Святое смирение
Архимандрит Кенсорин (Федоров), ныне духовник Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря, в 1962 г. по благословению архимандрита Алипия был послушником у Валаамских старцев. Вот его воспоминания о схимонахе Николае (Монахове).
«Громадное у него было смирение. Однажды, когда приехала мама помогать мне ухаживать за ним, я ей в шутку сказал: “Мама, вот сейчас я проверю смирение отца Николая”. Я подошел к нему и говорю: “Отец Николай, зачем ты обидел мою маму?” Он тут же безо всяких оправданий закричал: “Тетя Зина, прости меня, грешнаго, что я тебя обидел”. И сразу повалился ей в ноги! Ему было 93 года. С трудом я поднял и посадил в кресло этого великого старца.
И маме сказал: “Вот видишь, какое глубокое смирение у старца. Ведь у нас скажи какому-то послушнику, что он чем-то провинился, так он будет оправдываться целый час или тысячу слов скажет в свое оправдание”.
Находясь у него, я постоянно чувствовал, что это святой человек. Отец Михаил (Питкевич) при жизни также постоянно напоминал мне об этом. Всегда, придя его проведать, говорил: “Он благодатный старец. Благодать дается за великий подвиг, а ему дана за великое смирение и любовь”».
О любви
Главное же — это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич)