Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1-8 марта.- Уникальный опыт России. – Политические векторы. – Счастливая судьба. – Вызовы извне. – по осторожному пути. – нравственная экономика. – Традиционные кришнаиты. – Трансцендентное и беспрецедентное лукавство. – Дети и секты. – Уроки атеизма. – Иван Грозный и протопоп Сильвестр.
На прошлой неделе в Москве прошел II Межрелигиозный миротворческий форум СНГ, в котором приняли участие около 300 религиозных деятелей, политиков и ученых Содружества. Как сообщает сайт «Newsru.com», одной из ведущих тем форума стала тема развития интеграционных процессов на пространстве Содружества. «Выступая на открытии форума, Патриарх Алексий призвал зарубежные страны использовать опыт сотрудничества представителей разных религий, который накоплен в государствах СНГ. «Иногда страны Содружества обвиняют в недостатке свободы и демократии, пытаются научить их, как строить отношения между религиями и конфессиями», - заметил предстоятель Русской Православной Церкви. «При этом как будто забывают, что именно в нашем регионе мира не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществования религий и культур», - подчеркнул Патриарх Алексий, добавив, что «этот уникальный опыт должен быть востребован в остальном мире, если он желает избежать глобального противостояния»
Как передает телекомпания НТВ, «форум проходит на нейтральной территории в обычной гостинице»: «Это подчеркивают – здесь не собираются заниматься сближением вероучений, никаких совместных богослужений, только деловые вопросы». «Принятая нами форма межрелигиозного диалога стала серьезным препятствием для манипуляций, направленных на создание некоей всемирной сверхрелигии», - цитирует НТВ слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
Речь Патриарха Алексия на II Межрелигиозном миротворческом форуме публикует сайт «Регионы России».
На форуме Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II выступил с предложением создать религиозный миротворческий контингент СНГ. Как отмечает сайт «Мир религий», «миротворческие группы должны состоять из представителей священства двух конфликтующих сторон, без вмешательства третьей стороны. «Религиозные миротворцы должны выполнять не миссию солдат, разделяющих конфликтующие стороны, а миссию их сближения, соединения и примирения. Оружием должна стать любовь к ближнему, человеколюбие и взаимное прощение».
«Ответом вызову террористов и экстремистов, желающих посеять вражду между различными конфессиями России и СНГ», стал межрелигиозный миротворческий форум, который состоится 2-4 марта в Москве, пишет РИА «Новости».
«Ведущие духовные лидеры стран СНГ создали Межрелигиозный совет Содружества. Его учреждение состоялось в рамках II Межрелигиозного миротворческого форума, который завершился в среду в Москве», сообщает сайт «Вести». В совет вошло около 40 религиозных лидеров, представляющих четыре ведущие религиозные традиции государств СНГ: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Предполагается, что в президиуме будут четыре сопредседателя, в настоящее время избраны двое постоянных: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий и глава Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде.
На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано «Заявление о создании Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств».
Автор издания «Время новостей» Кирилл Василенко в статье «Союз нерушимый» рассказывает о происходившем в Москве форуме: «Лидеры традиционных конфессий СНГ намерены объединить усилия, чтобы преодолеть разделение народов, произошедшее после развала Советского Союза», - пишет он. Далее он напоминает, что «на состоявшемся недавно VIII Всемирном русском народном соборе Русская Православная Церковь уже заявила о том, что хочет стать активным участником международной политики. Создание совета по инициативе российского Патриарха Алексия смотрится как первый серьезный шаг в геополитику. Несмотря на заверение митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, что «совет религиозных лидеров не политическая структура и не намерен ее подменять», организация все же будет обладать весьма мощными ресурсами для формирования общественного мнения», - считает автор. «Независимая газета» публикует статью Даниила Щипкова, которая также посвящена межрелигиозному форуму и созданию Межрелигиозного совета стран СНГ.
