И особенно для самого автора его произведение – «религиозное и христианское в своей основе». Утверждение на первый взгляд неожиданное, поскольку любые христианские аллюзии в книге отсутствуют – но это он объясняет тем, что описываемые события происходят за тысячи лет до Откровения, а также соображениями миссионерского порядка. Один читатель написал ему: «Вы создали мир, ведомый своего рода невидимой верой, как бы при свете спрятанной лампы». Это можно сказать и о фильме.
Для мира, который утратил христианские культуру и мироощущение, но легко погружается в приключения героев эпопеи, «Властелин колец», возможно, лучше передает евангельское благовестие, нежели те, кто говорят о нем прямо. Действительно, он показывает силу верности, любви, добра, жалости к тем, кто вас ненавидит; пределы познания и человеческой мудрости; важность маленьких людей для судеб мира; а также то, что «в приключении каждый понимает, бодрствует он или нет»; что нужно поступать по совести, а не ради возможной выгоды; что спасение всего сотворенного связано со спасением человека и только принесением себя в жертву можно спастись.
Но есть и еще более важное, по словам самого автора: «Главной моей темой является […] смерть и бессмертие». Толкиен хотел изложить в книге две своих фундаментальных концепции: «Будучи христианином, тем более римо-католиком, я не могу мыслить историю иначе, как долгое поражение, хотя она и может представлять некоторые примеры итоговой победы», а также: «Мы придумываем истории, потому что созданы по образу Создателя, и все наши истории обращают нас к нашей – миру и его искуплению».
«Властелин колец» – это сага о Надежде. Она показывает нам мир, находящийся под игом Зла, которое по видимости торжествует без надежды на избавление, однако мир, из которого, по словам одного из героев, «мы выходим с грустью, но не в отчаянии». Толкиен в особенности стремился передать в своей книге момент радости, «столь же сильной, что и горе», когда триумф Зла побежден или, по крайне мере, поставлен под вопрос.
Будучи христианами или нет, мы испытываем это чувство не один раз – например, когда окончательная победа Зла кажется неизбежной и один из героев, Сэм, видит в разрывающемся апокалиптическом небе мерцающую звезду: «Ее красота пронзила его, и […] он почувствовал крепнущую в сердце надежду. Ибо подобно молнии сверкнула в нем мысль о том, что мрак в конце концов исчезнет, как туча, на мгновение заслонившая свет, а красота этого света вечна и будет сиять во веки веков».
По Толкиену, такая радость готовит и располагает сердце к принятию величайшей Радости Спасения. И он прав.