ни с чем не сравнимое по важности значение придавал он слову. Нам, в отличие от него, открыто, что именно Слово есть первооснова всего сущего, ибо "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", но есть ли у нас то же отношение к слову нами произносимому и читаемому? Примеры совершенно бессмысленного употребления слов можно встретить даже в речах проповедников, а уж о мирянах и говорить не приходится. А ведь там где слова утрачивают свой изначальный, Богом данный смысл, лишается такового и сама жизнь. Наставник употребляющий слова, не задумываясь об их смысле, направляет своих подопечных по ложному пути, который, без вмешательства Бога, вряд ли приведет их к цели. Так что к хаосу ненужностей и второстепенностей от которых Вы призываете освобождать смысловое содержание жизни надо обязательно добавить и саму основу вторичного хаоса - искажение смыслов употребляемых нами слов, а уж это ни какие не второстепенности.
student 1 июля 2011, 19:09
АВТОР ПИШЕТ--
Где есть путаность в понятиях, там будет путаность в общественной жизни.
Где есть воровство времени, там будет воровство бюджетных средств
-----------------------------------------------------------
Уважаемый О. Андрей !
НЕ ТО !

"ПОНЯТИЯ"- это в банде и ещё у дикарей.
Там нет законодательства.

ЗАКОН И ЗАПОВЕДЬ- в цивилизованном обществе.
Другими словами- где не исполняется закон, там не только путаность в понятиях, но и воровство и ещё более тяжкие преступления.
Не от путаности наши беды, а от нежелания ИСПОЛНЯТЬ ЗАКОН.
Наше общество на практике не считает нарушение закона преступлением- вот в чём дело.
Надежда 1 июля 2011, 16:27
Спаси Господи,отец Андрей,истина нашей жизни в словах Ваших и это прискорбно.Ответьте,Христа ради,а надо ли вот так,как alex пишет,упоминая слова святых отцов, ,,сеять''и на подвиг общения становиться? Людям,которые говорят о своих проблемах советовала в храм пойти и несколько раз уже слышала слова осуждения и церкви и священников.После таких высказываний остерегаюсь советовать в храм идти,дабы не оказался у меня в руках тот самый камень.И что делать,когда к тебе идут именно со своими проблемами?А у тебя ответ один-,,От Бога отошли''.
Марина 1 июля 2011, 11:36
Отец Андрей,говорите, пожалуйста, с нами, грешными. Ваши слова - ТЕ, ТАМ и ТОГДА,когда они нужны, когда есть вопрос и наконец-то находишь на него ответ. Обязательно прочту Соломтновы притчи. Спаси вас Господь!
Елена 1 июля 2011, 11:29
Особенно в интернете часто ловишь себя на том, что опять вовлекся в пустословие.
Mariia 1 июля 2011, 10:55
Каждый раз читая публикации отца Андрея, прихожу к мысли, навеянной стилем изложения: мы разленились читать хорошие книги, думать, анализировать. А как это полезно, каждый раз видно из статей о.Андрея: на одной страничке, сколько вспомнилось классиков, как обогащен язык автора цитатами из шедевров всемирной философской и богословской мысли. Отец Андрей представляется не просто талантливым писателем, но и глубокомыслящим человеком, находящим время на чтение серьезных книг, что по-моему в наше суетное время большая редкость. Хотелось бы увидеть на сайте интервью с автором, где бы он рассказал про свои любимые книги и стиль письма, которым он пишет.
Елена30 июня 2011, 23:25
Верно. На первую исповедь пришла со словами "все у меня не то, не так и не вовремя". Без Бога именно так и бывает.
Татьяна30 июня 2011, 21:04
Спасибо!
Андрей30 июня 2011, 15:47
Самое главное в жизни - стать образованным, состоятельным человеком, а затем тратить накопленные богатства на лечение тяжело больных детей, потенциально излечимых и страдающих исключительно от людского равнодушия. Это будет "то", я думаю.
Марина30 июня 2011, 13:31
Ну, что можно сказать? Очередной скромный шедевр. С восторгом и благодарностью, а главное - с огромным удовольствием купила бы сборник всех статей этого автора на Православии.ру
Анатолий30 июня 2011, 12:01
Толково. Меня всегда удивляет Ваша способность видеть суть и доносить её. Данная тема в самом деле очень важна, давно коробит от слов невпопад, всё лучше промолчать чем "ляпнуть" не понимая что внутри у близкого и тем отдалиться более. А бывает немногословный скажет пару слов и они надолго поселяются внутри.
Мария ( ЛуЛу) Устиашвили30 июня 2011, 10:43

