Фото предоставлено пресс-службой митрополита Ювеналия
С сентября 2012 года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской областной епархии преподавание «Основ православной культуры» — уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? Чем можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении «Основ православной культуры»? На каких принципах строится сотрудничество Московской епархии с Министерством образования Московской области? На эти и другие вопросы в интервью журналу «Православное образование» ответил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы родились в середине 1930-х годов, в очень трудное для Русской Православной Церкви время. Что сыграло особую роль в Вашем религиозном воспитании и образовании в столь сложное время?
— Самое сильное влияние на мое развитие в детские годы оказала мать, происходившая из традиционной религиозной семьи. С раннего возраста и до последнего дня жизни ее духовными наставниками были архипастыри и священники нашей Церкви. Я с детства посещал храм, прислуживал за богослужениями в Ярославле, имея возможность непосредственного общения с архиереями и священнослужителями. Многие из них были моими духовными отцами, включая блаженной памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Результатом такого жизненного опыта стало то, что к достижению совершеннолетия у меня сформировалось непреодолимое стремление к пастырскому служению. Тогда я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а потом академию, где принял монашеский постриг и священный сан.
— Владыка, Вы начинали Ваш пастырский путь более полувека назад. Что Вы могли бы сказать о катехизации в те годы?
— Как я не раз говорил, в то время первыми катехизаторами в семье были бабушки. Я своих живыми не застал. О многом узнал от матери. Имел и счастливый опыт соприкосновения с семьей интеллигентных пожилых людей, укрепивших меня в навыках благочестия и знаниях о вере. Не у всех так счастливо складывалась «катехизация». Многие получали только самые общие представления о Православии, поскольку вероучительная литература была недоступна, даже Библия была редкостью. В школе и средствах массовой информации царствовала настойчивая антирелигиозная пропаганда. Порой она оказывалась контрпродуктивной, вступая в конфликт с преобладавшей в душах верующей молодежи «домашней катехизацией». Пытливый ум подростков искал сведений о Православии повсюду: в произведениях русской литературы, в отечественном культурном наследии, даже на страницах журнала «Наука и религия» (о нем, шутя, говорили, что там нет ни науки, ни религии). Храмов было мало, и все делалось для того, чтобы молодежь их не посещала. Зато те, кто прорывались через официальные «кордоны», имели возможность сплотиться с единомышленниками и получить наставление у опытных духовных руководителей.
— В течение 18-ти лет Вы возглавляли Синодальную комиссию по канонизации святых. Какую роль в воспитании современного молодого поколения может сыграть знание о подвиге новомучеников и исповедников Российских и как правильно донести этот опыт до молодежи?
— Церковь дорожит подвигом новомучеников и исповедников XX века. Это уникальный опыт духовной жизни в условиях атеистического мира. Сегодня, когда нравственные акценты смещены в сторону повсеместного увлечения гедонизмом (гедонизм — тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, — прим. ред.) и консьюмеризмом (консьюмери́зм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребления, потребительства. В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, когда человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, и потребление становится целью и смыслом жизни, — прим. ред.), важно противопоставить нравственному и интеллектуальному упадку религиозную целеустремленность святых XX века. Ныне крайне актуальна задача показать жизненную значимость ценностей веры, ради которых угодники Божии не пожалели самой жизни, оставаясь верными Христу.
В Московской епархии много делается для приобщения верующих к подвигу новомучеников. Издано многотомное собрание их житий. Построены храмы, освященные в их честь. Составлены богослужебные чинопоследования и написаны иконы. В благочиннических округах совершаются соборные богослужения в дни памяти подвижников веры XX века. В рамках предметов, знакомящих детей и юношество с Православием, мы стремимся на примере подвига новомучеников и исповедников показать подрастающему поколению достойные примеры духовного самосозидания.
— Со следующего учебного года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание «Основ православной культуры» — уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны?
— Действительно, опыт Московской епархии отвечает на многие вопросы и тех, кто всей душой борется за православное просвещение, и тех, кто еще сомневается в его целесообразности. Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как 12 ноября 2001 года был подписан договор о сотрудничестве между епархией и Министерством образования Московской области. Для совместного рассмотрения и апробации программ и учебных пособий был сформирован Координационный совет. Со временем были заключены договоры о взаимодействии между благочиниями и муниципальными органами управления образованием. Много сил и внимания было уделено повышению квалификации педагогов на базе вузов Подмосковья и при активном участии нашего духовенства. В настоящее время уже более полутора тысяч человек стали выпускниками соответствующих курсов. Широкое распространение получило преподавание «Основ православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» на всех уровнях образования — от дошкольного до высшего. В таких условиях введение «Основ религиозных культур и светской этики» является вполне органичным, дополняя уже сложившуюся в регионе систему православного просветительства.
Опираясь на более чем десятилетний опыт сотрудничества с Министерством образования Московской области, мы уверенно продолжаем и дальше развивать православную просветительскую и воспитательную деятельность. Думаю, что наш опыт может быть полезен для всех, кто им заинтересуется. К примеру, много полезного можно найти в учебнике Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» для составления учебно-методических комплектов, рассказывающих о святынях других регионов.
— Владыка, чем, по Вашему мнению, можно заинтересовать современную, во многом далекую от веры, молодежь в изучении «Основ православной культуры»?
— Вспомним слова святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Сама задача преподавания предмета состоит в том, чтобы побудить учащихся задуматься о духовных истинах. Конечно, важно, чтобы обучение было максимально профессиональным, доходчивым и увлекательным. В то же время неуместно упрощенчество. Не думаю также, что чрезмерное заигрывание с аудиторией принесет пользу.
— Сегодня перед епархиями стоит вопрос о подготовке педагогов ОПК. Не секрет, что уровень подготовки оставляет желать лучшего. Что могло бы, на Ваш взгляд, повысить их квалификацию?
— Как я уже упоминал, в Московской области налажен процесс переподготовки педагогов. В нем участвует и Московская епархия, в том числе через посредство Методического кабинета при епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации, проводящего специальные семинары и круглые столы. Значимую роль в укреплении связей с педагогическим сообществом играют мои ежегодные встречи с руководителями муниципальных органов управления образования, с директорами школ, где наиболее успешно осуществляется преподавание знаний о Православии, дискуссии и обмен опытом в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений, публикация статей в рубрике «В помощь учителю» в журнале «Московские епархиальные ведомости» и др.
Конечно, идеальным было бы привлекать к преподаванию предмета по преимуществу верующих учителей. Мы постоянно предпринимаем шаги к тому, чтобы реализовать эту задачу. Но на это требуется время.
— Как светскому педагогу, преподавателю «Основ православной культуры» или «Духовного краеведения Подмосковья», рассказать об упоминаемых в программе святых не только как об исторических и общественных деятелях, но и как об образцах духовного и нравственного совершенства?
— Думаю, что для светского педагога, если он верующий, здесь не возникает никаких сложностей. Если же речь идет о неверующем учителе, то ему следует руководствоваться принципами толерантности и адекватности изложения религиоведческого материала. Кроме того, стоит заметить, что основы так называемой «светской этики» по преимуществу имеют религиозное происхождение, а потому деяния святых подвижников имеют высокую нравственную значимость и для тех, кто не разделяет убеждений православных христиан.
— Московская епархия активно сотрудничает с Министерством образования Московской области. Какие имеются достижения на данном этапе сотрудничества?
— О многом я уже сказал. В дополнение отмечу, что на сегодня сформировался своеобразный календарь церковно-школьного соработничества в Московской области. Начинается он с Рождественской губернаторской елки. Широко празднуются в епархии День православной молодежи и День православной книги. Пасхальный фестиваль «Подмосковная весна. Дорога к храму» проходит на Светлой седмице и собирает родителей и детей в различных городах региона. В это же время я встречаюсь с руководящими работниками сферы образования для обсуждения нашего сотрудничества и разработки планов на будущее. День славянской письменности и культуры бывает отмечен областной научно-практической конференцией и открытым уроком для многотысячной детской аудитории, все участники которой получают в подарок назидательную книгу для духовного чтения, специально издаваемую к этому случаю. Осенью мной проводится собеседование с директорами школ. А в самом конце года в епархии в течение двух-трех недель проходят областные Рождественские образовательные чтения, охватывающие все благочиния и муниципальные образования. Материалы чтений публикуются. Что касается собственно преподавания знаний о Православии, то оно начинается с дошкольных образовательных учреждений, охватывает средние и средние профессиональные образовательные учреждения и продолжается в вузах. Педагогический процесс обеспечен учебно-методическими комплектами, ведется подготовка кадров.
— Владыка, какие учебные заведения Вы могли бы привести в пример по уровню, качеству и эффективности преподавания «Основ православной культуры» и каким критериям они отвечают?
— Приведу данные только по школам. В настоящее время знания о Православии, по статистике Министерства образования Московской области, преподаются почти в 78% общеобразовательных учреждений (1145). Охвачено 15% учащихся (91900 чел.). Уровень преподавания там может колебаться, да и реакция аудитории по множеству субъективных причин бывает разной. Мне представляется нецелесообразным «расставлять баллы» коллегам из светской системы образования. В целом же отмечу, что делается трудоемкая и ориентированная на долговременный результат просветительская и воспитательная работа, заслуживающая самой позитивной оценки.
— Как Вы оцениваете взаимодействие епархии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации? Что можно и нужно сделать, чтобы улучшить это взаимодействие?
— Хотя Отдел создан в 1991 году, сейчас он проходит важный период становления и структуризации под руководством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Московская епархия, в свою очередь, постоянно наращивает опыт в сфере религиозного просвещения, сотрудничая с подмосковным Министерством образования. Мы всегда готовы делиться имеющимися у нас наработками. Не видится никаких препятствий для дальнейшего конструктивного взаимодействия между Отделом и епархией на благо Церкви и нашего народа.
— По долгу служения Вы много бывали за границей. Что положительного Русская Православная Церковь могла бы взять из опыта зарубежных Церквей в сфере религиозного образования?
— Думаю, что самым важным является такой опыт, когда преподавание религиозных знаний является неотъемлемой частью государственной образовательной программы и финансируется бюджетом.
— Владыка, скажите, пожалуйста, в преддверии введения преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в школах России, несколько слов в напутствие педагогам и их ученикам.
— Хочу пожелать, чтобы введение этого предмета проходило в условиях максимально свободного волеизъявления родителей и детей при выборе направления обучения. Важно понимать, что при всей кратковременности этого курса он позволяет дать подрастающему поколению некоторый объем сведений о православии, оказавшем фундаментальное влияние на формирование отечественной государственности и культуры. Желаю педагогам с бережным вниманием и любовью доносить знания до детей, а ученикам с пользой посещать уроки, используя их для духовного и интеллектуального обогащения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью» (Кол. 3:16).