Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) |
Вернувшись из Москвы, Александр Введенский заявил митрополиту Вениамину о происшедшем там церковном перевороте, аресте патриарха Тихона как саботажника, образовании нового церковного управления и о назначении его, Введенского, депутатом этого управления по Петроградской епархии. Митрополит Вениамин отказался благословить раскол.
1968 год – Празднование 50-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви.
1992 год – Святейший Патриарх Алексий II вновь направил телеграмму митрополиту Филарету (Денисенко).
Первосвятитель снова взывал к совести архиерея и отвергал обвинения в ущемлении прав УПЦ:
«Для блага нашей общей Матери-Церкви, в подлинных интересах Украинской Православной Церкви, взываю к Вам, Владыко: примите со смирением решение Священного Синода, полностью отвечающее духу и постановлениям Архиерейского Собора, согласие с которым Вы засвидетельствовали перед лицом всего епископата нашей Церкви. Это решение не входит в противоречие с ранее принятыми соборными решениями и не ограничивает независимость Украинской Православной Церкви в ее управлении. Не наносите новые раны исстрадавшемуся телу церковному».
Но митрополит остался глух и к соборному голосу епископата, и к голосу патриарха. В тот же день, когда митрополит Филарет получил телеграмму, он собрал в Киеве своих немногочисленных сторонников, назвав это сборище «Всеукраинской конференцией в защиту канонических прав Украинской Православной Церкви». Участники «конференции» предприняли попытку вовлечь в конфликт патриарха Константинопольского Варфоломея.
Отсутствие на «конференции» членов епископата стало свидетельством того, что все дальнейшие антицерковные и раскольнического характера действия, предпринимаемые митрополитом, не находят отклика у архиереев, которые смогли сделать свободный выбор голосу собственной паствы, согласно голосу своей совести и архиерейской чести.
1993 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся I Всемирный Русский Народный Собор (26–28 мая).Свято-Данилов монастырь
I Всемирный Русский Народный Собор (1-й этап: «Российская соборная мысль»), посвященный памяти преп. Сергия Радонежского, был созван в Москве в Международный год коренных народов для принятия решений по важнейшим вопросам бытия русских людей.
Открывая заседание, Святейший Патриарх Алексий II сказал:
«Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости. Именно идя подобным путем, мы принесем Отчизне не призрачное временное благо, но благо высшее, непреложное. Мы не будем искать недругов, но с верой и мужеством возродимся духовно, отбросим грех и не устрашимся никого, не устрашимся и злейшего врага рода человеческого – диавола. Тогда-то и восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая».
В докладе на Соборе митрополит Смоленский Кирилл говорил о духовных причинах крушения Российской империи в
В Соборе участвовало более 250 представителей различных кругов русского народа, включая специалистов в области философии, богословия, культуры, образования, экономики и экологии, а также видные общественные деятели из Российской Федерации, других государств Содружества Независимых Государств, ближнего и дальнего зарубежья.
Сопредседателями Собора были митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Кирилл, председатель центра «Русская Энциклопедия» профессор В. Н. Ганичев, предприниматель И. А. Кольченко, председатель Центрального правления Всемирного русского конгресса Ю. Г. Луньков и старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Н. А. Нарочницкая.
1997 год – В Москве состоялось Третье богословское собеседование с представителями Епископальной Церкви США (26–28 мая).
Тема собеседования – «Природа Церкви».
В собеседовании участвовала делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Калужским и Боровским Климентом, заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.