В официальной резиденции Новосибирской митрополии прошла пресс-конференция председателя Синодального информационного отдела РПЦ Владимира Легойды.
Владимир Романович посетил столицу Сибири в связи с началом проведения здесь трехдневных курсов повышения квалификации для руководителей и сотрудников пресс-служб и информационных отделов епархий, расположенных на территории Сибирского Федерального округа. Обучение проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Решение проводить такие курсы, было принято на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в прошлом году.
Председатель Синодального информационного отдела в начале дня прочитал лекцию «Информационная политика РПЦ», а затем приехал в официальную резиденцию Новосибирской митрополии для встречи с представителями городских и областных СМИ. После краткого выступления, в котором он рассказал о целях своего приезда в Новосибирск, журналисты в течение часа задавали ему вопросы.
«Нравственность, мораль - это ведь не просто красивые слова – говорил глава Синодального информационного отдела, - это условия выживания общества. Мы же сейчас повсеместно обсуждаем базовые вещи, вопросы добра и зла, которые по большому счету вообще не должны стоять на повестке дня. Базовые ценности должны быть непоколебимы независимо от политической, экономической и прочих ситуаций, в том числе кризисных».
Любой кризис начинается прежде всего в душе человека, это кризис личности, это то, что является предметом озабоченности Церкви, добавил Владимир Легойда. Председатель Синодального информационного отдела высказал пожелание, чтобы журналисты четко представляли себе тему, на которую они пишут, и делали акцент там, где это на самом деле нужно.
Владимир Легойда привел в пример материалы о Великом посте, которые зачастую ограничиваются рецептами православной кухни. «Это, наверное, интересно, но ведь суть поста совсем не в этом». Владимир Легойда вспомнил слова главного редактора одного из федеральных печатных изданий, который полушутя-полусерьезно посетовал под Рождество: «Ну как можно рассказать новость, если ей уже две тысячи лет?!» Но именно в этом и заключается профессионализм журналиста – сделать так, чтобы повторяющееся событие каждый раз представляло большой интерес и затрагивало души миллионов людей.
«К сожалению, уровень профессионализма журналистов вызывает много вопросов, - заметил Легойда, добавив, что сейчас он больше говорит как бывший заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО. – Мы сталкиваемся с колоссальными проблемами. Очень много примеров непрофессионального освещения нашей тематики. Я не осуждаю, я констатирую».
В то же время Владимир Легойда сказал, что в последнее время количество материалов на религиозную тему значительно увеличилось, что говорит о заметном росте читательского интереса к теме. Но опять же, среди этих статей превалируют далеко не те, которые были бы значимы для Церкви, а значит, и для человека, для его души. В СМИ появляется все больше хороших статей о Церкви, статей, поднимающих вопросы нравственности, высокой духовности. Это происходит за счет того, что становиться больше журналистов, считающих себя православными христианами. Они публично не выражают позицию Церкви, но пишут с позиции верующих людей.
По словам Легойды, в понимании многих людей Церковь – это прежде всего священнослужители. Но Церковь – это люди, среди которых священников – абсолютное меньшинство.
«Недавно один журналист спросил меня, почему Церковь не поднимает те или иные важные вопросы. «А вы верующий человек?». «Да!» «Православный христианин?» «Да!» «Вы сами пишете на эти темы?» «Конечно, пишу!» «А почему же вы тогда говорите, что Церковь ничего не делает? Вот вы делаете, другой тоже делает, и третий… Значит, Церковь не молчит!» Церковь – это люди, еще раз подчеркнул Владимир Легойда.
Много вопросов касалось и создания общественного телевидения. Владимир Легойда сказал, что Церковь принимает самое активное участие в развернувшихся по этому поводу дискуссиях. Он добавил, что общественное ТВ не будет развлекательным. «Любое СМИ решает три основных задачи: информировать, просвещать, развлекать. Но в данном случае развлекательный контент должен быть минимальным». Это не значит, что телевидение будет скучным и этот канал никто не станет смотреть.
