О бессмертный Бог, прибежище и помощь всем Твоим чадам! Прославляем Тебя за все, что Ты дал нам, за все, что Ты сделал для нас, и за все, что Ты есть для нас. Ты сила в нашей немощи. Ты свет в нашей тьме. В скорби нашей Ты утешение и мир. Невозможно сосчитать благости Твои; невозможно выразить Твою любовь. Благословляем Тебя за все Твои благодеяния. Да будем жить, помня, что Ты всегда рядом; да будем любить все, что любишь Ты; да будем служить Тебе каждый день нашей жизни; да будет все это через Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Молитва святого Бонифация
В своем плавании по океану этого мира наша Церковь словно корабль, бьющийся с различными житейскими невзгодами. Наша обязанность – не бросать этот корабль и вести его в верном направлении.
Святой Бонифаций, апостол Германских земель
С материальной стороны англо-саксонская цивилизация потерпела неудачу; ее главной заслугой, кажется, было «производство» святых и отправление их в другие страны… Основание новой эпохи положил величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона, апостол Германии, так повлиявший на историю Европы, как ни любой другой англичанин.
Кристофер Досон. Создание Европы
Череда великих англичан… посеяла семена цивилизации в лесах Центральной Европы… Величайший из них – святой Бонифаций из Кредитона: кроме него ни один англичанин не оказал такого влияния на мир.
Сэр Артур Брайнт. История Англии
Третий человек
Святой Бонифаций Кредитонский |
Ранние годы
Крещение святого Бонифация |
Еще мальчиком родители отправили Винфрида обучаться в небольшой монастырь Эксетера. Здесь в святом разгорелся огонь веры. Но отец пожелал, чтобы Винфрид оставил обитель и занялся управлением их имениями, к чему его хорошо подготовило полученное в монастыре образование. Винфрид, однако же, чувствовал тягу к монашеской жизни и небесной науке, и отец наконец смягчился и дал позволение на постриг – это случилось при настоятеле Вулфхарде. В святом открылся, по словам составителя его жития Виллибальда, «дар к постижению божественных наук», и он желал совершенствовать свои знания и дальше. Со временем из провинциального Эксетера он перебрался в монастырь Нерслинга близ Саутгемптона, тоже в Уэссексе, но немного западнее (сейчас в графстве Хэмпшир). Здесь при настоятеле Вимберте Винфрид нашел то, что искал, и вскоре в совершенстве овладел латынью и получил некоторые познания в греческом. Он был поставлен руководить монастырской школой и стяжал славу учителя священных наук и монашеской жизни. И из других мест приходили к нему, как к знатоку Священного Писания, чтобы послушать его толкование священных текстов. Некоторые из сочинений Винфрида того времени сохранились до наших дней. Они написаны в манере святителя Альдгельма Шерборнского и Мальмсберийского († 709; память 25 мая), с которым Винфрид был, вероятно, знаком. Жизнь монаха Винфрида, «постигшего небесные истины», стала «образцом христианского жития и исполнения апостольского учения». Он жил в воздержании и молитве, строго следовал монашеским правилам, чему умело учил и других. В душе монах с самого рождения, Винфрид, когда достиг 30 лет – возраста, определенного канонами для рукоположения в пастыри, был посвящен в священнический сан.
Итак, в начале VIII века отец Винфрид был известен как преданный Церкви и одаренный многими дарами священнослужитель. Он принимал участие в церковных Соборах, его хорошо знал его правящий архиерей – епископ Винчестерский Даниил.
Но Винфрид горел желанием проповедовать Христа в Европе. Скорее всего, молодого подвижника вдохновляла на это миссия святителя Вилфрида Йоркского († 709; память 12 октября) во Фризию в 678–679 годах; немного позднее, в 690 году, с миссией туда отправились его ученики, одним из которых был иеромонах из Нортумбрии Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фризии († 739; память 7 ноября). Очевидно, что Фризия привлекла миссионеров, прежде всего, своей близостью – всего в 150 милях от восточного побережья Англии. Миссии благоприятствовало и то, что англы и фризы говорили тогда на схожих языках. Жившие на территории, расположенной между землями франков и англов, фризы были соседями тех и других. В то время Фризия занимала намного большую область, чем современная Фрисландия, – от севера Бельгии до Бремена в Германии, включая все побережье Нидерландов и другие районы.
