Православный календарьПравославный календарь
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.

Крестопоклонная

В храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и не видим еще двух участников Голгофского кошмара. Это – разбойники.

На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только, что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и чувствами.

Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны на измену и предательство, а другие – на смерть за Истину. Тот разбойник, которого мы называем «благоразумным», чрезвычайно важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и Иуду. «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этом спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое время совсем на царя не был похож.

Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине его вера, быть может, больше всех.

Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить, «помянуть». В ответ он услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре вошла душа его.

Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: «Не все распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния».

Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то есть между полуднем и тремя часами дня. Именно «о девятом часе возопи Иисус гласом велиим: «Или, Или, Лима савахвани». В этом крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых. Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.

В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться. Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о «мериле праведном». Одному из разбойников крестное страдание не принесло облегчения, но низвело его в ад «тяготою хуления». То есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому. Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала познанием богословия и облегчением прегрешений.

Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник. Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности от жизни Божией. Только страдание «Единого Безгрешного» искупает человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много. Хотя, что значит в этом вопросе «много» или «мало»? И кто, кроме Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?

Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией. «Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что все-таки…», - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и лицемерными наши взывания «Помяни мя». Христос реально вошел в общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и когда распятием исполнил написанное: «И со беззаконными вменися» Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, «я еще ничего, а другие вон чего…» Разбойник он и есть разбойник. Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест, посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест, который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не просто законным наказанием, но познанием богословия и облегчением прегрешений.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 845 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Благовещение и Крест Благовещение и Крест
Прот. Александр Шаргунов
Благовещение и Крест О тайне Благовещения и поклонении Кресту Христову
Протоиерей Александр Шаргунов
В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница.
О свободе О свободе
Слово в Крестопоклонную неделю
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во все времена жизни человеческого рода, и сегодня – это не исключение, как много люди говорят о свободе, как вожделенна она человеку. Сколько слов о ней было сказано, сколько крови за нее было пролито. И эти поиски свободы продолжаются уже тысячелетия. Значит, есть какая-то внутренняя потребность у человека обрести то, что мы называем свободой, но формулируют это, объясняют, что это такое, люди совершенно по-разному. (MP3 файл. Продолжительность 21:04 мин. Размер 10.2 Mb)
Комментарии
людмила горевая18 марта 2015, 00:50
Спасибо, отец Андрей..Я давно мечтала встретить на своём пути священника, которому я могла бы безоговорочно верить...Вы из таких... С вниманием прочла Вашу статью...Многое для меня является открытием...
людмила горевая18 марта 2015, 00:38
Только что прочла книгу Андрея Ткачева " Страна чудес" и другие рассказы...Случайно познакомилась с его творчеством... Я с восторгом и замиранием сердца читала все рассказы...Счастье, что мне дали в библиотеке эту книгу... В каждом рассказе раскрыт в той или иной степени характер человека, его слабости и величие...Счастье. что рядом с нами есть такие добрые и великие писатели--врачеватели человеческих душ..
Роман Круглицкий17 марта 2015, 11:16
Слава Тебе Господи, Слава Тебе!
Tamara Kidzun15 марта 2015, 20:05
Господи, прости и помилуй !
Тамара15 марта 2015, 18:18
"Помоги нам, Боже, крест свой донести"... И что наш крест по сравнению с Твоим Крестом, Господи! И все равно не можем, от них же первая есмь аз.Господи, подай сил, спаси и помилуй!
О. Андрею низкий поклон за разумные статьи и вразумления. Благодаря им (статьям) себя со стороны сразу видно, а так все в тумане каком-то. "Помилуй нас,Боже, по велицей милости твоей."
Галина Костина15 марта 2015, 13:11
Спасибо отец Андрей.Я ваши проповеди и статьи храню. Перечитываю. Храни Вас Бог!
Татиана23 марта 2014, 11:21
Господи,благослави, сохрани отца Андрея, и нас грешных помилуй
Сергей, Киев23 марта 2014, 02:30
