Православный календарьПравославный календарь
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.

«Властелин колец»: сага о надежде

Кадр из фильма Кадр из фильма
«Властелин колец» – самая продаваемая в мире книга после Библии, и фильм Питера Джексона также имеет мировой успех. Этим они во многом обязаны самому жанру фэнтези, который был доведен Толкиеном до совершенства. Но «Властелин колец» – это прежде всего сюжет Апокалипсиса. Он преподносит сражения на пороге конца света, представляя их в первую очередь через судьбы обычных людей, что и привлекает общие симпатии к главным героям.

И особенно для самого автора его произведение – «религиозное и христианское в своей основе». Утверждение на первый взгляд неожиданное, поскольку любые христианские аллюзии в книге отсутствуют – но это он объясняет тем, что описываемые события происходят за тысячи лет до Откровения, а также соображениями миссионерского порядка. Один читатель написал ему: «Вы создали мир, ведомый своего рода невидимой верой, как бы при свете спрятанной лампы». Это можно сказать и о фильме.

Для мира, который утратил христианские культуру и мироощущение, но легко погружается в приключения героев эпопеи, «Властелин колец», возможно, лучше передает евангельское благовестие, нежели те, кто говорят о нем прямо. Действительно, он показывает силу верности, любви, добра, жалости к тем, кто вас ненавидит; пределы познания и человеческой мудрости; важность маленьких людей для судеб мира; а также то, что «в приключении каждый понимает, бодрствует он или нет»; что нужно поступать по совести, а не ради возможной выгоды; что спасение всего сотворенного связано со спасением человека и только принесением себя в жертву можно спастись.

Но есть и еще более важное, по словам самого автора: «Главной моей темой является […] смерть и бессмертие». Толкиен хотел изложить в книге две своих фундаментальных концепции: «Будучи христианином, тем более римо-католиком, я не могу мыслить историю иначе, как долгое поражение, хотя она и может представлять некоторые примеры итоговой победы», а также: «Мы придумываем истории, потому что созданы по образу Создателя, и все наши истории обращают нас к нашей – миру и его искуплению».

«Властелин колец» – это сага о Надежде. Она показывает нам мир, находящийся под игом Зла, которое по видимости торжествует без надежды на избавление, однако мир, из которого, по словам одного из героев, «мы выходим с грустью, но не в отчаянии». Толкиен в особенности стремился передать в своей книге момент радости, «столь же сильной, что и горе», когда триумф Зла побежден или, по крайне мере, поставлен под вопрос.

Будучи христианами или нет, мы испытываем это чувство не один раз – например, когда окончательная победа Зла кажется неизбежной и один из героев, Сэм, видит в разрывающемся апокалиптическом небе мерцающую звезду: «Ее красота пронзила его, и […] он почувствовал крепнущую в сердце надежду. Ибо подобно молнии сверкнула в нем мысль о том, что мрак в конце концов исчезнет, как туча, на мгновение заслонившая свет, а красота этого света вечна и будет сиять во веки веков».

По Толкиену, такая радость готовит и располагает сердце к принятию величайшей Радости Спасения. И он прав.

Дидье Ранс, «Foi Transmise», 30 июня 2004 г.

Перевод с французского «Православия.Ru»

24 августа 2004 г.

Рейтинг: 7.7 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×