1907 год – Государь император Николай II принял трех митрополитов — Антония, Владимира и Флавиана — с докладом о работе Предсоборного присутствия.Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский
Практического результата не последовало: точной даты созыва Собора никто не назвал. После победы над революцией созыв Собора воспринимался как событие, которое взбудоражит общество, лишь недавно успокоившееся. В условиях наступавшего политического затишья о церковной реформе предпочли временно не говорить: политическая составляющая церковной политики оказалась преобладающей. К тому же и в самой Церкви политические пристрастия, стимулируемые революцией, мешали не только разрешению давно назревших проблем, но и правильному их пониманию.
1907 год – Архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру.
1918 год – В Киеве от рук неизвестных принял мученическую смерть почетный председатель Поместного Собора митрополит Владимир (Богоявленский). Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918)
Когда красные войска взяли Киев, в Лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над иноками. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия (Дородницына), стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре все было, как у красных.
7 февраля (25 января по ст. ст.) красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером туда вломились пятеро пьяных бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни святителя вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли за полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Убитого владыку обнаружили наутро: он лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста. Святые мощи мученика перенесли в Лавру.
1918 год – Поместный Собор принял постановление, сыгравшее важнейшую роль в дальнейшей истории Русской Православной Церкви.Вход в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры
Патриарху предложили самому избрать нескольких блюстителей патриаршего престола на случай его болезни, смерти и т. д.: этим обеспечивалось сохранение их имен в тайне. Впервые после синодального периода было восстановлено самобытное и самостоятельное достоинство каждого отдельного епископа: «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян... Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет ее только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти... в исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного».
Поместный Собор также принял постановление с оценкой декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».
В постановлении говорилось:
«1. Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения.
2. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73-му правилу святых апостол и 131-му правилу Седьмого Вселенского Собора)».
Подобная деятельность Поместного Собора значительно повлияла на обострение взаимоотношений Церкви и государства. Именно этот период отмечен значительным накалом непонимания в действиях двух сторон. Узнав о воззвании, В. И. Ленин дал поручение В. Д. Бонч-Бруевичу, возглавлявшему комитет по борьбе с погромами: «Сообщите ему (Тихону), что Советская власть не собирается надевать на его голову венец мученичества, но все те, кто будут распространять его произведения, будут арестовываться и предаваться суду...» В официальной прессе также появилось множество материалов, направленных на дискредитацию священноначалия Русской Православной Церкви. Откровенное непонимание и нелояльность властей поставили Православную Церковь в тяжелые правовые условия, ибо правительство смотрело на нее как на очаг контрреволюции. В то же время нарастало недовольство самой Церкви религиозной политикой новых властей не только в центре, но и в провинции. Так, на состоявшемся в феврале местном церковном Соборе в Красноярске было заявлено о несогласии с основными положениями декрета Совнаркома от 23 января. Возмущение православного духовенства вызвало заявление Наркомюста, что в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства имущество всех монастырей переходит в ведение совдепов и потому они должны быть закрыты до «особого распоряжения».
1929 год – Скончался священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский.Крестный ход во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Богоявленский кафедральный собор. Москва. Февраль 1991 г.
1991 год – Святые мощи преподобного Серафима Саровского в сопровождении первосвятителя Русской Церкви, архипастырей и пастырей доставлены в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор.
Пять с половиной месяцев мощи преподобного Серафима находились в Москве, и каждый день перед патриаршим собором выстраивалась длинная очередь желающих приложиться к святыне.
1996 год – Состоялся второй выпуск Православного Свято-Тихоновского богословского института.
Святейший Патриарх Алексий II вручил дипломы 62 выпускникам пастырско-богословского, катехизаторского и педагогического факультетов, из которых пятеро стали священниками, двое — диаконами, семеро — сотрудниками института, прочие трудятся в храмах и учебных заведениях. Девяти выпускникам, получившим дипломы с отличием, присвоено звание бакалавра теологии, остальным — бакалавра религиоведения.