Владимир Романович пояснил, что есть разница между развлечением и увлечением. Можно настолько серьезно увлечь зрителя определенной темой, что для удержания его у экрана никакого развлечения не понадобится вовсе. Он также с сомнением отнесся к обсуждению на телевидении серьезных тем в развлекательной форме (шоу), потому что «обсудить серьезную проблему в этом случае сложно». Безусловно, общественное ТВ должно быть нравственным, свободным от пошлости. Здесь Легойда напомнил журналистам слова Г.К. Честертона: «Плохая книга содержит в себе мораль, а хорошая книга есть мораль сама по себе». То же самое касается и телевидения.
На вопрос, как часто, по мнению Церкви, должны появляться на общественном телевидении «люди в рясах», Легойда ответил, что «нас в большей степени волнует то, чтобы позиция Церкви была представлена на канале адекватно». Телевизионщики любят называть телевидение скрепой, соединяющей нашу страну, сказал он. Если с этим согласиться, то становится понятным, какая огромная ответственность лежит на телевидении и на тех, кто его делает. Заходила речь и о возможном создании федерального православного телеканала. Отношение Владимира Легойды к этому оказалось неоднозначным, так как большой православный канал в некотором смысле «размывает аудиторию и отсекает тех, кто не считает себя православными». «Важна здоровая духовная атмосфера на уже существующих каналах, с ними надо больше работать», - считает Легойда. По его мнению, функцию внутрицерковной коммуникации хорошо выполняет телеканал «Союз». Есть и телеканал «Спас», который задумывался как церковно-общественный. Что касается печатной продукции, например, массового федерального многотиражного православного издания, то, по словам Владимира Романовича, на его взгляд, лучше было бы организовать православный аналитический еженедельник. «Серьезной церковной аналитики у нас совсем мало, ее почти нет, а то, что выдается за аналитику, не выдерживает никакой критики».
В разговоре с людьми Владимиру Легойде нередко приходиться слышать о том, что вера – это очень личное. Он абсолютно с этим согласен, но при этом утверждает, что вера никогда не сводилась только к личному аспекту, и должна соизмеряться делами. По слову апостола Иакова, «вера без дел мертва». Таким образом, вера не может не определять поступки человека. В противном случае фраза социолога Питирима Сорокина "по воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, а в будние дни - в фондовую биржу" будет точно ему соответствовать. Бывший губернатор Нью-Йорка Марио Гийомо как-то заявил, что как христианин он против абортов, но как губернатор обязан обеспечить право женщины на свободу выбора. Это из той же серии. Другой пример – современный либерализм, по многим параметрам превратившийся в жесткую идеологию, которая не приемлет ничего, что противоречит либеральной позиции. Так что либерализм порой бывает сложно назвать либерализмом. «Религиозный выбор определяет поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности, - еще раз подчеркивает Легойда. - Если человек в воскресенье молится в храме, а в понедельник берет взятку, значит, вера еще не пустила корни в его сердце».
В заключение Владимиру Легойде задали вопрос об «обратной стороне» высокой нравственности. Дескать, чем нравственнее становится человек, тем в большей степени он не согласен с современным общественным устройством. До чего это может его довести? Не захочет ли человек все изменить коренным образом – раз и навсегда? «Царствие Божие на земле он не построит, - успокоил Легойда. – Это барон Мюнхгаузен мог вытащить самого себя за волосы из болота, в реальной жизни это невозможно. Но совершенствоваться внутри себя необходимо. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный Серафим Саровский. То есть преображаясь, изменяясь внутренне, человек изменяет мир вокруг себя. К этому надо стремиться». В то же время в Основах социальной концепции РПЦ записано, что если власть будет требовать от православных верующих того, что противоречит христианской совести, то христиане могут выразить свое несогласие в форме мирного гражданского неповиновения. Но ни о каких бунтах и революциях речь не ведется.
Почему нельзя употребить "сбор средств (на благотворительные цели)" вместо "фандрайзинг"?"
Да действительно! Скулы сводит от всяких:фричесйс", "окейно" и прочих чужеродных слов.