Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Вифлеем

Источник: Радонеж

Причащение на литургии на месте Рождества Христова
Причащение на литургии на месте Рождества Христова
Священная география способна учить не меньше, чем буквы Священного Писания. Иордан впадает в Геннисаретское озеро и вытекает из него. Озеро кипит жизнью. Затем Иордан впадает в Мертвое море и никуда не вытекает. Море мертво. Урок лежит, как на ладони: принимаешь и отдаешь – живешь; принимаешь и не отдаешь – ты труп.

Или еще.

Колена Гада и Рувима не захотели переходить через Иордан, потому что, говорили они Моисею: «земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада» (Числ. 32:4)

Моисей усмотрел в этом эгоизм и встревожился, как бы несвоевременная забота о стадах не развратила весь Израиль и не помешала перейти через Иордан для овладения землей. «Отродьем грешников» назвал он Гада и Рувима. Но те настояли на своем, и хотя пошли воевать впереди остальных, землю перед Иорданом оставили за собой. Гляньте в библейский атлас. Там на западном берегу Иордана – Гад, Рувим, Манассия и Дан. Плата за тревогу о скотине и пастбищах пришла позже. Эти колена раньше прочих подверглись нападениям, плену и ассимиляции. Память о них звучит в чтении о свиньях страны Гадаринской. Жители, разводившие свиней, тоже просили Христа уйти от них, дабы не терпеть материального урона. Урок тоже на поверхности. Есть время думать о себе, а есть время, когда нужно думать об общем деле. Вот казаки наши, к примеру, тем храбрее воевали, чем ближе к дому находились. С удалением от родных полей и стад заметно улетучивалось всякое желание сражаться. Это особенно проявилось в Гражданскую. Результат – уничтожение казачества, как класса.

Вся география Святой земли смешана с уроками истории и пропитана назиданием. И если про Манассию или про Капернаум каждый знать не обязан, то Вифлеем должен быть известен всем. Имя этого города, в окрестностях которого земля дала временный приют Богоматери с Младенцем, тоже содержит назидание.

Этот город, имя которого по-еврейски звучит как Бейт-Лехем, в переводе именуется «Дом хлеба». Совершенно не случайно Тот, Кто говорил о Себе, что Он – хлеб жизни, родился в окрестностях этого города. Не поленимся открыть 6-ю главу Евангелия от Иоанна, чтобы прочесть вновь эти слова о Небесном хлебе.

- Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей хлеб будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

- Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем.

Есть пророческие речи, специфически темные по причине высоты предмета речи, в которых говорится и о Матери Христа. Толкователи Песни Песней усматривают пророчество о Богородице в следующих словах: «Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песн. 7:3)Песнь Песней нельзя было читать людям, не достигшим 30-ти лет. Это при том, что каждый мальчик закалял ум и воспитывал душу в чтении Писаний с 12 или 13-ти лет. То есть через 17 лет занятий он мог лишь дорасти вслед за зрелостью возраста до зрелости рассуждения и умозрения. Нам бы так же упражняться в изучении Писаний. Множество бед растаяли бы, как первый снег.

Так вот, «неистощимая чаша ароматного вина», это указание на Евхаристию. И не зря одна из икон называется Неупиваемая Чаша. А «ворох пшеницы», это – все тот же Хлеб, имеющий родиться из чистого лона, на чью чистоту указывают «лилии», окружающие пшеницу. Христос – Свет (Ин. 8:12), то Мать Его – Матерь Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим) Если же Христос – Хлеб, то Она – Матерь Хлеба жизни. Родить Ей Христа подобает нигде более, как только в Доме Хлеба, в Вифлееме.

Все это, несомненно, урок, но этого мало. Любое знание нужно стремиться перевести из области теоретической в область практическую. Знание, не оправданное деятельностью – по Исааку Сирину – есть залог стыда.

Зная, что Христос есть Хлеб, сшедший с небес, что о Матери Его пророчески говорил Соломон, что именно поэтому место Рождества по имени связано с Евхаристией, необходимо к этой самой небесной Пище приступать «со страхом Божиим и верой». Праздники есть по преимуществу те временные точки, в которых максимальное число верующих людей освящается Таинствами. Полагать смысловую часть праздника в чем бы то ни было кроме Слова Божия, молитвы и участия в Таинствах, есть неразумие, способное окончиться либо полным безверием, либо местным вариантом язычества, либо чем-то еще далеким от воспеваемой правды Божией.