Итоговый документ II Межрелигиозного миротворческого форума можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Тема взаимоотношений государства и Церкви по-прежнему привлекает внимание журналистов. В преддверие президентских выборов она получает несколько иное звучание. А именно – Владимир Путин и Православие. Александр Морозов в статье «Искушение православием» анализирует именно эту проблему и пишет: «несмотря на явное сближение позиций чиновничества и иерархов Русской Православной Церкви по ряду вопросов – от патриотического воспитания молодежи до оценок роли нашей страны в нынешнем многополярном мироустройстве, – президенту все же удалось сохранить конституционный принцип отделения церкви от государства». Далее автор приводит очевидные подтверждения своему утверждению: «Основы православной культуры так и остались факультативом, институт православных капелланов в армии, которого настойчиво добивается военный отдел патриархии, не стоит в повестке дня, вопрос о «музейных ценностях» решился в пользу Министерства культуры, и, наконец, передача земель и зданий в собственность церкви решается очень осторожно и с большими ограничениями. Все эти вопросы в течение первого путинского срока оставались в зоне общественной дискуссии, инициатив и контринициатив депутатов и фракций, отдельных чиновников министерств – но не получали той выраженной политической поддержки Кремля, которая могла бы качнуть курс резко в сторону поощрения клерикализма».
Далее автор высказывает мнение, что предложения некоторых политологов разыграть «православную карту» в политической борьбе, скорее всего, «не получат поддержки президента Путина и его администрации на втором сроке». Вывод Александр Морозов делает следующий: «вектор путинской политики в отношении крупнейшей конфессии на втором сроке, вероятнее всего, будет достаточно прозрачным: больше социальной работы, никакой политики, активное участие в международных диалогах».
В той же газете на прошлой неделе появилось интервью с митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом, которое автор Кирилл Василенко назвал «Слава Богу, сегодня государство не вмешивается в жизнь Церкви».
«Что общего у света с тьмой?», - так называется эссе писателя Владимира Крупина, члена Президиума Всемирного Русского Народного Собора, опубликованное в газете «Гудок». Он рассуждает о том, как, какими духовными нитями, связано существование русского государства с Церковью: «Как же не хочется государству смиряться с тем, что не оно управляет умами и душами, а Церковь! Государству для выживания нужен не народ, а послушный электорат, не Церковь, а полиция. Но, слава Богу, такое понимание, по крайней мере, для России, – уже пройденный этап. … Государство – созданная смертными умами система. Эти системы все время меняются. Государство, как змея, чтобы выжить, переползает из кожи в кожу, а Церковь неизменна». При всей сложной и горькой истории России в последнем столетии, у России счастливая судьба, считает автор. Счастливая потому, что «она идет за Христом»: «а то, что нас не понимают, так всегда не понимали. А то, что нас не любят, так всегда не любили и любить не будут, что с того. Лишь бы Бог Россию не оставил».
Далее Владимир Крупин сравнивает духовную культуру Запада и России, отмечая: «На Западе сбылось пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии. Но мы заставим тебя быть, как все». Для того, чтобы России избежать той же участи, «нужны очень большие усилия», чтобы из «душевного периода истории» «перейти в духовный период».
На сайте «Радонежа» можно прочитать материал Владимира Семенко «Четыре вызова», посвященный основным проблемам, «в решающей степени определяющим нынешнюю общественно-политическую ситуацию в России, по большей части получающим, увы, все более и более неверную интерпретацию». Оценив ситуацию в России как предельно напряженную – когда виртуальные технологии противотояте реальному «звериному оскалу» повседневной жизни, - автор пишет о том, что не только внутреннее положение в России является вызовом власти, но и «четыре главных вызовах современности».
«Первый из этих вызовов, конечно же – вызов глобализации, в качестве главной мировой тенденции нависающей ныне над всем миром», - считает Владимир Семенко. «Другой глобальный миропроект, последний всплеск которого – странная война в Ираке – претензии пуританско-кальвинистского фундаментализма, американского традиционализма и мессианства на выстраивание мировой империи». «Третий откровенный вызов, бросаемый неимоверно ослабленной и дышащей на ладан России – это вызов Европы... Папизм, в который уже раз, стремится завоевать Россию, раньше, чем он сам будет демонтирован хозяевами секулярной глобалистической Европы». «Наконец, четвертый, самый страшный, вызов, нависающий над Россией – это вызов радикального ислама». По мнению автора, в нынешней ситуации, при существующих в России исходных данных, «Россия по большей части абсолютно беззащитна перед лицом вышеописанных вызовов, ибо в лице своей так называемой «элиты» принципиально отреклась от своей вселенской миссии, от той высшей истины, которую она на протяжении многих веков несла миру».
