Кузнец
Жил возле Петрограда кузнец. За многие годы и особым старанием он нажил три домика. В одном он жил сам, а два другие сдавал. Пришел переворот: два дома у него были отобраны, а третий оставлен ему для житья с семьей.
К этому времени, которого касается рассказ, жены у него уже не было, вероятно, умерла. Остался сын, тоже кузнец. Сначала было будто хорошо. Но потом последний женился, взяв себе в жены городскую девушку. Она поначалу, казалось, была неплохой женщиной. Но скоро обнаружилось, что она, как хозяйка, забирает власть в свои руки.
Старый кузнец, который заработал дом, противился этому. Сын не мог — и не хотел — сделать что-нибудь в пользу отца и против жены. Наступил, как говорят, ад в доме. Что тут делать? Старик стал читать Евангелие... И скоро понял, что нужно ему смиряться в доме... Нелегко это было бывшему хозяину... Но Евангелие убедило его: иного пути нет ему и не будет! И он решил смириться. И вот он понемногу начал ломать себя... Кончилось тем, что сноха стала полной хозяйкой во всем, так что старый кузнец даже стал спрашиваться у нее, можно ли ему съездить в Ленинград. И наступил в доме мир.
Митрополит Вениамин (Федченков)
Смирение
Смиренный никогда ни в ком не может возбудить зависти. Наружное же и ложное смирение вызывает тщеславие. Подлинное смирение внутри — не снаружи.
Архимандрит Серафим (Розенберг)