В 695 году святой Виллиброрд в Риме был хиротонисан в архиепископа с именем Климент – в честь священномученика Климента Римского; хотя более он известен под своим прежним именем Виллиброрда. Центром своей епархии святитель сделал город Утрехт (бывший римский Траектум), где перестроил древнюю церковь, освятив ее во имя святого Мартина, и выстроил собор во имя Христа Спасителя. Он крестил и живших намного севернее, даже на острове Гельголанд, проповедовал и данам (датчанам). Английские пастыри помогали своему соотечественнику Виллиброрду в проповеди фризам, родственным англам. Среди них были святые братья Эвальд Светлый и Эвальд Темный, принявшие мученическую смерть от саксов около 695 года; святой Свитберт, ставший епископом в Вейк-бей-Дюрстеде, что в нынешних Нидерландах, а позднее основавший монастырь на острове Кайзерсверт в Германии, где его мощи почитаются по сей день. Об этих миссиях, очевидно, много рассказывалось в английских монастырях того времени.
Игумен Вимберт с неохотой, но все же благословил священника Винфрида (ему тогда было около 40 лет) проповедовать в Европе; снабдив его всем необходимым, он позволил двум или трем братиям сопровождать его. Весной 716 года эта маленькая компания отплыла из Лондона на фризском корабле. Прибыв в Вейк-бей-Дюрстеде, они застали его в бедственном положении. Архиепископ Виллиброрд был изгнан, а король фризов Радбод, ярый язычник, разрушал церкви и строил капища и все силы и средства направлял на борьбу с поддерживавшими христианство франками – главным врагом фризов. Винфрид смог поговорить с Радбодом (причем без какого-либо вреда для себя) и понял, что миссия сейчас невозможна, поскольку фризы воспринимали христианство как веру франков – своих главных врагов. И через несколько месяцев он оставил Фризию.
Но все было не так уж и плохо. Потому что Винфрид понял: корень проблемы – в испорченности нравов франкского духовенства, и, чтобы преуспеть в «бесплодной земле» фризов, он должен прежде исправить ситуацию во Франкской Церкви. Это означало, что для организации плодотворной миссии необходимы влияние и авторитет, признанные всей Западной Церковью.
Винфрид возвратился в Нерслинг и продолжил прежнюю монашескую жизнь. Через год умер настоятель Вимберт, и руководить монастырем избрали Винфрида. Но святой отказался, ибо сердце его жаждало новой миссии в Европе. Епископ Даниил принял отказ Винфрида, назначил новым настоятелем монаха Стефана, дал святому два рекомендательных письма и отправил его в Рим. Игумен Даниил, как и сам Винфрид, знал, что тот сможет снискать всеобщее признание франков только после того, как приобретет уважение папы.
Апостол
Винфрид пересек Ла-Манш осенью 718 года и уже больше не возвращался в Англию. Спустя несколько недель он в первый раз встретился с другим будущим святым – папой Григорием II († 731), носившим то же имя, что и апостол англов святитель Григорий I. Было еще много встреч с папой: Григорий II испытывал усердие Винфрида. В мае 719 года папа нарек Винфрида новым именем – Бонифаций (Вонифатий) – в честь святого мученика Вонифатия Тарсийского († 307; память 19 декабря. Тарс – родина святителя Феодора Кентерберийского). В переводе с латыни имя Бонифаций означает «творящий благо». Папа поступил так же, как до него другой папа, изменивший в 695 году имя первого великого английского миссионера: святого Виллиброрда он нарек Климентом. С именем Бонифаций подвижник прожил до конца дней своих, и именно под этим именем его все и знают.
В мае 719 года Бонифаций отправился в Тюрингию – область в центральной Германии, далеко на восток от Рейна и франков. Жители Тюрингии говорили на языке, который был близок родному языку Бонифация – староанглийскому. В здешних лесах и горах Бонифацию предстояло нести апостольские труды. Папа Григорий уже давно мечтал о такой миссии, чтобы Церковь могла расшириться далеко на восток к языческим германским племенам. При этом Бонифацию не была вверена какая-то определенная территория – его миссией было проповедовать «в языческих краях».