Итогом размышлений автора стали слова о том, что «спасение России, вопреки преобладающему вектору современной истории, возможно лишь в результате ее чаемого возвращения к себе самой. Лишь признание так называемой «элитой» неизбежности возврата к вечным духовным ценностям Православия, реализация которых в истории и в повседневности только и сделала в свое время возможным столь долгое и успешное существование великой страны, может дать нам безумный шанс выжить в страшном апостасийном мире. Только постоянная готовность к жертве и самоотверженное отстраивание духовно-сакрального ядра альтернативного русского миропроекта, то есть православной Церкви как общины верных, живущих во Христе, может создать предпосылки к тому, чтобы имя России не было окончательно забыто».
О сближении Русской Православной Церкви и РПЦЗ рассуждает Г. Некрасов. Его материал «О воссоединении» публикует сайт «Радонежа». Автор пишет о том, что сегодня из-за рубежа довольно сложно оценить ситуацию в России: «в наши дни положение в России быстро меняется и не всегда успеваешь следить за тем, что происходит» и «Это дает повод некоторым говорить, что «там ничего не переменилось». И в происходящей там борьбе некоторые готовы видеть только отрицательные стороны, а все положительное объявлять «подлогом, обманом и т.д.». Но это не так. Далее Г. Некрасов приводит примеры позитивных и обнадеживающих перемен в России и спрашивает своих зарубежных коллег: «Но если мы явления милости Божией готовы объявлять «обманом, подлогом», то кому мы уподобляемся? Где та невидимая черта, за которой начинается клевета на Бога??».
«Да, Зарубежная часть Русской Церкви исполнила свой исторический долг блестяще. Быть может, уже пришло время исполнить слова Митрополита Анастасия, приведенные ранее, тем более, что из России раздаются голоса о том, что там крайне нужен дух бескомпромиссности и твердого стояния в Православии среди инославной, иноверной и просто неверующей общественности, дух, сохраненный Зарубежной Церковью», - пишет он далее. Так почему же многие так яростно противятся всякой возможности сближения? «Ответ, возможно, заключается в весьма серьезной статье мельбурнского журналиста Эндрю Болт, напечатанной в «Геральд-Сан» 5 декабря. Автор указывает на сомнительную роль сверх миллиардера Сороса, не брезгующего бросать миллионы и миллиарды долларов на ликвидацию неугодных ему правителей, и в настоящее время начавшему подрывную кампанию против президента Буша. Вспоминается, что-то, что он также финансирует акцию против России. Ему русское возрождение вряд ли нужно». В этой ситуации, считает автор, «необходимо быть крайне осторожными, следовать по осторожному пути, намеченному нашим Архиерейским Собором, и стараться внимательно и объективно изучать все факты и доводы, помня, что против всякого доброго дела неизбежно поднимется волна клеветы».
Свою позицию по вопросам диалога между Русской Православной Церковью и РПЦЗ высказала Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна, сообщает сайт «Newsru.com». Отметив положительные сдвиги на пути диалога, она говорит, что позиция административного разделения при восстановлении евхаристического единства, кажется «нелогичной»: «Если евхаристическое общение восстановится, это будет означать, что руководство Русской Православной Церкви Заграницей нашло в себе мужество отказаться от давно утративших смысл претензий к Московскому Патриархату. Следовательно, исчезают основания для самостоятельного существования РПЦЗ. Или она перейдет под омофор Святейшего Патриарха - или перестанет быть русской. Конечно, учитывая специфику жизни вне России, за Зарубежной Церковью нужно сохранить широкую автономию, как, например, за Украинской Православной Церковью. Но единым Первоиерархом всех частей Русской православной церкви должен быть Патриарх Московский и всея Руси».
Газета «Известия» публикует интервью с ректором Академии народного хозяйства Владимиром Мау, участвовавшим в составлении «Свода нравственных принципов хозяйствования», принятого Русский Народным Собором. Он рассказывает о том, почему он принял участие в подготовке этого документа, в частности, он говорит: «те, кто пытается православным наследием обосновать низкую конкурентоспособность российского бизнеса, списывают недостатки своей работы на церковные установки. Это само по себе безнравственно. Нет ничего в православии такого, что препятствовало бы эффективному предпринимательству и конкурентной борьбе… В российской истории, религии и культуре нет ничего, что делало бы нас заведомо неэффективными или ущербными, что оправдывало бы низкую производительность труда или нечестность в бизнесе». Кроме того, Владимир Мау указывает на то, что «свод нравственных правил - не официальный документ, который надо подписывать кровью... Это еще один шаг в правильном направлении, кирпичик в здании общественного согласия. Если хотя бы несколько человек начнут поступать по этим правилам - это уже будет достаточно для оправдания его появления».