Причащаться надо, есть надо Живой Хлеб, для нас сошедший с неба. Он Сам зовет, Сам служит при Трапезе, «приносит и приносится, приемлет и раздает». Он может разгневаться на пренебрежение к Своему голосу и Своей Жертве. Представьте, что вы накрыли стол на тридцать человек и позвали всех персонально. Все готово, свечи зажжены и запахи от стола дурманят голову. Но никто не пришел! Ни один! Как себя чувствует хозяйка? Не плюнули ли ей в лицо?

Теперь скажите, что же мы делаем в отношении Христа, Который воплотился, вырос по плоти и вошел в полноту человеческого возраста, многократно и многообразно засвидетельствовал Свое Мессианство, пошел на Крест, умер на нем и воскрес из мертвых. Теперь Он готовит нам раз за разом трапезу с пищей бессмертия, зовет «Примите, ядите», а мы не идем! Что это? Что это за карикатура на христианство с редким причащением у одних по надуманному «благочестию», у других по реальной лени и теплохладности, у третьих по реальным грехам, умножающимся именно из-за удаленности от Чаши!

Христос родился в Доме Хлеба. Он Сам – Хлеб Жизни, и нет никакого христианства и быть не может вне Святой Трапезы, на которой лежит Агнец, за весь мир закланный. У причастия и у Церкви одно и то же Имя – Тело Христово! Пусть всяк говорит, что хочет, но практику редкого причащения (читай – пренебрежения Самим Христом и Его заповедями) нельзя обосновать никакими доводами. Ни богословием, ни аскетикой, ни текстами отцов. Кроме разве что католической средневековой практики, заползшей в семинарские учебники и в весь наш синодальный период.

Хотящий пить, нуждается в воде, а не в формуле воды, написанной на школьной доске.

Желающий жить должен приступать к Пище бессмертия со страхом и верой, а не просто теоретически что-то знать о Сыне Божием, ставшем Сыном Человеческим.

Если что-то доброе и крепкое в нашей жизни появится, то именно отсюда. Больше неоткуда.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

11 января 2012 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 76 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вера 7 января 2013, 17:05
А в Сретенском монастыре монахи причащаются 3-4 раза в неделю...
Татьяна 7 января 2013, 15:28
Татьяна: Согласна с Инной,по опыту знаю, без нужды как "духовного голода", нельзя благоговейно и благодарно Причаститься и у каждого своя "мера",которую поможет определить опытный священник
Татьяна15 января 2012, 10:39
Святая правда! Спаси Господи, о. Андрей!
Игорь13 января 2012, 14:32
В нашем храме прихожанам, регулярно причащающимся,соблюдающим все четыре поста в году, посты в среду и пятницу,священники благословляют причащаться на Светлой седьмице и на Святках.
Михаил12 января 2012, 11:38
Гора Шипка, крепость Баязет - это на Кубани? А река Ляохэ - её приток? А вот это всё находится "вблизи родных полей"?: «После победы под Сарыкамышем турки отступили к Эрзеруму и началось русское наступление между Ванским и Урмийским озерами. Весной 1916 года по всей Кавказской армии разнеслась весть о подвиге сотни 1 Уманского полка, совершившей многокилометровый длительный переход через пустыню и контролируемую турецкими войсками территорию. Под Багдадом (!) уманцы встретились с союзными английскими частями. За этот подвиг все казаки были награждены Георгиевскими крестами, а командир сотни – есаул Иван Гамалий еще и английским военным орденом»
http://forum.fstanitsa.ru/viewtopic.php?f=72&t=1994
М.б. дело в том, что это за Веру, Царя и Отечество так стойко сражались казаки, а за учредительное собрание, имея в командирах мятежных генералов, фактически свергнувших законную власть императора - неохотно? "Ни за советы, ни за кадеты", так говорили казаки, пока большевики не начали массовые казни.
Михаил12 января 2012, 11:35
"Вот казаки наши, к примеру, тем храбрее воевали, чем ближе к дому находились. С удалением от родных полей и стад заметно улетучивалось всякое желание сражаться. Это особенно проявилось в Гражданскую. Результат – уничтожение казачества, как класса." Жаль, что многоуважаемый о. Андрей, не зная предмета, выносит такие резкие суждения. Бородино, Смоленск - это на Дону? а Неман - его приток?
«Во время этой войны, с 12 июня по 1 декабря 1812 г., донскими казаками, предводимыми графом Платовым, было убито 18,366 человек неприятеля; взято в плен: генералов 10, офицеров 1,047 и нижних чинов около 40 тысяч. Отбито 15 знамен, 364 пушки и 1,066 зарядных ящиков. Страх, нагнанный казаками на врагов, был так велик, что при одном упоминании о них толпы неприятелей бросались в бегство.» http://evgrsaveliev.narod.ru/ataman/ataman-11.html
Павел11 января 2012, 21:52
А мне понравилось интервью одноо греческого монаха... в нем он рассказывал вообще про празднование Нового Года, и затрунул тему причащения в Греции. Там не то что поститься, там даже без исповеди причащают...
Мое мнение, священники, которые запрещают причащаться постившимся в светлую и на святках, просто как то мало образованные чтоли... или я просто чего то недопонимаю... многие монахи всю жизнь постятся и никто им не запрещается причащаться...
Вот тут видео интервью: http://ekklezia.ru/vsyo-soobschestvo/blagievesti/telereportazhi/260-kak-otprazdnovat-novyiy-god-pravoslavnomu.html
Елена11 января 2012, 19:45
Если не причащусь раз в неделю на Литургии,то как из решета на второй неделе все доброе утекает...совсем... А правило у нас благословляется укороченное-без канонов Богородице и Ангелу-тем,кто часто подходит к Чаше.Не думаю,что мои братья и сестры по приходу причащаются неблагоговейно-по их плодам выходит, что все в порядке. Простите.
Марианна11 января 2012, 15:22
Спаси Господи! А я ,когда была в Вифлееме,никак не могла сообразить,почему "Дом хлеба",а так ведь все просто и понятно!И про Иордан втекающий и вытекающий-тоже...
о. Витталий11 января 2012, 13:52
Вот по этому поводу:
http://www.beleparh.ru/index.php/novosti/57-drugie-novosti/530-podgotovka-k-prichastiyu-kanonicheskie-normy-i-praktika-pomestnykh-pravoslavnykh-tserkvej-doklad-protoiereya-dimitriya-karpenko-na-xx-sezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii

