Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века, сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому образцу. В 20-е годы 20 века Свято—Троицкий скит вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих.
Мы
отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней
группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные
работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в
лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка
сена и так далее.
Фото: www.solovki.info
Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире. Вот несколько из этих уроков:
Урок жизненной цельности
Человек, прибывший в скит, общающийся с его братией и анализирующей те условия, в которые поставлен он сам, осознает, что здесь предметом внимания и усилия является не та или иная выделенная часть жизни, но вся жизнь целиком. Вся жизнь, включая богослужение, физический труд, беседу, прогулку является единой практикой. Любая точка жизненного пути становится точкой предстояния перед Богом и свидетельства о Боге. Это понимание жизни как единого и целостного произведения является альтернативой распространенному сегодня переживанию ее как набору малосвязанных ситуаций. Благодаря встречам с монахами – людьми, жизнь которых организована иначе, мы обретаем стремление к преодолению привычной разорванности нашего существования. Мы учимся быть собой в любом повороте наших жизненных траекторий.
Урок осознанного участия в истории
Троицкий скит был создан и четыре столетия использовался для молитвы, затем превращен в тюрьму, осквернен, опустошен. Находясь там, мы видим проступающие со стен храма остатки фресок, сохранившиеся с дореволюционных времен, и одновременно – советские лозунги на тех же стенах. Теперь усилиями самых разных людей и нашими усилиями скит вновь возвращает себе первоначальное значение. Для большего осознания участниками того, где они оказались и что они делают, в ходе экспедиции мы уделяем особое внимание чтению житий соловецких подвижников, новомученников и исповедников. В 2011 году среди участников нашей экспедиции был профессиональный плотник, являющийся потомком русской эмиграции первой волны. Он вместе со своими братьями и отцом поставил в иконостас в Троицком храме, где до этого иконостаса не было в течение 90 лет. Так созидание приходит на место разрушения.
Урок терпения и преодоления
Долгая и изнуряющая физическая работа. Мошка и комары. Жизнь в небольшом помещении, где вместе с тобой живут еще 8-10 человек. Все это учит находить в самом себе ресурсы для того, чтобы справиться с этими стрессовыми факторами. Часто остается молиться и целиком и полностью присутствовать в здесь и сейчас, вместо того, чтобы с тревогой ожидать новых трудностей. Иногда подобная ситуация способна стать шоком для того, чья жизнь был подчинена удобству и комфорту. Мы учимся терпению и самоограничению как необходимой основе внутреннего движения. И в то же время в такой ситуации необходим живой, вдохновляющий творческий мотив, побуждающий к действию. Это сочетание свободного творческого устремления и сознательно налагаемой на себя дисциплины содержит в себе альтернативу распространенному, но ложному противопоставлению безрадостного труда по принуждению и неограниченной творческой свободы.
Урок совместности
Во время экспедиции разные по мировоззрению и стремлениям люди на протяжении двух недель оказываются связанными друг с другом общим порядком жизни, общим делом и общими трудностями. Человек осознает, что здесь существуют не только его запросы и стремления, но и жизнь других людей, жизнь скита, где есть свои законы. Происходит размыкание, на себя принимается часть ответственности за других и за общее дело. Эта этика общего поля работы и общей ответственности за его возделывание является альтернативой восприятию общества как совокупности индивидуальных стратегий успеха и примату конкуренции над сотрудничеством и над общим делом.
Урок ритма
Жизнь скита имеет свой ритм, с которым отчасти соединяются и жизнь труднической группы. Это ритм, в котором сменяют друг друга богослужение, труд, трапеза, отдых. Это ритм, который организует повседневность, но освобождает внутреннего человека. Монастырь учит нас не спешить и не опаздывать, но делать положенные вещи в положенное время. Мы учимся полноценному и добросовестному пребыванию в каждом моменте отпущенного нам времени. И в этом – альтернатива состоянию безостановочного поиска лучшей ситуации, приводящего к непрерывно ускоряющемуся движению по поверхности жизни, когда у человека просто нет времени и сил на то, чтобы жить, ведь он должен, действовать с максимальным охватом, быть связанным с максимальным количеством вещей и людей.
Урок очевидности добра и зла
Соловецкий патерик рассказывает нам, как полчища бесов осаждали святого Елеазара с криками "Это наше место!". "Не Ваше, но Христа Бога моего", - отвечал Елеазар. Тема столкновения добра и зла, света и тьмы – ключевая в судьбе Анзера. Здесь мы видим, на какие высоты смирения и любви может подняться человеческий дух и в какие пропасти ненависти он может падать. Это задает особую оптику взгляда на самих себя. Один из участников экспедиции так говорил о своих впечатленияx: «Остров – это место, где четко различаешь черное и белое, там происходит либо движение вверх, либо вниз… в привычной жизни всегда много полутонов, полуцветов, на Анзере же ты четко видишь, куда движешься». Монастырь учит нас с большей остротой различать добро и зло в самих себе.
Я убежден в том, что такого рода поездки выполняют функцию профилактики и реабилитации от антропологических угроз современности. Одну из этих угроз, особенно актуальную для молодых людей, я назвал бы угрозой не сбыться, не воплотить самого себя в своей судьбе.
Это угроза остаться лишь потребителем неограниченных услуг и транслятором неосознаваемых содержаний. Жизнь в монастыре призывает человека собраться и действительно стать самим собой. Занимаясь работой с молодежью, я часто слышу о необходимости ответственного и инициативного гражданского общества о необходимости духовных основ мироустройства. Но все это невозможно, если нет человека, который способен на целостность, а значит и на совершение поступков, на отстаивание ценностей, на служение Истине. Сегодня монастырь с его особым опытом проживания жизни обращает к миру призыв о необходимом восстановлении этой целостности.