Другой темой, привлекающей внимание в основном религиозных СМИ, остается тема строительства на Ходынском поле кришнаитского храма.
По сообщению «Русской линии» «26 февраля мэру Москвы Ю.Лужкову из Нью-Дели было направлено благодарственном письмо, под которым подписались не только главы 10 основных религиозных течений Индии, но и мусульмане, и даже католики. Текст благодарственного письма подтверждает, что православная общественность недаром так волновались по поводу данного мэром разрешения на строительство кришнаитского храма в столице России. В письме вырисовываются далеко идущие планы «строителей храма». «Мы единодушны в своей убежденности, что разнообразие авторитетных форм религиозности пойдет на благо Москве и москвичам, особенно если лидеры этих религиозных течений научатся уважать друг друга и сотрудничать на благо всего общества. Надеемся, что Межрелигиозный совет России окажет всемерную поддержку новому центру индуизма в России, чем явит достойный пример «единства в разнообразии» краеугольного принципа здорового и гармоничного многоконфессионального общества». Эта, разнообразная гармония, давно уже предсказана духоносными отцами, и ее непременным атрибутом будет «религия будущего». Строительство кришнаитского центра, - а речь идет не просто о храме, а о религиозном, пропагандистском центре, - означает движение семимильными шагами к некоему «синтезу духовности». Кроме того, правительство Москвы не желает замечать очевидных вещей: широко известно, что в самой Индии, откуда направлено письмо мэру Москвы, религиозного мира давным-давно не было и нет, а существует остроконфликтная ситуация между господствующим индуизмом и христианами».
Как передает «Седмица.Ru», «межрелигиозный совет России не намерен оказывать поддержку строительству храма Кришны в Москве. «Деятельность кришнаитов на территории России вызывает много претензий со стороны традиционных религиозных организаций», - заявил исполнительный секретарь Совета Роман Силантьев, пояснив, что кришнаиты ведут в России активную миссионерскую работу». «Р.Силантьев напомнил, что еще 20 лет назад индийское правительство посылало в Советский Союз сообщения о том, что кришнаиты - зловредная тоталитарная секта, и даже предлагало свою помощь в борьбе с ней. … Он также выразил недоумение тем, что «такие уважаемые религиозные группы, как католики и несториане поставили свои подписи рядом с последователями тоталитарных сект, в частности «Брахмы Кумарис», и псевдорелигиозной группы бахаитов». Также в его заявлении говорится о том, что МРС России оказывает поддержку только традиционным для России религиям.
Однако, общество сознания Кришны, с каждой неделей все более уверенно чувствующее себя в Москве (видимо, молчаливая поддержка мэрии здесь играет не меньшую роль, чем финансовые вливания Запада), возмутилось тем, что МРС России отказал им в поддержке и не засчитал традиционной религией. И потребовало от Романа Силантьева извинений. Оказывается, многочисленные институты, в том числе, США и Канады, «подтвердили традиционность и аутентичность движения сознания Кришны в мире и России». Не менее удивительный и цитаты из речей индийского посла о том, что де, общество кришнаитов «трудится, не покладая рук, ради сохранения уникальной культуры Индии». Неясно только, почему культуру Индии кришнаиты так упорно сохраняют в России, где ее испокон веку не было. Странны заявления о том, что у кришнаитов, оказывается, был опыт «межконфессионального диалога между индуизмом и другими конфессиями России, в частности, православием, исламом и буддизмом». Видимо, одним из примеров такого «опыта» может быть названо заявление Сергея Зуева, главы Исполкома Общества Сознания Кришны, в интервью английской газете «Гардиан» (23 октября 2003 г.). Он, всего-навсего, назвал Русскую Православную Церковь «самой опасной тоталитарной сектой». Надеялся, видимо, что его слова не переведут на русский… Длинная бумага, написанная отечественными последователями Кришны, вызывает недоумение и изумление. Изумление наглостью кришнаитов и недоумение молчанием властей и общественности.
