Человек, преступающий общественный или религиозный закон, как правило, всерьез надеется избежать наказания. Но эта надежда порождена невежеством. Действительно, можно ловко «спрятать концы в воду» и скрыть преступление от общества. Можно перехитрить или подкупить следователя. Можно не верить в рай и ад или, уповая на милосердие Бога, надеяться на то, что Он в конце концов простит «недостойного раба Своего». Но социальные и сотериологические последствия греха – это еще далеко не все. Каждое преступление влечет наказание, свершающееся в самом человеке. И оно всегда неотвратимо.
В романтической литературе есть популярный сюжет о контракте человека с дьяволом. У Гете Мефистофель поступает в распоряжение доктора Фауста, за что последний расплачивается своей душой. Ария Квазимодо из популярного мюзикла «Собор Парижской Богоматери» тоже пронизана наивной мечтой о подобной сделке – рефреном здесь проходят строки, завершающие каждую строфу:
И после смерти мне не обрести покой,
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой.
Безумие влюбленного очевидно. Ведь душа, от которой он так легко готов отказаться, это именно та структура, что порождает все желания, в том числе и желание обладать Эсмеральдой. Отказавшись от души, Квазимодо автоматически лишился бы любви и сделался бы равнодушен к той, ради которой, собственно, он все и затеял. Несчастный горбун не приобрел бы ничего, кроме еще одного постороннего человека, до которого ему нет ровным счетом никакого дела.
Редко кто в здравом уме затевает зло ради него самого. В большинстве случаев мы руководствуемся принципом «цель оправдывает средства», преступая закон для пользы революции, ради семьи и детей, во имя исключительной любви или торжества справедливости. Но грех есть грех. Беззаконие, даже продуманное до мелочей, оправданное с позиций риска и морали, всегда имеет существенную ошибку в расчете. В азарте погони за той или иной целью мы обычно упускаем из виду реакцию собственной души на те средства, что собираемся использовать. В результате этого просчета уже на подходе к заветной цели утрачиваем к ней интерес, ибо раненная преступлением душа теряет силу желания, а значит, и радость обладания становится нам недоступна.
Пушкин художественно достоверно изобразил эту ловушку в «Сцене из Фауста»:
На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело;
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
Разврат косится боязливо...
Возможно, личный опыт подобного разочарования в мимолетных романах привел и самого поэта к мысли о браке.
«Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление», – говорил преподобный Исаак Сирин. Драматургическое осмысление этих слов дано в знаменитом романе Достоевского. Нетрудно заметить, что Раскольников убивает старуху-процентщицу в основном с целью грабежа. Идея о разделении людей на героев истории и ее статистов всего лишь моральное обоснование преступного замысла. Она становится катализатором преступления в тот день, когда Раскольников получает письмо от матери с известием о помолвке его сестры с Лужиным. Подобный случай брака Андре Моруа называл «узаконенной проституцией». Жених богат, но репутация распутника мешает ему занять надлежащее положение в обществе. Семья нужна ему как средство поправить имидж. Невеста понимает это и заранее испытывает к будущему супругу одно отвращение, вступая в брак главным образом ради денег. Хорошо зная любимую сестру, Раскольников не сомневается: «узаконенная проституция» совершается в данном случае ради него, Родиона, «чтобы судьбу его обеспечить», и оскорбленное мужское самолюбие отвергает подобную жертву: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» Но как разорвать помолвку? Нужно устранить бедность семьи как основную причину мезальянса. И Раскольников берется за топор – ради горячо любимых сестры и матери.
Но удар убийцы рикошетит по нему самому. Раскольников с ужасом замечает в себе странную метаморфозу: те, кого он так сильно любил еще вчера, сегодня уже ненавистны. Вот они, сестра и мать, после долгой разлуки появляются в его каморке. «Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе (женщины) бросились к нему. Но он стоял как мертвый...»: «Ступайте домой... Не мучьте меня». В дальнейшем Раскольников продолжает избегать своих женщин. Ценности, захваченные в доме убитой старухи, так и не стали основой материального благополучия семьи. Убийца не смог довести дело до конца, внезапно лишившись главного мотива: сестра и мать в одночасье сделались ему чужими.
Преступника обличить не смогли. Студент сам донес на себя и отправился на каторгу в далекую Сибирь, в основном для того, чтобы навсегда устраниться от любимых когда-то людей.
Так все мы, с готовностью соглашаясь на грех, несем наказание, забыв предостережение Распятого за нас Бога: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? И какой выкуп даст он за душу свою?»
лучше быть тут наказанным..хотя бы и колбасу..бог кого любит того и наказывает...а кто миллиарды украл..откуда вам знать?наказан он или не наказан?испытывает ли он мучение совести и страдания?и откуда вам знать лицемерит ли он?или права сожалеет об своих ошибках?богатые на самом деле несчастные люди о которых вы упомянули..они не в чем ни нуждаются...следовательно и в Боге..они уже сами себя наказали..но это не Бог наказал!
