Митрополит Антоний (Храповицкий) |
Приношу усерднейшую благодарность за пожертвование 25 рублей, которые употреблено тоже на не предвиденные расходы.
Своего Владыку ожидаем в Казань к 24 мая, а с 1 июня он будет пить минеральные воды и не служить полтора месяца, как и в те два месяца. Посему никуда не уеду, а если Вы не проедете в П., то заезжайте погостить к нам. Ваш собрат и послушник епископ Антоний.
1) Преосвященному ректору — вел [еневый].
1) отцу инспектору — вел [еневый].
2) двум академическим библиотекам — вел [еневый].
1) профессору Голубинскому — вел [еневый].
1) иеромонаху Анастасию — вел [еневый].
1) редакции «Богословского Вестника» — простой.
27 апреля 1900 год
Преосвященнейший Владыко, не укорите меня за медлительность ответного приветствия: почти никому еще не отвечал, потому что служили от пятницы 6-й недели 17 дня подряд, а с тех пор ежедневно таскаюсь по выпускным экзаменам здешних бесчисленных учебных заведений, а вечерами читаю 11 кандидатских диссертаций. Святитель Арсений [Брянцев] теперь уже сам рад бы выпереть меня, промаяв меня под собой 3 года, и вот выдавливает меня в Екатеринбург, куда ехать Преосвященный отказался; однако есть кто-то удерживая, хотя я бы и туда не прочь скрыться, яко же в Синор. Завидую Вашей поездке в Святую Землю и прошу там помолиться за преданного Вам душевного собрата епископа Антония.
6 апреля 1900 год
Мне удалось найти в Казани (посредством переписки) довольно сносный список Божией Матери с омофором (Покров), каковой мне хочется послать Вам для академической залы. Она теперь пишется тамошним иконописцем и будет готова к началу учебного года — величиной около полутора аршин, подпись снизу по-гречески: «радуйся верных озаряющая смыслы».Сию икону хочу поставить а актовый зал на память о своем сердечно приятном гощении у Вас, то есть о Вашем и господ профессоров добром гостеприимстве и радушии. Памятую с живым чувством благодарности все, что пришлось снова и вновь пережить в эти три дня. Не откажите передать мою специальную благодарность Николаю Заозерскому за «Наставления инокиням», которые я перечитал со вниманием и разослал по экземпляру в женские монастыри через епархии. Отцу Евдокиму [Мещерскому] мое братское целование и напоминание о взятом с него обещании навестить меня. Конечно, был бы я столь же рад и Вас узреть у меня, и в соборе уфимском показать красоту
Прошу Ваших и братских святых молитвы за преданного сердечно собрата епископа Антония.
1900 год
приношу душевную благодарность за привет, пересланный мне из Казани, которую я покинул через 5 дней по получении Указа, а именно, 20 июля. Здесь прибываю с 31-го июля и благодушествую по Вашим святым молитвам. Весьма сочувствую и почти завидую Вашей прекрасной поездке.
Преданный сердечно епископ Антоний.
3 августа 1900 год
Если хотите мне оказать малую хоть степень любви, то примите на 4-й курс уволенного по прошению студента Казанской академии Талашкина с пятеркой поведения. Это один из талантливейших парней, но был у него один роман, по которому он и ушел. Дело это из всего академического начальства я один знаю, а в прошении он написал, что хочет жениться, дабы заместить больного отца. Отца его заместил брат-семинарист. В Казань ему возвращаться вполне возможно, но неловко. Я с своей стороны обещаю Вам, что юноша никакого беспокойства Вам, ни отцу инспектору не сделает, а по прилежанию будет затмевать товарищей. Он замечательный церковный певец – октава и украшение хора.
Помещали его статью в «Вере и Разуме» о Пасхалии; говорил проповеди в церквах.
Такова моя первая, а вероятно одна из последних, если не последняя просьба. Пожалуйста, явите мне любовь.
Ваш собрат епископ Антоний просящий святых молитв Ваших.
26 августа 1900 год
От души благодарю Вас за участие к кротчайшему отцу Фаддею [Успенскому], который действительно приехал подавленный грубостью своих оппонентов; они воспользовались его кротостью и дали волю своей рязанской грубости вместо того, чтобы извиниться за бессовестное протягивание дела на 4 года взамен законного срока 8 месяцев, ровно в 4 раза превосходящего время, потребное для составной рецензии, рецензенты это время увеличили в 24 раза. –— О Талашкине сказано: а если дом тот будет недостоин мира вашего, то мир к вам возвратится [Мф., 10, 13]. — В Казани его увлекла одна распутная баба, его родственница, но чтобы сделаться сутенером, на это я его не считаю способным, да и не думал пока что ко мне приедут за благословением на это. А Вы в добром деле не кайтесь. Как студент он себя выдерживал не хуже прочих. Более нас огорчен Преосвященный Сергий [Страгородский] расстрижением моего постриженника иеромонаха Евфимия, которого прошению вероятно даже обрадовались, потому что расстригли его без увещания, лишь бы сделать монахам не из вдовцов. А между тем, если бы так всегда поступали с подобными прошениями, то некоторые великие современные иерархи были бы теперь просто Ивановичами Залебяниными.
