Крестопоклонная

В храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и не видим еще двух участников Голгофского кошмара. Это – разбойники.

На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только, что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и чувствами.

Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны на измену и предательство, а другие – на смерть за Истину. Тот разбойник, которого мы называем «благоразумным», чрезвычайно важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и Иуду. «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этом спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое время совсем на царя не был похож.

Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине его вера, быть может, больше всех.

Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить, «помянуть». В ответ он услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре вошла душа его.

Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: «Не все распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния».

Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то есть между полуднем и тремя часами дня. Именно «о девятом часе возопи Иисус гласом велиим: «Или, Или, Лима савахвани». В этом крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых. Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.

В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться. Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о «мериле праведном». Одному из разбойников крестное страдание не принесло облегчения, но низвело его в ад «тяготою хуления». То есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому. Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала познанием богословия и облегчением прегрешений.

Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник. Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности от жизни Божией. Только страдание «Единого Безгрешного» искупает человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много. Хотя, что значит в этом вопросе «много» или «мало»? И кто, кроме Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?

Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией. «Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что все-таки…», - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и лицемерными наши взывания «Помяни мя». Христос реально вошел в общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и когда распятием исполнил написанное: «И со беззаконными вменися» Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, «я еще ничего, а другие вон чего…» Разбойник он и есть разбойник. Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест, посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест, который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не просто законным наказанием, но познанием богословия и облегчением прегрешений.

