Религиозный фактор в американской предвыборной кампании

На старте кампании никто бы не сказал, что угроза исчезла. Дело происходило в Ватикане 23 апреля на пресс-конференции нигерийского кардинала Франциска Аринзы, префекта Конгрегации по делам культа и дисциплины таинств. Его, которого частенько называют одним из многочисленных возможных преемников нынешнего Папы, осаждали корреспонденты различных религиозных консервативных журналов США. Они настойчиво добивались от монсиньора Аринзы ответа, можно ли допускать ко причастию политиков, которые публично высказываются в поддержку абортов, однополых браков или эвтаназии. То ли чтобы замять тему, то ли, наоборот, с целью спровоцировать дискуссию в Америке в самый разгар президентской кампании, префект ответил, что это вопрос, «находящийся в компетенции местных епископов».

Через некоторое время архиепископы Сен-Луи (Миссури), Камдена (Нью-Джерси) и Линкольна (Небраска) высказались в пользу запрета причащения для тех политиков, которые публично выступают в защиту абортов. Семнадцать других епископов предпочли бы рекомендовать таким людям, мужчинам или женщинам, занимающим высокое общественное положение, самим отказаться от причащения. Однако по-настоящему подлил масла в огонь Микаэль Шеридан. Это архиепископ Колорадо-Спрингс. Он заявил, что если бы Джон Керри, первый кандидат-католик в президентской кампании со времен Джона Кеннеди, пришел бы к нему на мессу, он бы отказался дать тому причастие.

После этого тема стала одной из самых горячих. Ни одного дня не проходит без дискуссии в прессе. Дошло до того, что 10 мая Вашингтонский кардинал Теодор МакКаррик получил послание с подписями 48 представителей-демократов в Конгрессе, являющихся католиками. Среди подписантов около четверти принадлежит к убежденным сторонникам движения против абортов (Pro-life), еще четверть объединяет тех, кто отчетливо высказался за добровольное прерывание беременности (Pro-choice). Однако все они выдвигают один и тот же аргумент: «Мы представляем интересы своих избирателей, и даже если их точка зрения противоречит нашей в личном плане, ничто не может нас заставить легитимизировать лишь наши собственные религиозные убеждения». В подкрепление своей позиции авторы цитируют теолога-иезуита Джона Кортни Мюррэя и заключают: «Если церковная иерархия будет указывать пальцем на законодателей-католиков и угрожать им отлучением от церковных таинств из-за их выбора, существует большой риск способствовать росту в стране антикатолических настроений».

Ракета запущена. Она снова летит в Рим и воскрешает дела минувшие. 44 года назад консерваторы подозревали Джона Кеннеди в получении инструкций из Ватикана, и сенатору-кандидату с 12 сентября 1960 года потребовалось немало таланта, чтобы обещать, в случае своего прихода в Белый Дом,  «осуществлять на деле отделение Церкви от государства, равно как идеалы американского братства», которые стоят выше политических и религиозных пристрастий.

И теперь, полвека спустя, мы видим, что Джона Керри упрекают в «несоответствии» позиции Католической Церкви по этим спорным вопросам. И кто же обвинители? Те самые консерваторы, в большинстве своем протестанты, но которые последние годы изо всех сил вербовали в свои ряды наиболее убежденных католиков.

По результатам опроса, проведенного Акронским университетом в штате Огайо, 68% тех, кто посещает церковь чаще одного раза в неделю, четыре года назад голосовали за Буша, и лишь 42% тех, кто приходит на службу каждое воскресенье, отдали свои голоса Альберу Гору. При этом шесть десятых американцев ежедневно до сих пор строго следуют предписаниям своей религии. Благодаря этим цифрам становятся более понятными два недавних решения, принятых кандидатами.

Вначале Джон Керри взял в свой предвыборный комитет специалиста по религиозным вопросам. Перед 29-летней Марой Вандерслиц, активисткой из руководства евангельских христиан в странах третьего мира, стоит единственная задача – убедить избирателей, епархию за епархией, что если католик Керри в личном плане против абортов (а его жена Тереза Хейнц – тем более), то будущий президент, на пост которого он выдвигается, не может выступать таким образом из соображений законности и уважения прав женщин.

Джордж Буш в свою очередь не мог проехать через Европу, не остановившись в Ватикане. В начале июня он лез из кожи вон, чтобы добиться аудиенции. И плевать на иракское дело, из-за которого они разошлись с Иоанном-Павлом II! Конечно же, решающее значение здесь придавалось фотографии – своего рода благословению на те битвы, которые ведет Буш против абортов и гомосексуальных браков. Ничего удивительного, что впервые за всю историю демократов их руководство только что организовало несколько центров по изучению роли религиозного фактора в программной риторике партии.

 

Франсуа Клемансо, «Le Monde des Religions», июль-август 2004

Перевод с французского «Православия.Ru»

22 июля 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×