Как непросто бывает найти в событии правду Божию и определить что является самым важным. Как правило для этого нужно время, терпение и усиленная работа души. Проповеди о.Андрея учат этому познанию, глубоко и одновременно так просто. Спаси Вас Господи.
Иерей Алексий23 марта 2014, 01:10
Спаси Бог за прекрасную проповедь. Иер. Алексий
Тамара22 марта 2014, 21:25
Всегда, когда читаю о людях,защитивших Истину, пытаюсь поставить на их место себя и задаю себе вопрос: "А я бы так смогла?" И вижу в себе только Петра, отрекшегося от Господа...Господи! Дай сил не отречься от Тебя даже в самый страшный час. Спасибо Вам , отец Андрей за Ваши проповеди, книги. Своего ума нет , так хоть чужими мыслями насыщаться. Спаси Вас Господь!
Валентина 8 апреля 2013, 11:54
Спаси и меня грешницу, Господи! Спасибо за статью.
АННА 7 апреля 2013, 07:31
КАК ВРАЧУЮЩАЯ СТАТЬЯ! СПАСИ ГОСПОДИ ОТЦА АНДРЕЯ!
ludmial toll 7 апреля 2013, 05:16
Спаси Господи протоиерей Андрей !
Господь призвал вас ,
дал вам богатство разума, мудрость излагать доходчиво
нам грешникам чтобы открылись и наши очи духовные......
и слезы и радость......
какое счастье читать вашу проповедь,
какое очищение, проникновение в глубину сердца .
ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!всех нас стремящихся очиститься ,
карабкающихся выбраться из прошлых своих грехов,
да и не совершать их более .
а так же спасибо большое за очень хорошие комментарии Владимира Сергея
Светлана Константиновна 6 апреля 2013, 09:48
Христа и сейчас также распинают как и тогда.
Сегодня зашла случайно на сайт, где были опубликованы извинения отца Дмитрия Смирнова, боже мой как только там
не изгалялись над ним.
Страшно стало и грустно как то.
Владимир22 марта 2012, 00:42
1."Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли". Другими словами, вера не от ума, а от видения. От видения не только созерцание , но и соучастие. Сегодня соучастие в слове Божием, а Слово Божие – Живое Слово, свершающееся и поныне до последней запятой , которую нельзя переставить. Ибо Дух пророчества не имеет двойственного толкования, услаждающее душу в повседневной жизни в скорби посреди самой боли. Но и в духовном видении, завтра от созерцания - причастие Духу Божию, сегодня Сыноположение, завтра через Сноположение встреча (Лицом) к (Лицу) с Отцом Света. И сказано Иисусом Христом Петру : « если Я ног не омою, то никто не омоет». Продолжение созерцания и соучастия найдем в ответе Петра.
Владимир22 марта 2012, 00:41
2.В данный момент, Петру , продолжение было открыто Святым Духом, ибо он , хотя и видел в Духе Славу Сына Божия, то сам, еще не осознавал своего соучастия в принятии Славы Крови и Плоти Сына Божия. В тот момент он был созерцателем Славы Сына, но приняв Духа Утешителя стал не только созерцателем , но и соучастником. И сегодня, видим Петра апостолом – ибо видением , как от духовного лица, а не душевного, как помазанник Божий говорит: « и в явление Славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Но Слово Божие говорит: « в мире скорбны будете», ибо вера и на самом деле услаждает душу посреди самой боли, но боль не примешь из уст, ее надо пережить. И такую веру можно убить, но только на физическом уровне. Ибо было бы кощунством , даже человеку с физическим зрением, видеть стол, и под страхом смерти, сказать, что это стул, когда и все видят стол.
Ольга19 марта 2012, 15:45
Господи, благослови труды прот.Андрея и всех назидающихся его проповедью!
Сергей19 марта 2012, 13:34
А может написать честно и откровенно и может правильно, что у каждого из нас две руки-два разбойника, и ноги нам перебиваются, что-бы на колени встали и увидели,что у нас все блага на земле есть для тихой,мирной,честной и чистой жизни. А Иисуса мы сами сначала распинаем на себе, а потом исповедаемся,каемся,причащаемся,соборуемся и маслом(разумом)на голове помазуемся,некоторые венчаются,другие монашествуют,а некоторые и то и это, то-же и в священстве и постепенно исправляемся уже сами сораспинаясь на нем. И правая рука крестится, а левая книгу держит. Два разбойника, один уже в раю, а другому еще приходится тяжести держать(библию,евангелие,псалтырь,молитвослов и другие),но иго это слава богу легкое. И,господи помилуй,если что не так написал.
Сергей19 марта 2012, 12:41
А глубокоуважаемый новый президент России в своей речи к россиянам сказал- мне рая не надо Россию давай.
Татиана19 марта 2012, 00:32
Господи, прости и помилуй нас грешных!
ЕВГЕНИЙ18 марта 2012, 23:20
"Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией." ВОИСТИНУ! Не в бровь а в глaз. Молитва:"Господи помилуй", многократно произносимая нами в утреннем и вечернем правиле, без ощущения своей греховности, а это ощущение приходит при нашем смирении, при уврачевании нашей гордыни, при ощущении нашей немощи в борьбе с нашими страстями; превращается просто в звук. Господи, как же тяжело открываются нам наши согрешения при желании принести покаяние на исповеди, все покрывает пелена гордыни. Помоги нам всем Господи, продираясь сквозь терния наших грехов, падая и вновь вставая,достигнуть ощущения нашей греховности и тогда не только устами, но и сердцем вопиять Тебе: "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ".
Алла18 марта 2012, 22:48
Какой прекрасный духовный хлеб!
Спаси Бог!
Леван18 марта 2012, 17:55
Спаси Господи за душеспасительную проповедь!

До чего же ярко и доходчиво написано.
Огромное Вам спасибо, протоиерей Андрей!

Елена18 марта 2012, 14:20
Спаси всех нас Господи и помилуй
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×