Отец Андрей, спаси Вас Господи! Мне очень нужна была такая встряска! Огромное спасибо Вам! Как было бы хорошо, если бы я научилась молчать! Ну, не могу удержаться от комментариев,
если чьи - то высказывания задевают мою душу и мысль.
"Положи,Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"
татиана30 июня 2011, 08:31
р.Б.Татиана.Спасибо,батюшка.Всегда думаю об этом,а делаю всё не то и не так.Помогай вам Боже.
Александр29 июня 2011, 21:50
Спаси Господи!
Спасибо,отец Андрей!
"Вечное безмолвие бесконечных пространств"
Елена29 июня 2011, 21:47
Отец Андрей! Большое спасибо за статью!
Лаконично и очень-очень глубоко, перечитывала несколько раз, есть над чем подумать и сделать выводы...
И еще приятно, что упомянут нежно любимый мною князь Мышкин.
Спаси Бог!
Никита29 июня 2011, 21:15
Спаси Господи, отец Андрей!
alex, не совсем согласен с Вами. Выйдите на улицу и увидите, что там есть люди с книжечками, которые говорят о Боге. Но не то.
р.Б. Сергий29 июня 2011, 19:25
К слову, "согрешить" по-гречески означает "промахнуться, не попасть в цель", то есть, сделать что-то "не то". Не отсюда ли у святых, от всего сердца ненавидевших всякий грех, не было чувства, что они говорят или делают что-то не то?
Вера29 июня 2011, 16:06
Сильно!
читающая29 июня 2011, 15:33
СПАСИБО, отец Андрей, за Ваши - ТЕ САМЫЕ, нужные и мудрые - слова!
Елена29 июня 2011, 15:19
Спасибо,отец Андрей! Каждая Ваша статья как глоток свежего воздуха.Так хочется побывать на Вашей службе.Да хранит Вас Господь.
Ирина29 июня 2011, 15:15
Ах как в тему! Если б вы знали как я мучаюсь от того, что делаю постоянно "не то", живу "не так"... Раньше вообще об этом не задумывалась, а теперь вот чувствую: вся жизнь проходит "не так", а как изменить ее - просто не знаю. Дело даже не в том что боюсь потерять теплое место или привычки, нет. А если я не нужна там куда меня тянет? А если у меня просто нет таланта помогать людям? страшно оказаться "не тем" там, куда тянет - "чужим среди своих" - что тогда?
Александра29 июня 2011, 14:47
А я верю, что слова "О ТОМ" Бог дарует человеку, смиренному и великодушному. Когда человек хочет утешить ближнего и при этом всем своим сердцем проникся его горем и вместе с ним страдает, когда его душа начинает плакать пред Богом за другого, тогда Господь влагает те самые спасительные слова, от которых рождаются и слезы умиления и слезы радости. Сказать именно ТЕ слова, слова Истины, Любви и Сострадания - можно только Духом Божием.
Людмила29 июня 2011, 14:08
Очень хорошим дополнением и раскрытием этой темы может послужить выступление В.Ирзабекова "слова деревня и село"(см. мониторинг сми).Особенно стихотворение в конце.
р.Б.Анатолий29 июня 2011, 13:31
Спаси Господи!
Если не знаешь как сказать, молчи. А если тебя отвергает мір, то ты идешь в правильном направлении, ибо и Христа отверг мір и распял Его.
alex29 июня 2011, 13:02
Хороший Ваш вопрос, Сергей, к автору. Вот и Владыка Сергий Королев пишет, что христианин наоборот - призван к подвигу общения. И Серафим Сар. призывает "сеять" даже если нет уверенности в урожае. Подбирать слова и темы - да, несомненно надо. НО! Я скажу тебе - говори о Боге, даже если не умеешь. Надо-не надо - говори. Не смутись и не побойся сказать "не то". В Боге, как в любви, всякое слово - к месту. В семье и любви - даже спор и ссора - всё к месту.
Людмила29 июня 2011, 09:57
"культуре говорить предшествует культура молчать, культура думать, культура слушать",как правильно! Спаси, Вас Господи!
Сергей29 июня 2011, 08:59
Как жить думающим "о том", среди болтающих не "о том"?
Наше молчание раздражает их, а сказать другому "о том" не всякий может.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×