Москва, 10 июня 2012 г.
«Несмотря на непопулярность и обоснованные опасения по поводу образования новых инструментов контроля над контентом веб-сайтов, сложившаяся ситуация в Интернете настолько плачевна, что требует решительных мер», — заявил представитель Московского Патриархата, комментируя законопроект, согласно которому интернет-ресурсы, содержащие детскую порнографию, пропагандирующие наркотики либо призывающие к самоубийству могут быть закрыты без решения суда.
В соответствии с поправками к закону «Об информации, информационных технологиях и информационной безопасности», предложенными на рассмотрение в Госдуму, сайты с запрещенной информацией предполагается внести в специальный реестр, ведением которого будет заниматься «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством».
В.Р. Легойда признал, что подобные ограничения, вводимые государством, могут быть восприняты как излишний контроль и покушение на свободу слова. Вместе с тем, председатель Синодального отдела посчитал важным напомнить слова «Моя свобода заканчивается там, где начинается боль другого».
«Вседозволенность и хамское, а порой агрессивное поведение по отношению к ближнему недопустимы в любой сфере жизни. Почему же Интернет-площадка должна быть исключением?» — сказал В.Р. Легойда.
«Многие эксперты справедливо отмечают, что ограничение доступа к ряду вредоносных сайтов — борьба не с причиной, а со следствием. Следует привлекать к ответственности владельцев сайтов с непристойным содержанием, а не попросту закрывать доступ к веб-страницам, которые могут завтра переехать на другой адрес», — подчеркнул он.
«Но как отец двух дочерей и человек, которому по долгу службы приходится ежедневно иметь дело с огромными (зачастую, увы,грязными) потоками информации, в том числе и из Интернет-источников, я вынужден признать, что и такая оперативная мера необходима», — считает председатель Синодального информационного отдела.
В.Р. Легойда пояснил, что упомянутый законопроект, инициатором которого выступила «Лига безопасного Интернета», как раз направлен на быстрое закрытие доступа к опасному содержанию в Сети, на что, при необходимости решения суда, потребовалось бы немало времени.
Таким образом, по словам председателя Синодального отдела, это«скорая помощь» в крайних, вопиющих ситуациях, которая впрочем, «не исключает необходимости в разработке более разносторонних и глубоких мер борьбы с неправомерным содержанием в Интернете».
«Естественно, нужно следить за тем, чтобы любой закон находил адекватное воплощение. К примеру, чтобы никто не стал слишком расширительно толковать понятие «информация, побуждающая детей к самоубийству или причинению вреда своему здоровью», закрывая ни в чем не повинные сайты, являющиеся на субъективный взгляд составителей реестра спорными», — сказал В.Р. Легойда.
В то же время глава Информационного отдела считает, что «опасения в крайностях при воплощении законопроекта не должны стать причиной для бездействия».