На сайте «Единое Отечество» очередной демарш кришнаитов назван «весенним обострением». В материале, кроме собственно текста кришнаитского письма в мэрию, можно прочитать отрывок из главы «Общество сознания Кришны» учебника по сектоведению А.Дворкина. В частности, он рассказывает о любимой идее вышеуказанного общества – теории Варнашрама, кастового деления общества: «Следует отметить, что в отличие от кастовой системы в Индии, где принадлежность к касте определяется рождением, члены новых каст будут отбираться на ранних стадиях школьного образования: «Никто полностью не лишен личных качеств и никто не может не действовать в соответствии с природой. И это только вопрос времени, когда в ребенке проявятся предательские симптомы определенных общественных классов» (с. 143). Таким образом, судьба человека определяется не слепой случайностью, а правящей элитой. Каждая каста будет получать образование, строго соответствующее ее положению в обществе… В школе не будет места религиозному плюрализму. Во всех школах нового общества будут учить лишь кришнаизму: «Что же касается приводящих к ошибкам бессмысленных принципов атеистов, то не следует информировать о них детей, посещающих школу Варнашрама, разве что для того, чтобы знать, во что верят другие» (с. 141) …
Перед нами глобальные планы: «Если одно из обществ сможет измениться и принять духовные ценности, очень важно, чтобы руководители закрепили интересы этого духовного общества по всему миру. Вооруженное сопротивление будет исходить только от демонических личностей, которые всем сердцем прилепились к атеизму и материализму. Именно этих людей необходимо выслать. Тогда мир освободится от их происков» (с. 163) и так далее. «Общество сознания Кришны» отрицает свободу. Когда критики тоталитарных сект говорят об отсутствии свободы внутри сектантских общин, то их обвиняют в необъективности. Теория Варнашрама - теоретическое обоснование запрета на свободу, исходящее из уст самих сектантов… Похоже, картина жизни, которую для нас планируют кришнаиты, достаточно ясна. У российских кришнаитов эта книга предназначается «для внутреннего распространения», и поэтому они не любят, когда ее цитируют «внешние». … Совершенно очевидно, что МОСК - жесткая группа для захвата власти, построенная на строго тоталитарных принципах и мечтающая распространить их на все население земного шара».
Пресс-служба Союза Православных граждан, заявление которых можно прочитать в этой же публикации, предлагает московским властям взамен одного кришнаитского центра воздвигнуть «по православному храму в каждом микрорайоне Москвы»: «Ведь большинство налогоплательщиков – православные». «Пусть введут наконец в московские школы многострадальные «Основы Православной культуры» - пусть дети свое, родное изучают, а то сбегут в какую-нибудь экзотическую секту. Ну, кому хочется видеть своего ребенка пляшущим на улице в желтых тряпочках, часами повторяющим «харе кришна»?
Продолжается расследование скандала в приморье, связанного с отчислениями бюджетных средств секте сайентологов. Об этом статья Константина Пронякина «Власть по дианетике», опубликованная в «Российской газете». Как удалось выяснить глава администрации, депутат областного совета Борис Шалимов направлял своих сотрудников на бизнес-семинары к ведущим преподавателям Церкви сайентологии в Москву: «на переподготовку каждого сотрудника было затрачено порядка трех тысяч долларов... Общая сумма, которая была затрачена районной администрацией на подготовку своих сотрудников, составила порядка 646 тысяч рублей. Все эти деньги были взяты из районного бюджета… Борису Шалимову, как человеку, занимающему государственную должность, грозит или штраф в размере до 300 тысяч рублей, или срок, максимальный - до 7 лет, а также лишение права занимать какие-либо государственные посты».
В материале Надежды Артемьевой «Почему подростки поджигают храмы?», опубликованном в издании «Правда севера», поднимаются вопросы современного воспитания подростков. Автора интересует, как дети попадают в секты и каким образом их можно избавить от их пагубного влияния. На вопросы журналистки отвечает настоятель подворья Артемиево- Веркольского в Варавине иеромонах Феодосий (Нестеров).
