Память 12 / 25 апреля
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий.
Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы.
По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался святой Максим Кавсокалив (память 13 января). Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.
В награду за неустанное борение Господь сподобил святого дара чистой молитвы и доверил ему тайны, сокрытые даже от ангельского разумения, тайны, которые будут явлены избранным в будущем веке. Стоя на молитве, человек Божий оставался недвижим, как столп, а ум его возносился к небесам, отложив всякое попечение о мире, тело же излучало радость и приобретало невыразимо прекрасный вид. Некоторые из приходивших к нему, люди благочестивые и достойные доверия, рассказывали, что, когда святой произносил слова молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», языки пламени исходили из его уст.
Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова (память 12 марта), святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира.
Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпеннисийский. Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу (5 июля). Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу.
Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведенного им огня. Он понял, что это – бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане.
Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога.
Именно поэтому многие из посетителей сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливийский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извел из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: «Полчаса достаточно для истинного монаха»[2]. Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром.
Преподобный Максим Кавсокалив не раз являлся ему в видениях в сонме монахов, облаченных в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.
Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русскому (память 7 мая).
Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох[3]. Монахи попросили об этом проигумена Лавры Неофита, который занимался строительством церкви в скиту. Святой Акакий подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту.
12 апреля 1730 года он отошел ко Господу. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря