Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

«С чувством общности во Христе…»

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе

– Самым значительным событием ушедшего 2007 года было, безусловно, восстановление канонического единства Русской Православной Церкви. Вы, кажется, всегда верили в то, что воссоединение будет достигнуто.

– Да. И сейчас скажу словами Пушкина: "Друзья, прекрасен наш союз, / Он, как душа, неразделим и вечен. /Срастался он под сенью» молитв мученика государя императора Николая II и святителя Иоанна Шанхайского (который жил телом в Америке, а душою витал в наших пределах), всего сонма мучеников и исповедников Российских и, конечно, молитв многих тысяч людей православных, которые жаждали и чаяли этого объединения. И я, еще будучи юным христианином, молодым педагогом, всем сердцем желал этого. Чувствовал противоестественность этого временного и болезненного разъединения русских православных людей. И особенно трагично воспринимал слова покойного протоиерея Льва Лебедева, который ушел в Зарубежье и скончался где-то там, в Америке. Он пессимистически предрекал, что никогда не суждено свершиться этому воссоединению – в силу определенных причин, косности, инертности той или другой части Русской Церкви. Совершилось!

И присутствуя на прощальном вечере в Москве, который давал митрополит Лавр, где собрались пятьсот-шестьсот человек, – все, кто от заседания к заседанию, от конференции к конференции подвизались в трудном деле врачевания, смеживания церковного разделения, я чувствовал, какой покой и какой мир снизошли на человеческие души. Вспомнились слова Федора Ивановича Тютчева, которые, мне кажется, можно было бы применить к Русской Церкви в дни после подписания этого духовного акта: "И льется теплая лазурь (Божией благодати) / На отдыхающее поле».

Безусловно, все оказалось не таким простым и радостным, как представлялось энтузиастам. Косность мышления (я готов это слово производить от корня кость) воспрепятствовала иным добрым православным пастырям и их пасомым отозваться душой на совершившееся чудо. И утешают лишь слова митрополита Лавра. Когда его спросили: "Как Вы относитесь к тому, что вот этот монастырь, вот этот приход отторглись от Зарубежного Синода?», он покачал головой и ответил: "Да, безусловно, это предмет нашей горечи. Но зато нам открылись Почаевская лавра, Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра». И да вразумит Господь эскапистов, устремившихся в пустыню Гоби, торжествовать и прославлять свой изоляционизм.

Но мне, как русскому православному священнику, все равно скорбно, когда я думаю о Леснинской обители или о каких-нибудь приходах (о которых я и знаю-то понаслышке) в далеких для меня Соединенных Штатах Америки. И радостно, что мы сегодня наслаждаемся возможностью служить Божественную литургию вкупе с нашими братьями, едиными усты прославлять нашего Спасителя, приступать к единой чаше. Это главное событие не только года, но начала третьего тысячелетия.

– В своем интервью журналу "Фома» отец Петр Перекрестов вспоминает Ваши слова о Курской иконе Божией Матери…

– Курская-Коренная икона Божией Матери после опустошения обители нагайцами была рассечена на две половины. Какое-то время части иконы лежали в болоте, но некий клирик нашел эти две части, соединил, и они срослись. И отцу Петру я говорил когда-то о том, что, видимо, именно священству дано сыграть ключевую роль в деле воссоединения, и взаимное стремление иерархов приведет к успеху только тогда, когда священство протянет друг другу руки. Помню, как он весьма горячо убеждал меня поскорее перейти в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, весьма скептически отзываясь о наших, так сказать, "советских» старцах, не видя никаких светлых явлений в нашей духовной действительности. Но прошло время, и мы встретились с отцом Петром на упомянутом званном ужине…

– Отец Петр вспоминал в своем интервью, что, когда Вы привели пример с Курской иконой, он про себя подумал: "Такое никогда не сможет произойти, это совершенно невозможно».

– Да, уверенных в невозможности воссоединения в Русской Зарубежной Церкви, к сожалению, было немало. Протоиерей Георгий Ларин, например, пользовавшийся и пользующийся очень большим авторитетом и уважением. Он был одним из самых резких и категоричных противников Московской Патриархии.

Определенное представление о том, каково положение дел в России, в основном, конечно же, складывалось через чтение, по книгам и печатным источникам, и оно все-таки оставалось ограниченным, по сравнению с действительностью, ибо живая жизнь всегда объемнее, полновеснее, богаче, чем наше представление о ней.

Когда меня, например, спрашивают: "Что Вы скажете об идейных уклонениях и ущербностях мировоззрения такого-то церковного лица», то я всегда говорю: "Немощного в вере мы принимаем без споров о мнениях, и сама возможность преподнести друг другу братское лобзание во Христе Спасителе столь значительна, что лишь после этого мы можем скрещивать копья в идейных пересудах». А еще иногда думаешь, что ошибочность миросозерцания никогда не может быть отождествляема с самой личностью человека, воспринявшего дар Святого Духа в лоне Вселенского Православия.

– Не могли бы Вы сказать несколько слов по поводу реформы богослужения.

– Святейший Патриарх на последнем епархиальном собрании ответил на один единственный вопрос, который был задан после пятичасового чтения докладов. Множество записок он отложил в сторону. И соблаговолил ответить только на один вопрос: спросили его о предлагаемой реформе богослужения, о возможности чтения у нас здесь, в России, Священного Писания на русском языке, о календарной реформе, о всем том, что исподволь пытаются провести кое-где и кое-кто, ущербляя, обедняя и выхолащивая этим богатство русской традиции. Патриарх посмотрел на всех нас, на две тысячи человек, и сказал: "Этого не допустим никогда». Это было достаточно веско сказано.

Мы, батюшки, должны просвещать народ, поднимать его до высоты церковно-славянского языка, объяснять глубину литургических текстов. Мы не имеем права произвольно что-то менять, перекраивать то, что досталось нам как драгоценное достояние от наших отцов и прадедов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) однажды задал ныне покойному патриарху Пимену три вопроса. Он спросил: "Будет ли допущена реформа изменения языка богослужения с церковно-славянского на русский? Перейдет ли Русская Православная Церковь на новый календарный стиль? И как нам относиться к экуменизму?» И получил два категорических отрицательных ответа на первые два вопроса. Относительно экуменизма, подумав, патриарх сказал: "Ну, что же, пожалуй, можно с ними попить чайку, да на этом дело и ограничить».

Рейтинг: 10 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×