– Действительно, я впервые посещаю Францию в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Перед посещением Парижа запланировано выступление на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. На мой взгляд, СЕ как весьма представительная организация, объединяющая Восток и Запад континента, является удобной платформой для продвижения межрелигиозного и межкультурного диалога в современной Европе. Важнейшей темой сегодняшнего дня становится понимание человеческой личности и ее судеб в современном мире. Вокруг вопросов антропологии возникает реальное напряжение, связанное с различиями, присущими религиозным традициям и светскому гуманизму. Человек, его свобода и ответственность давно стали объектом пристального изучения различных философских и религиозных школ. Теперь настало время применить накопленные знания и опыт для усовершенствования тех правовых и политических механизмов, которые имеют дело с правами и обязанностями личности. При этом важно помнить о взаимосвязи прав человека и прав общин, в том числе религиозных. Эти права не должны мешать друг другу. Вспомним и о том, что общество, где соблюдаются права и свободы, но забыты нравственность, ответственность, воспитание, – обречено на саморазрушение, о чем многократно свидетельствовала история. Свобода и моральная ответственность – вот те два основания, на которых должно быть построено здание современной единой Европы.
– Как Вы оцениваете последние статистические данные о том, что Европа переживает бум продаж католических и протестантских храмов из-за уменьшения числа прихожан? Каковы, на Ваш взгляд, причины этого явления?
– Подобная ситуация, на мой взгляд, связана с серьезным кризисом идентичности, который переживает в наше время Западная Европа. Стремление превратить светскость в новую квази-религию, попытка вытеснить религию на обочину общественной жизни неизбежно влекут за собой отрыв от исторической традиции и разрушение нравственных основ во всех сферах жизни. Прямым следствием этих опасных процессов является ухудшение демографической ситуации и углубляющийся культурный разрыв между поколениями. Естественно, что создавшийся вакуум заполняется мигрантами из других регионов мира, многие из которых придерживаются ясных нравственных ориентиров в своей общественной деятельности и семейной жизни. Это позволяет им успешно конкурировать с коренными жителями континента.
Считаю, что подлинное многообразие, исключающее идеологический диктат радикальной светскости, возможно лишь при гармоничном сосуществовании различных духовных и философских традиций во всех сферах жизни общества. Такая гармония достижима лишь при условии преодоления религиозного невежества, воспитания уважения к христианским традиции и культуре, заложившим духовные основы европейской цивилизации. Семья, школа и духовно-нравственное состояние общества вновь должны стать очевидными приоритетами для большинства европейцев. Тогда и храмы продавать более не потребуется.
– После Страсбурга Вы отправляетесь в Париж. Этот город, как и многие города Франции, занимает особое место в сердце русского человека. Здесь нашли приют после революции тысячи наших соотечественников, обогатившие культурную, научную и общественную жизнь этой страны. Будете ли Вы встречаться с представителями русской эмиграции? Планируется ли посещение кладбища Сент Женевьев-де-Буа, где находятся могилы наших сограждан?
– Вы правы, Париж для русского человека всегда был и остается особым местом. Мне приходилось встречаться с представителями первой волны эмиграции, которые нашли приют в этом прекрасном городе. С того времени прошло уже много лет, и многих из тех, с кем мне тогда довелось общаться, уже нет с нами. Многие из них покоятся на кладбище Сент Женевьев-де-Буа. Намерен посетить это знаменитое кладбище и отслужить там заупокойную литию по тем русским православным людям, которые обрели на нем свое последнее земное пристанище. Однако кроме первой волны эмиграции были и вторая, и третья. Наконец, многие тысячи православных людей недавно приехали работать и учиться во Францию из России и других стран СНГ. Поэтому одной из целей моего визита во Францию является встреча с прихожанами наших храмов в Париже и Страсбурге, среди которых, кстати, есть и коренные французы.
– В начале ХХ века Франция и другие страны мира познакомились с нашим искусством благодаря «Русским сезонам» Дягилева, что, очевидно, позже помогло лучше адаптироваться за рубежом русским эмигрантам, которых встречали как представителей высокой культуры. В начале ХХI века в связи с Вашим визитом французы имеют возможность ближе узнать красоту Православия. Предполагается Патриаршее богослужение в русском храме, выступления хора московского Сретенского монастыря, который завершает в Париже кругосветные гастроли, посвященные торжествам в связи с воссоединением Русской Церкви. Способна ли сейчас культура влиять на души людей? Какое, по Вашему мнению, лучшее средство для налаживания взаимопонимания людей разных культурных и религиозных традиций? Каковы планы по обучению в духовных христианских учебных заведениях за рубежом студентов из России и, соответственно, учебе иностранных граждан у нас?
– Необходимо помнить, что изначально духовный и культурный мир современной Европы складывался в рамках единой христианской цивилизации. Поэтому в основе взаимопонимания и культурного сотрудничества народов на европейском пространстве неизгладимо присутствует общее христианское наследие. Возродить его, сделать живым и близким современному человеку - вот основная задача христианской культуры. С другой стороны, христианское культурное возрождение укрепляет почву для диалога и взаимодействия разных культурных и религиозных традиций. В рамках такого взаимодействия уже сейчас происходит культурный обмен между Россией и Западной Европой. Например, регулярно осуществляется обмен студентами с иностранными вузами. Отмечу, что такой обмен давно налажен в учебных заведениях Московского Патриархата. Например, в Московских Духовных школах учатся студенты из Германии, Франции, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, США и Китая. А наши студенты учатся в Греции, Франции, Швейцарии, Германии, США, Италии.