«Вечерняя Москва» открыла дискуссию, посвященную вопросу включения в школьную программу курса «Основы православной культуры». Свой взгляд на проблему на страницах издания представили Сергей Минаев и Ирина Лукьянова. Об этой дискуссии сообщает сайт «Религия в светском обществе». С. Минаев своей статье «Школьные годы – чудесные?» высказывает мнение, что «камнем преткновения является не название предмета и не содержание учебников, а преподавательские кадры». «С.Минаев полагает, что упорное лоббирование включения «Основ православной культуры» в школьную программу для Церкви - попытка «каким-то образом гарантировать свое привилегированное место в обществе и обеспечить стабильность своего существования». Возмущение автора статьи вызывает не эта цель, а метод, избранный для ее достижения. «Внедряться в ослабленную систему, преследуя главным образом собственные цели, в живой природе называется словом «паразитизм». Увы, это не оскорбление, это термин», - заявляет С.Минаев. В заключение автор проводит параллель между введением православного предмета в школе и пионерскими буднями советских школьников. В общем, автор подумал о ком и о чем угодно – о взятках, о преподавателях, о себе, любимом, так метко и хлестко навешивающем ярлыки, - но не о детях. Журналисты вообще о них редко думают. Только когда случаются катастрофы…
Иначе смотрит на идею преподавания «Основ православной культуры» И. Лукьянова – мать школьницы, как она подписалась. В ее материале «О чем плакал пророк Иеремия» говорится о том, что «проблема вполне разрешима, если перестать оперировать штампами, как это делает большинство вовлеченных в дискуссию, «и постоянно держать в мыслях школу, не гипотетическую, а такую, какая она есть». Как полагает автор статьи, «вопрос преподавания православной дисциплины решается на государственном уровне: «Разумеется, это государственный интерес – чтобы граждане умели не только презирать свою страну, не только испытывать за нее мучительную боль, стыд и неловкость, но и гордиться ею; чтобы не отпихивали с брезгливой гримасой ее многовековую историю, чтобы умели видеть в ней не только кровь и ошибки, но и смысл, и красоту, и величие».
Между тем, в Британии, на уроках по религиозному образованию школьники будут изучать атеизм. «На занятиях, которые получат название «курс религиозного, философского и морального обучения», учащимся предстоит «подвергнуть сомнению истины, изложенные в религиозных книгах. Свое решение правительство объясняет резким сокращением числа верующих британцев… Противники религиозного образования требуют запретить преподавателям «проводить связь между моральным поведением и религиозным воспитанием».
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя возможность введения курса атеизма в школах Великобритании, он заметил: «Я не уверен, насколько полезными будут такие вот уроки скептицизма, в наших школах они тоже есть, у нас до сих пор в школе есть монополия материалистического миропонимания».
«Патриарх Московский и всея Руси Алексий обеспокоен современным отношением к русскому языку в ряде стран бывшего СССР», - передает «Интерфакс». «К сожалению, сегодня многим людям приходится отстаивать свое естественное право на родной язык», - говорится в обращении Патриарха, которое он направил участникам проходящего в эти дни в Бишкеке Международного конгресса по русскому языку. При этом Патриарх Алексий отметил, что «сегодня на всем постсоветском пространстве русский язык является серьезным объединяющим фактором, наличие которого позволяет сглаживать политические ошибки и просчеты, противостоять вражде и розни, умиротворять конфликты». Однако, похоже, именно это раздражает ультра-националистов, подпитываемых Западом, как на Украине, так и в Прибалтике.
Тема выставки в сахаровском центре на прошлой неделе получила неожиданное развитие. Кроме программного заявления директора этого заведения о том, что, де, вы, православные «должны мириться с тем, что вас оскорбляют!», на православных упорно пытаются списать в разгром аналогичной выставки в Санкт-Петербурге. Обвинения построены на схожести ситуации и на том, что один из нападавших представился как православный журналист. Именно эту версию (причем, уже через две недели после происшествия) развивает автор «Независимой газеты» Михаил Сидлин в статье «Шабаш «православной молодежи». Притом, что с не меньшей вероятностью можно выдвинуть версию о том, что де, питерский художник, посмотрев, как «эффективно» раскрутились бездарные неизвестные художники, вылезшие больше года назад в Сахаровском центре, решил использовать удачную схему: инсценировал нападение, представил себя жертвой, потребовал возмещения ущерба. Ну и конечно, стал героем разной «независимой прессы». Еще более возмутителен комментарий Николая Медведева, директора арт-центра «Пушкинская, 10», приведенный в конце материала. Он цинично сравнивает разгром выставки с убийством таджикской девочки. Мол, одинаковая цена у человеческой жизни и у бездарных картин…
Об этом же статья в «Парламентской газете» «Березовский с Гусинским на икону не тянут». Автор А. Ерофеев пишет также о разгроме выставки, отмечая, что «то, что напали на картины люди из организаций националистического толка, - наверняка правда. А что касается религии…».