Бонифаций выехал из Рима, пересек Альпы и Баварию и прибыл в Тюрингию. Он обнаружил, что здесь есть и христиане: они были крещены франкским духовенством и святым ирландским монахом Килианом; по преданию, последний принял здесь мученическую кончину около 689 года (память 8 июля). Но большинство жителей Тюрингии если и знали о Христе, то христианами в полном смысле этого слова не были; их скорее можно было назвать полухристианами. Здесь не было организованной церковной жизни, и от этого христианство, которое в те края принесли странствующие ирландские миссионеры, переплелось с язычеством и культами Тора и Одина. Будучи нечестивыми, тюрингцы принялись гнать и преследовать Бонифация. Увидев столь тяжкое положение дел, Бонифаций отправился на северо-запад, в землю франков, за помощью. Здесь он услышал, что во Фризии ситуация изменилась: Радбод умер, а архиепископ Виллиброрд вернулся. Бонифаций не стал задерживаться среди франков и поспешил во Фризию – «в языческие края», где он с самого начала желал трудиться ради Христа.
Здесь он между 719 и 722 годами и трудился вместе со своим земляком святителем Виллибрордом. Это было удачное соединение опыта одного, уже в преклонных летах, и энергии другого, еще молодого. На западе Фризии с центром в Утрехте они оба основали местную Церковь. Бонифаций проявил себя как блестящий организатор. Святитель Виллиброрд хотел сделать Бонифация епископом и своим главным помощником, но тот отказался.
В 722 году, с благословения архиепископа, святой Бонифаций, сделав во Фризии многое и еще большему научившись, двинулся на восток – в землю Гессен. Он слышал, что там условия для миссии были более благоприятными, чем в Тюрингии. Виллиброрд же продолжил свои труды в Утрехте. Он отошел ко Господу в глубокой старости в основанном им монастыре в Эхтернахе (ныне в Люксембурге). Это случилось в 739 году. Миссию Виллиброрда продолжили его последователи, среди которых был его двоюродный брат Беорнред, игумен в Эхтернахе, впоследствии епископ Санский в Галлии. Другим продолжателем его трудов стал англичанин Лиафвин, известный по своей миссии во Фризии; он принял мученический венец в Девентере († ок. 755; память 12 ноября). С ним вместе был и святой Маркеллин (память 14 июля), помогавший также и святому Бонифацию. Были и миссионеры из Нортумбрии: святые Плехельм (память 16 июля), Виро и Одгер († 753; память 8 мая); первые два стали епископами. Другой нортумбрийский миссионер, Виллехад, проповедовал на севере, закончив дни свои епископом Бремена (память 8 ноября). Его епархия включала земли фризов и саксов. Он преставился в 789 году. Это был последний из великих английских миссионеров того периода.
Гессен, пограничный с Тюрингией район, удобный для продвижения в центр Германии, был, как обнаружил Бонифаций, землей еще дикой. Этот край и стал первым, с которого святой начал миссию как Христов апостол, ибо, в отличие от Тюрингии и Фризии, эта область полностью населялась язычниками, что, впрочем, совсем не заботило франкского епископа Майнца, к чьей епархии относилась эта земля. И сюда пока еще не добрались странствующие ирландские монахи. Опыт Фризии подсказывал, что проповедь надо начинать с племенных вождей. Бонифаций так и поступил. Двух из них он обратил ко Христу; за ними последовали сотни и тысячи простых людей. Но у святого было слишком мало помощников. И он отправился в Рим, чтобы доложить об этом папе.
Епископ
В начале ноября 722 года святой Бонифаций, сопровождаемый несколькими учениками, прибыл в Рим. И 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного, Бонифаций, испытанный в правой вере, был рукоположен в епископа Зарейнского – его епархии отводились все германские земли, лежащие восточнее Рейна. Теперь святой подчинялся непосредственно Римскому папе. И у него была поддержка Римского первосвященника. Епископу Бонифацию была вверена власть над слабыми и порочными франкскими епископами и малограмотными и подчас еретическими проповедниками.
Папа написал для святого Бонифация пять писем с рекомендациями и советами. В них подробно объяснялось, как ему следовало проповедовать народам, жившим восточнее Рейна, а также говорилось о том, что всем клирикам и мирянам подобало жить по церковным канонам, и, к примеру, женившийся повторно не мог уже рукополагаться в священника.
В начале 723 года епископ Бонифаций прибыл ко двору франкского майордома Карла Мартелла и показал ему письма от папы. Мартелл не был истинным и верным христианином, но, как человек влиятельный, он мог обеспечить и действительно обеспечил политическую поддержку Бонифация и его защиту в Тюрингии и Гессене, которые были пограничными областями королевства франков.