О том, что нет постановлений о 3х дневном посте и обязательной исповеди перед причастием.
Маргарита11 января 2012, 13:49
Спасибо, отец Андрей! За все статьи, а за эту - особенно. А где Вы служите, в каком храме?
Простите
Инна11 января 2012, 10:01
Прихожанка:
Ну батюшки-то тоже знают, что делают. Да причащаться надо почаще, регулярно, но это не значит, что слишком часто. Я вот из Питера, прекрасного храма - Серафима Саровского. Меня с детства учили благоговейно относиться к причастию. Не причастились раз в месяц (взрослой, детям и подросткам в две недели) до поста - в посту могли и не пустить. Или пост почти пришел - и приходят лишь в конце - тоже отправляли, "подумать"! А на Святках, на Светлой понятно почему "не положено", там же поста никакого нет. Если в посту причащались - храните в себе эту благодать все праздники, а там, после, главное не утерять бдительность, и начать причащаться по мере готовности. И можно всегда с батюшкой обо всем заранее договориться; походить, послужить, всенощную не забыть - и никто ничего не запретит, я так считаю. Так что не переживайте, это - Страшная Жертва, к ней благоговейно надо подходить, чтобы не превратилось причащение в скупой, сухой, мимолетный ритуал.
ksenija10 января 2012, 20:33
Spasi Gospodi, otza Andreja
виктор 10 января 2012, 19:39
Спаси Господи полностью согласен что надо причащаться часто я за то чтобы причащаться надо на каждой литургии а то Господь наш зовет к причастию а я стою и не иду зачем-же я пришёл на службу если-же я иду причащаться с дурными мыслями так я же предупреждён во что это мне обернётся я ни в коем случае не против того что надо готовиться и причащаться надо с благоговением но не так громоздко не у всех на это время есть правильно о Андрей написал (хотящий пить нуждается в воде а не в формуле воды )простите что сумбурно но не получается выразить свои мысли на бумаге
Алексей10 января 2012, 19:00
«Живот твой – круглая чаша, в которой не ароматное истощается вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песн. 7:3)

Срочно исправьте ошибку! В первоисточнике "в которой не истощается ароматное вино".
Прихожанка10 января 2012, 18:28
Прекрасная статья! Только вот и рады мы причащаться почаще, но батюшки сами же нас и не пускают. Не знаю как в столицах, а у нас в провинции вот попробуйте причаститься на Святочную неделю... Меня однажды не допустили по причине, что поститься нельзя, с тех пор даже и не посягаю: ни на Святки, ни на Светлой седмице, и вообще частое причащение мало кем из священников приветствуется: некоторые особо ревностные прихожане даже вынуждены иногда причащаться в разных храмах, раз в две недели: то в одном, то в другом храме, в разных концах города... Чтобы не наткнуться на запрет, причём не по причине смертных грехов, совершённых накануне (которых как раз и нет) или недолжной подготовки (а это всё вычитано в полном канонном объёме), а именно потому что "не положено". Может батюшки как-нибудь соборно между собой бы договорились вначале о нашем частом причащении? А мы - завсегда к этому готовы и с большой радостью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Рождество Христово Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×