«Украинские греко-католики готовы объявить о создании своего патриархата», - сообщает «Седмица.Ru». По словам главы УГКЦ кардинала Любомира Гузаря, «УГКЦ не считает преградой на пути к созданию униатского патриархата на Украине обещания представителя Ватикана кардинала Вальтера Каспера, сделанные им 22 февраля в Москве». А на официальном сайте Украинской Православной Церкви говорится о том, что «по указанию кардинала Любомира Гузаря униатско-раскольничье лобби в Парламенте будет добиваться создания в Украине Греко-католического патриархата». «По словам депутата Олексы Гудимы, данная акция должна состояться, несмотря на несогласие со стороны Ватикана… Вместе с тем, Олекса Гудима отметил, что если Ватикан не согласится придать УГКЦ статус патриархата ко времени освящения кафедрального собора греко-католиков в Киеве, то в этом случае следует провозгласить его самостоятельно».
Автор «Церковного вестника» Мария Ельцова в статье «В память вечную будет праведник» публикует вспоминания о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме. О приснопамятном владыке говорят митрополит Минский и Слуцкий Филарет, реставратор Савелий Ямщиков и консультант Отдела внешних церковных связей Алексей Сергеевич Буевский.
Интересную публикацию, посвященную Ивану Грозному, можно прочитать на патриаршем сайте. Автор Александр Мешков в статье «Источник благочестия и мудрости Ивана Грозного» пишет о современной дискуссии, развернувшейся вокруг предложения некоторых радикалов канонизировать царя и отмечает, что в этих дебатах «личность этого самодержца заслонила, однако, имена тех отечественных мыслителей и общественных деятелей, чьи добродетели и подвижничество заслуживают благодарного отношения потомков. Одним из них является протоиерей Сильвестр». Весь материал посвящен личности протопопа Сильвестра: «Обычно его знают как автора «Домостроя»… в молодые годы царствования Иоанна IV он был его духовным наставником и вдохновителем государственных реформ… отец Сильвестр вместе с Алексеем Адашевым, который происходил из зажиточного рода костромских бояр, возглавил ближайший круг сподвижников Иоанна IV – Избранную раду. Терпеливо, шаг за шагом, она отстраивала «государство правды», основанное на христианских началах. Результатом этих усилий стало возвеличение и укрепление Московской Руси, расширение пределов царства, внутренний мир и общественное согласие». Правда, продлилось оно всего 13 лет.
«Решение Иоанна избавиться от своего духовного наставника объясняется изменением как положения самого царя в государстве, так и политической ситуации в стране. На рубеже 50-х годов он был еще юным, только начинавшим участвовать в государственных делах правителем. В середине 60-х это уже - всевластный государственный деятель, обладатель трех царских корон (Российского, Казанского и Астраханского «царств»), победитель двух татарских ханств и Ливонского ордена… Вся вина иерея Сильвестра состояла в том, что он надоел царю своими пастырскими наставлениями и духовными советами... Нужен был только повод, чтобы поскорее удалить от себя своих бывших наставников. И он вскоре представился. В августе 1560 года умирает 25-летняя царица Анастасия. «Ласкатели» царя тут же начинают уверять его в том, что покойную извели «лихие люди» – иерей Сильвестр и Алексей Адашев. В сентябре того же года собор, собранный царем, заочно осуждает обоих. Их обвинили в том, что они «очаровали» (околдовали) умершую царицу. И тот, и другой просили дать возможность присутствовать на суде, но тщетно… … Некоторые исследователи делают вывод о том, что Сильвестр скончался до 1572-1573 годов. Высказывалось предположение о том, что иерей и его сын Анфим умерли не своей смертью, а были умерщвлены тайно, подобно митрополиту Филиппу».
Более того, «до конца своих дней Грозный сохранил неиссякаемую ненависть к «попе-невеже Селивестру» (и это - при том, что только советские исследователи обнаружили в монастырях более 20 написанных иереем рукописей книг!) и «собаке» Адашеву. Царь не мог простить им попытку создать государство правды, основанное на Евангельских законах любви, направить страну на «истинный путь святых Его заповедей», установить «суд праведен». Не мог понять он их всеобъемлющую любовь к «простому всенародству».