Себе внимай
Отчего один родится в богатстве и знатности, другой в нищете, в среде людей, презираемых и угнетаемых, обреченных на всежизненный телесный труд в
поте лица, лишенных средства к развитию умственному? Отчего иной умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста, иной дитятею
и даже краткодневным младенцем? Отчего один пользуется постоянно здравием н благополучием, другой томится в болезнях, передается скорбями скорбям,
бедствиями бедствиям, как бы с рук на руки? Эти и этим подобные вопросы заняли однажды великого пустынножителя египетского Антония, и тщетно искал
разрешения им пустынножитель в собственном разуме, осененном Божественною благодатию, способном углубляться в рассматривание таин Божиих. Когда святой
старец утомился размышлением бесплодным, последовал к нему с неба глас: «Антоний! Это — судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай».
Себе внимай, о человек! Вступи в труд и исследование, существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностию себя, твое отношение к Богу и
ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что предоставлено одному созерцанию твоему и что скрыто от тебя.
"Земная жизнь-мгновенное обманчивое сновидение.Вечность -неизбежна.Есть и бедственная вечность!..."это слова свт.Игнатия Брянчанинова.
А еще Вы не знаете состояние душ тех людей, которые будут "лосниться от хорошей жизни, демонстрируя всем, что можно всё" Я Вас уверяю,оно препаршивое.Когда имеешь всё,то хочется еще больше и больше,и эти непрекращающиеся никогда желания разъедают душу хуже,чем черви -мертвое тело в земле.
Я душу дьяволу продам за ночь с тобой"
Во французском оригинале этого нет! Спасибо переводчикам!
Самое противное, что эта дрянь так в голове заедает и крутится там, что просто ужас.
Не знаю, глупость это или измена, но пропаганда разврата в рускоязычном секторе интернета, в современной русской "литературе" (99% место в ведре) и по телевизору (это вообще позор) просто поражает. Думаю, хороший повод задуматься!
И по какой такой причине считаете, что "простолюдины" как бы невинные жертвы этих злодеев? Мы никогда не знаем в точности факты и состояние душ и злодеев и как бы их жертв.Cудить о том кто прав, и кто виноват не нашего ума дело. Нужно разбираться со своей душой и телом, а не возмущаться "несправедливостью" (с нашей точки зрения) мира.
Судить о том, кто прав и виноват действительно не под силу человеку. Но есть факты вопиющие. Неужели Вы скажете, что жертвы Чикатило (в основном дети) были достойны такой участи? Этим Вы вплотную приближаетесь к восточному языческому дуализму (добро и зло суть две стороны одной медали).
Как раз вера в могущество научно-тех прогресса и есть религия для простолюдинов, в которой пропаганда принимается на веру, а простое открытие и без того существовавших законов представляется как чудо, приписываемое идолопредставляемым ученым.
А "Преступление и наказание" обязательно перечитаю.
Ещё раз спасибо!
Уважаемый Сеня, Вы в своём комментарии забыли о главном - о душе. В самом конце статьи уже содержится ответ для Вас - слова Христа, которые цитирует автор. Если человек не боится Бога, а верит в свою безнаказанность, то с его душой уже произошло что-то страшное. Она мертва. Что может быть хуже, когда человек находясь в смертном грехе не ищет покаяния, погибает и не ищет спасения? Может быть это и есть самое суровое наказание, ведь его последствия в вечности. И ещё, убийство - это не житейский пустяк. Да и вряд ли есть такие пустяки. Ведь если кто в малом согрешил, то повинен во всём.
А вооббще в Патериках, Житиях святых тема греха, святости, наказания, покаяния освещена достаточно ясно. Читайте Добротолюбие. Вот именно эти примеры чистой жизни мы все должны перечитывать не раз и не два.
Разбираемые в статье примеры - житейские пустяки, наподобие кражи колбасы из магазина, за которую как известно могут посадить. А вот серъёзных преступлений против человечества, автор не касается, понимая, что за них никаких наказаний не последует. Никто не ответит за вымирание России, никакие олигархи и чиновники миллиардами вывозящие деньги за рубеж и обескровливая Россию, не ответят за свои злодеяния, а будут всё так же лосниться от хорошей жизни, демонстрируя всем, что можно всё. Ротшильды, Рокфеллеры, Морганы и иже с ними, всё так же будут формировать политику США направленную на угнетение всего остального мира и ничего с ними не сделается. Это неоспоримый факт.
Ещё Соломон сказал (дословно не помню) что люди не веруют потому, что видят что творят сильные мира сего, без всякого для себя наказания, а раз так, то зачем боятся мне, когда мне и ста жизней не хватит совершить всё то, что совершет сильный мира сего.
Так что подобные сказки рассчитаны для простолюдинов, уж извините за резкость. А реальность такова, что укравший колбасу идёт в тюрьму, а укравший миллиарды, идёт в парламент. А по празникам лицемерно стоит со свечой в храме и у него даже подошвы не дымятся.
Анне от всей души посоветую на foma.ru, в числе многих,раздел:ДОСТОЕВСКИЙ.ПЕРЕЗАГРУЗКА.К 190-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ.Там Вас ждет тоже немало поразительных открытий.
Так необходимо всегда хранить эти слова в сердце своем!