Православный календарьПравославный календарь
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 1. Арест и следствие
«Преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего».
«Вся наша огромная страна стала моей»
Арсений Симатов
Стремление человека к творчеству, к красоте имеет божественное происхождение.
Матушка
Памяти В.К. Ивакиной-Тревогиной
Ее сердце жило заповедями духовника, о. Алексия Мечева, и заветами преподобного Серафима.
Последний мастер
Валерий Серяков
Жизнь пролетела. Успеть бы передать кому-то мастерство, а никто не приходит. Не хотят молодые работать. Раньше мастера секреты прятали, сейчас учеников ищут…
«Не могу умолчать о чуде»
Архим. Иоанн (Крестьянкин) в воспоминаниях семьи Правдолюбовых
Его келлия была «рентгеновским кабинетом». Можно даже сказать – реанимацией. Местом, где тебя возвращают к жизни и «расправляют крылья».
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 3. Инвалидный лагерь «Гаврилова Поляна»
«Всегда надо помнить о том, что при отсутствии должной любви к ближним ничто не может быть угодным Богу».
«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»
Прот. Димитрий Шишкин
Пусть ты делаешь дела любви больше от ума, чем от сердца, но, если твое желание исполнить заповедь о любви искренне, это уже начало твоей сопричастности Христу.
Весенняя Русь
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«И сердце сильно так в груди / стучит, как будто ждет чего-то, / как будто счастье впереди / и унесла зима заботы!»
Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова
Ксения Гринькова
Сама почти ребенок, в 16 лет Нина Александровна осталась вдовой, потерявшей одновременно и мужа, и ребенка.
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Часть 2. Каргопольлаг
Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его поведение, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед.

Преподобный Акакий Кавсокаливит

Память 12 / 25 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица[1] неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января).

Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий.

Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы.

По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы и доверил ему тайны, сокрытые даже от ангельского разумения, тайны, которые будут явлены избранным в будущем веке. Стоя на молитве, человек Божий оставался недвижим, как столп, а ум его возносился к небесам, отложив всякое попечение о мире, тело же излучало радость и приобретало невыразимо прекрасный вид. Некоторые из приходивших к нему, люди благочестивые и достойные доверия, рассказывали, что, когда святой произносил слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», языки пламени исходили из его уст.

Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта), святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира.

Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпеннисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу (5 июля). Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведенного им огня. Он понял, что это – бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане.

Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога.

Именно поэтому многие из посетителей сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливийский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извел из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: «Полчаса достаточно для истинного монаха»[2]. Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром.

Преподобный Максим Кавсокалив не раз являлся ему в видениях в сонме монахов, облаченных в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русскому (память 7 мая).

Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох[3]. Монахи попросили об этом проигумена Лавры Неофита, который занимался строительством церкви в скиту. Святой Акакий подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.

12 апреля 1730 года он отошел ко Господу. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

24 апреля 2012 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 53 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 [1] Ныне селение Айос-Акакиос.

[2] Св. Арсений Великий советовал спать не более часа в сутки.

[3] Великая Лавра, как большинство афонских обителей, была идиоритмической и управлялась собранием старцев под председательством проигумена.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
олександр 6 марта 2021, 10:52
Стараюсь читать.Слава Богу за все.
Ирина25 апреля 2015, 19:26
Никогда не слышала о таком святом, а нынче ночью 25 апреля 2015 г. он мне приснился: лежал на ложе умерший, но руки и ноги были мягкие, как у живого. Я трогала и сгибала руку. Посмотрела в интернете - именно 25 апреля - день памяти св. Акакия. Что это за сон? Почему он мне приснился?? Буду теперь обращаться в молитвах к св. Акакию Кавсокаливиту.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×