Из древесины этого дуба святой Бонифаций построил часовню и освятил ее во имя апостола Петра. На том месте со временем вырос монастырь Фрицлар. Гессен был обращен ко Христу, и весть о Евангелии Христовом распространялась очень быстро. Языческие идолы уничтожались, святая вера насаждалась, люди принимали крещение. Такой успешной была миссия святого Бонифация, что в 724 году он уже вернулся из Гессена в Тюрингию.
Но не язычество стало одной из главных проблем святителя в Тюрингии, а противодействие франкских епископов – об этом мы узнаём из писем святителя в Рим. Было много проблем пастырского и практического характера, потому в эти годы епископ Бонифаций часто писал в Рим, обращаясь за советами.
Прогресс был медленным. Святому часто приходилось и материально помогать христианам. Нередко язычники-саксы переходили северную границу и вторгались в Тюрингию.
Бонифаций столкнулся с тремя проблемами, с которыми сталкиваются все миссионеры в любом месте и во все времена: языческая реакция, предательство неверных сторонников и отсутствие помощи от сильных мира сего. В Тюрингии имели место и сопротивление язычников, и жестокость и предательство франков, бывших христианами лишь номинально, и ереси странствовавших проповедников, и минимальная поддержка Карла Мартелла. Поддержка, если таковая и была, состояла лишь в том, что Мартелл мало шел на компромиссы с развращенным франкским епископатом. Но по мере расширения миссии Бонифация все сильнее ощущалась другая проблема: нехватка работников на ниве Христовой. И если его просьбы о помощи у франков почти не находили откликов, то ответ Англии на его призыв был ошеломляющим. О епископе Бонифации не забыли в его родном Уэссексе. Он переписывался с некоторыми из соотечественников, и часть этой переписки сохранилась до наших дней. В конце 720-х годов к нему приехали первые помощники из Уэссекса: чтецы, сочинители, ученые; в 730-е годы помощь потекла уже сплошным потоком, а в 740-е годы выходцы из Англии просто наводнили германские земли. Среди приехавших были будущие святые: Вигберт из Гластонбери, ставший впоследствии игуменом в Фрицларе († 738; память 13 августа); другой Вигберт и Лиафвин; верный Витта (или Альбин, епископ Бюрабурга; † ок. 760; память 26 октября); Эобан (епископ Утрехтский; † 754; память 5 июня) и Денехард; святой Бурхард из Мальмсбери, позднее ставший епископом Вюрцбурга († 754; память 14 октября); святой Лулл из Мальмсбери, бывший ученик Бонифация в Нерслинге, ставший впоследствии его преемником и архиепископом Майнцским; святой Маркеллин, а также святые братья, состоявшие в родстве и с Бонифацием, – Виллибальд и Винебальд. Одни из них были талантливыми проповедниками, другие – способными организаторами. Среди замечательных сестер, прибывших из Англии, были, к примеру, Кунихильда и ее дочь Бергита, приехавшие в Тюрингию; Кунитруда, приехавшая в Баварию; будущая святая Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля) – сестра святых Винебальда и Виллибальда, ставшая настоятельницей в Хейденхайме, ее мощи до сих пор источают миро; будущая святая Фекла, игуменья Китцингемская († ок. 790; память 15 октября). И конечно же, прибыла родственница и духовный друг святого Бонифация святая Лиоба († ок. 780; память 28 сентября), ставшая игуменьей в Бишофсхайме. Духовный рост христиан центральной Германии стал возможен только благодаря всем этим миссионерам.
Начиная с 725 года миссия в Гессене и Тюрингии добивалась все больших результатов. Усердие и мудрость принесли свои плоды. Несколько раз происходили массовые крещения, когда сразу крестились сотни и даже тысячи человек. Строились церкви, часовни и монастыри. Как и во всем православном мире, монастыри играли ключевую роль: это были центры молитвенной жизни, здесь обучали и наставляли, давали примеры благочестивой жизни. Несмотря на набеги язычников-саксов и нападки полуязычников-франков, монастыри были настоящими маяками веры и культуры, разгонявшими светом Евангелия мрак язычества. Особенно значимыми были первые построенные англичанами монастыри: в Амёнебурге во имя архангела Михаила, а также во Фрицларе и Ордурфе. К 732 году уже была учреждена местная национальная Церковь. В монашеской жизни и учености она намного превосходила Церковь франков.