Победить своего дракона

Георгий Победоносец. Чудо о змие
Георгий Победоносец. Чудо о змие
Верующие люди чутки к любым совпадениям и сближениям. Потому что уверены: нет в мире ничего случайного.

Кто верит в случай, тот не верит в Бога, сказал один замечательный богослов.

Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей начнет работу в Сан-Франциско 6 мая – в день памяти великомученика Георгия Победоносца. Так совпало.

Однако совпадение знаковое. Этот святой – один из самых популярных в христианском мире, а в некоторых странах, таких, например, как Англия или Грузия, он самый почитаемый. Более того, его почитают не только христиане, но и мусульмане. Любопытно, что популярность Георгия вовсе не так однозначна, как у тех святых, которые помогают верующим в каких-то конкретных сферах. Известны ведь праведники, исцеляющие ту или иную болезнь, или способствующие успехам в учебе, или защищающие от определенного порока…

Дракон, которого поражает своим копьем Георгий Победоносец, для разных народов и Церквей означает разное. Где-то святой считался помощником в борьбе с захватчиками, где-то прослыл защитником от злой силы, одному народу он помогал побеждать чуму и проказу, для другого был помощником хлебопашцев…

Но, пожалуй, самая интересная духовная трактовка известного всем образа такова: дракон на иконах, изображающих подвиг Георгия, это материализовавшиеся страхи, опасения людей, а победа над ними, победа над своими ужасами. Победоносец неустанно пронзает копьем дракона и делает его ничтожным, не опасным, жалким. Ведь земные беды чаще всего и создаются нашими страхами.

Опасения и подозрения тревожат сегодня многих участников предстоящего Всезарубежного Собора. Он может стать историческим. Ведь в повестке дня – восстановление единства Русской Православной Церкви. Задача – достойная такого собрания. Всезарубежный Собор созывается лишь в четвертый раз за всю историю Зарубежной Церкви, последний был более 30 лет назад. Голос Собора имеет совещательное значение, однако он, наверняка, станет определяющим для последующего Архиерейского Собора, ведь он будет выражать коллективное мнение духовенства и мирян, составляющих всю полноту православного зарубежья. Исторический шанс дается двум частям Русской Церкви, чтобы вновь стать единым целым.

Слишком много пережито за жесткий минувший век, чтобы процесс этот оказался гладким и безболезненным. Но где грань между осторожностью и страхом? Как преодолеть взаимные комплексы?

– Можно быть русским и оставаться православным, и не принадлежать к Московской Патриархии, – говорит один из иерархов Зарубежной Церкви. – Если бы мы сейчас объединились с Москвой, то мы предали бы наших братьев, доверившихся нам. Это было бы актом самоупразднения нашей Церкви, иначе говоря, самоубийством... Что же мы получили бы взамен? Решительно ничего! Если будет не одна, а две независимых русских Церкви то, что в этом плохого?

Ему отвечают другие видные деятели Зарубежной Церкви. Они напоминают, что согласно 1-му параграфу ее официального устава, «Русская Православная Церковь за границей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362». Говорят о том, что «крушение безбожного коммунизма уже произошло», а потому вопрос о воссоединении Церкви поставлен самой историей.

– Нет в мире человека, который не поймет, что любое разделение есть плод грехопадения, – убеждает своих единоверцев американский священник Русской Зарубежной Церкви, – Церковь никогда не может смириться с ним или оправдать его, она может лишь временно терпеть его как неизбежное зло в этом греховном мире. Но она не может призывать к разделению, молиться об «индепенденстве», об умножении автокефалий. Сейчас, Великим постом, по воскресным дням во всех православных храмах служится литургия Василия Великого, это непрестанный вопль ко Господу Богу нашему о прекращении всяких разделений, независимостей, «инденпенденств». А ведь более непоколебимого столпа Православия, чем Василий Великий, история Церкви не знает.

А другой священник русского зарубежья с искренней болью упрекает многих собратьев как раз в искусственных страхах:

– Не перестаю удивляться упорному нежеланию некоторых людей видеть те грандиозные изменения в жизни Церкви в бывшем Советском Союзе, которые произошли в последние 15 лет. Право слово, надо заткнуть уши и закрыть глаза, чтобы не слышать об этих колоссальных изменениях и не видеть их! 20 000 новых храмов! 600 новых монастырей! 60 новых семинарий и пастырских школ! Тысячи приходских школ! Тысячи религиозных газет, интернет-сайтов, журналов, радио- и телепрограмм! Пример: один только Сретенский монастырь в Москве издает более 500 новых религиозных книг в год. Это больше, чем Джорданвилль опубликовал за 50 лет! …Я уже девять раз был в России. Я останавливался не в гостиницах, а главным образом в монастырях. Я провел много времени в беседах со многими священниками, семинаристами, студентами духовной академии и со многими мирянами. Могу заверить вас в том, что Русская Церковь жива, здорова и возрастает. Никто не проповедует никакой ереси, но строго следует православному учению. Они радушно приглашают нас участвовать в процессе оживления церковной жизни ради благосостояния Церкви как дома, так и за границей. Как же мы можем отказаться от такого приглашения?

Чем ближе Всезарубежный Собор, тем напряженнее дискуссии и ожидания.

Тем горячее молитвы людей о новом торжестве Православия. Эти молитвы обращены и к великомученику Георгию.

Валерий Коновалов

Газета "Труд"

6 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×