Смотри также
Благовещение и Крест Благовещение и Крест
Прот. Александр Шаргунов
Благовещение и Крест О тайне Благовещения и поклонении Кресту Христову
Протоиерей Александр Шаргунов
В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница.
О свободе О свободе
Слово в Крестопоклонную неделю
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во все времена жизни человеческого рода, и сегодня – это не исключение, как много люди говорят о свободе, как вожделенна она человеку. Сколько слов о ней было сказано, сколько крови за нее было пролито. И эти поиски свободы продолжаются уже тысячелетия. Значит, есть какая-то внутренняя потребность у человека обрести то, что мы называем свободой, но формулируют это, объясняют, что это такое, люди совершенно по-разному. (MP3 файл. Продолжительность 21:04 мин. Размер 10.2 Mb)
Комментарии
людмила горевая18 марта 2015, 00:50
Спасибо, отец Андрей..Я давно мечтала встретить на своём пути священника, которому я могла бы безоговорочно верить...Вы из таких... С вниманием прочла Вашу статью...Многое для меня является открытием...
людмила горевая18 марта 2015, 00:38
Только что прочла книгу Андрея Ткачева " Страна чудес" и другие рассказы...Случайно познакомилась с его творчеством... Я с восторгом и замиранием сердца читала все рассказы...Счастье, что мне дали в библиотеке эту книгу... В каждом рассказе раскрыт в той или иной степени характер человека, его слабости и величие...Счастье. что рядом с нами есть такие добрые и великие писатели--врачеватели человеческих душ..
Роман Круглицкий17 марта 2015, 11:16
Слава Тебе Господи, Слава Тебе!
Tamara Kidzun15 марта 2015, 20:05
Господи, прости и помилуй !
Тамара15 марта 2015, 18:18
"Помоги нам, Боже, крест свой донести"... И что наш крест по сравнению с Твоим Крестом, Господи! И все равно не можем, от них же первая есмь аз.Господи, подай сил, спаси и помилуй!
О. Андрею низкий поклон за разумные статьи и вразумления. Благодаря им (статьям) себя со стороны сразу видно, а так все в тумане каком-то. "Помилуй нас,Боже, по велицей милости твоей."
Галина Костина15 марта 2015, 13:11
Спасибо отец Андрей.Я ваши проповеди и статьи храню. Перечитываю. Храни Вас Бог!
Татиана23 марта 2014, 11:21
Господи,благослави, сохрани отца Андрея, и нас грешных помилуй
Сергей, Киев23 марта 2014, 02:30
Как непросто бывает найти в событии правду Божию и определить что является самым важным. Как правило для этого нужно время, терпение и усиленная работа души. Проповеди о.Андрея учат этому познанию, глубоко и одновременно так просто. Спаси Вас Господи.
Иерей Алексий23 марта 2014, 01:10
Спаси Бог за прекрасную проповедь. Иер. Алексий
Тамара22 марта 2014, 21:25
Всегда, когда читаю о людях,защитивших Истину, пытаюсь поставить на их место себя и задаю себе вопрос: "А я бы так смогла?" И вижу в себе только Петра, отрекшегося от Господа...Господи! Дай сил не отречься от Тебя даже в самый страшный час. Спасибо Вам , отец Андрей за Ваши проповеди, книги. Своего ума нет , так хоть чужими мыслями насыщаться. Спаси Вас Господь!
Валентина 8 апреля 2013, 11:54
Спаси и меня грешницу, Господи! Спасибо за статью.
АННА 7 апреля 2013, 07:31
КАК ВРАЧУЮЩАЯ СТАТЬЯ! СПАСИ ГОСПОДИ ОТЦА АНДРЕЯ!
ludmial toll 7 апреля 2013, 05:16
Спаси Господи протоиерей Андрей !
Господь призвал вас ,
дал вам богатство разума, мудрость излагать доходчиво
нам грешникам чтобы открылись и наши очи духовные......
и слезы и радость......
какое счастье читать вашу проповедь,
какое очищение, проникновение в глубину сердца .
ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!всех нас стремящихся очиститься ,
карабкающихся выбраться из прошлых своих грехов,
да и не совершать их более .
а так же спасибо большое за очень хорошие комментарии Владимира Сергея
Светлана Константиновна 6 апреля 2013, 09:48
Христа и сейчас также распинают как и тогда.
Сегодня зашла случайно на сайт, где были опубликованы извинения отца Дмитрия Смирнова, боже мой как только там
не изгалялись над ним.
Страшно стало и грустно как то.
Владимир22 марта 2012, 00:42
1."Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли". Другими словами, вера не от ума, а от видения. От видения не только созерцание , но и соучастие. Сегодня соучастие в слове Божием, а Слово Божие – Живое Слово, свершающееся и поныне до последней запятой , которую нельзя переставить. Ибо Дух пророчества не имеет двойственного толкования, услаждающее душу в повседневной жизни в скорби посреди самой боли. Но и в духовном видении, завтра от созерцания - причастие Духу Божию, сегодня Сыноположение, завтра через Сноположение встреча (Лицом) к (Лицу) с Отцом Света. И сказано Иисусом Христом Петру : « если Я ног не омою, то никто не омоет». Продолжение созерцания и соучастия найдем в ответе Петра.
Владимир22 марта 2012, 00:41
2.В данный момент, Петру , продолжение было открыто Святым Духом, ибо он , хотя и видел в Духе Славу Сына Божия, то сам, еще не осознавал своего соучастия в принятии Славы Крови и Плоти Сына Божия. В тот момент он был созерцателем Славы Сына, но приняв Духа Утешителя стал не только созерцателем , но и соучастником. И сегодня, видим Петра апостолом – ибо видением , как от духовного лица, а не душевного, как помазанник Божий говорит: « и в явление Славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Но Слово Божие говорит: « в мире скорбны будете», ибо вера и на самом деле услаждает душу посреди самой боли, но боль не примешь из уст, ее надо пережить. И такую веру можно убить, но только на физическом уровне. Ибо было бы кощунством , даже человеку с физическим зрением, видеть стол, и под страхом смерти, сказать, что это стул, когда и все видят стол.
Ольга19 марта 2012, 15:45
Господи, благослови труды прот.Андрея и всех назидающихся его проповедью!
Сергей19 марта 2012, 13:34
А может написать честно и откровенно и может правильно, что у каждого из нас две руки-два разбойника, и ноги нам перебиваются, что-бы на колени встали и увидели,что у нас все блага на земле есть для тихой,мирной,честной и чистой жизни. А Иисуса мы сами сначала распинаем на себе, а потом исповедаемся,каемся,причащаемся,соборуемся и маслом(разумом)на голове помазуемся,некоторые венчаются,другие монашествуют,а некоторые и то и это, то-же и в священстве и постепенно исправляемся уже сами сораспинаясь на нем. И правая рука крестится, а левая книгу держит. Два разбойника, один уже в раю, а другому еще приходится тяжести держать(библию,евангелие,псалтырь,молитвослов и другие),но иго это слава богу легкое. И,господи помилуй,если что не так написал.
Сергей19 марта 2012, 12:41
А глубокоуважаемый новый президент России в своей речи к россиянам сказал- мне рая не надо Россию давай.
Татиана19 марта 2012, 00:32
Господи, прости и помилуй нас грешных!
ЕВГЕНИЙ18 марта 2012, 23:20
"Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией." ВОИСТИНУ! Не в бровь а в глaз. Молитва:"Господи помилуй", многократно произносимая нами в утреннем и вечернем правиле, без ощущения своей греховности, а это ощущение приходит при нашем смирении, при уврачевании нашей гордыни, при ощущении нашей немощи в борьбе с нашими страстями; превращается просто в звук. Господи, как же тяжело открываются нам наши согрешения при желании принести покаяние на исповеди, все покрывает пелена гордыни. Помоги нам всем Господи, продираясь сквозь терния наших грехов, падая и вновь вставая,достигнуть ощущения нашей греховности и тогда не только устами, но и сердцем вопиять Тебе: "ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ".
Алла18 марта 2012, 22:48
Какой прекрасный духовный хлеб!
Спаси Бог!
Леван18 марта 2012, 17:55
Спаси Господи за душеспасительную проповедь!

До чего же ярко и доходчиво написано.
Огромное Вам спасибо, протоиерей Андрей!

Елена18 марта 2012, 14:20
Спаси всех нас Господи и помилуй
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×