Ваше упоминание о Харькове я понимаю, как служку и больше надеюсь на Якушек.
Сегодня у меня умер студент Санкт-Петербургской академии иеродиакон Александр, хотя и от тяжкой болезни (чахотка и нефрит), но почти без страданий, как святой.
Передайте мое целование отцу Иосифу. Он добрый, сердечный монах. Я здесь постриг кандидата Титова (учителя Томского духовного училища) в августе, а вскоре постригу кандидата Ряшенцева (учителя церковного училища).
Прошу Ваших святых молитв за преданного душевно и благодарного за Ваше доброе отношение к образу Покрова. Епископ Антоний
14 сентября 1901 года
Сегодня я получил от Павла Петровича Соколова интересный его этюд о Вере, который отлично сошел бы за диссертацию. Однако я опасаюсь, что П.П. ее не подаст и потому убедительнейше прошу Вас:
- поручить Ив.В. Попову написать тезисы;
- супруге Павла Петровича написать прошение о принятии сей книги Советом в качестве диссертации и расписаться вместо мужа (и секретно от него) вследствие болезни его правой руки;
- секретно от Павла Петровича поручить чрез Совет одному, а лично от Вас другому профессору написать отзывы;
- по изготовлении их пригласить Павла Петровича в свою гостиную в присутствии двоих рецензентов, а всех прочих членов Совета усадить в залу, что около церкви.
Рецензенты вовлекут Павла Петровича в разговор о его книге, приведут возражения, выслушают ответы и простясь, а Ваши уйдут в зал, куда и Вы войдете, отпустив Павла Петровича. Тогда Совет постановит ходатайствовать об утверждении магистранта к ученой степени и отправит дело в Святейший Синод. И только по получении Указа Святейшего Синода, Вы объявите Павлу Петровичу к его удивлению, что он магистр богословия. Благотворных плодов сего дела будет много:
- всех престарелых приват-доцентов освободят сразу от медвежьей болезни и чрез 6 недель максимум подадут диссертации;
- Павел Петрович не позже как чрез год подаст докторскую;
- устроить вечер любви для прогрессивной монашеской братии, после которой вместо чаю будут подавать стаканы с настоями из сигар, а тосты говорится по-английски;
- пословица русского народа: « я был на мельнице, а меня женили» заменяется другою: меня сделали магистром без моего ведома. Не думайте, что такое решительное отношение к делу, о котором я прошу Вас, не имеет прецедентов: именно таким способом я произвел в кандидаты преподавателя Саратовской семинарии А.И.Целебровского, окончившего в 1893 году.
Итак, дерзайте!
Прошу Ваших святых молитв. Поздравляю с наступающими праздниками.
Преданный душевно епископ Антоний.
P.S. 12 января собираюсь в Холм на посвящение епископа Евлогия [Георгиевского].
1903 год
От души благодарю Вас за книгу, а сегодня полученное письмо, и за приглашение. Поздравляю Вас с докторскою степенью, которую Вы получаете уже не honoris causa, а по полному праву, чего среди архиереев не было уже более 25 лет. Исполать Вам. Я не был поклонником ученого фетишизма архиереев 50-х годов, но современное превозносящееся архиерейское невежество меня возмущает гораздо больше, а потому Ваше ученое восхождение вдвойне приветствую.
Я в Пскове был 23-25 июня 1889 года. Служил в Рождество Предтечи с Преосвященным Ермогеном [См. Гермоген (Добронравин)] в женском монастыре, а 25 в воскресенье в семинарии с протоиереем Лебедевым. Гостил у Иоанна [Алексеева], ныне Пермского, а тогда инспектора семинарии. Поздравляю Вас с избавлением от протоиерея Лебедева — главного виновника всех семинарских нестроений.
А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью.
Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского].
Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний
26 октября 1904 года
Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили.
Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два.
Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского].
Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] (барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления.
К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.
Преданный сердечно епископ Антоний
1905
Вчера я водворился во святой Лавре и так проникся ее красотами, духовными и видимыми, что спешу пригласить Вас сюда для созерцания их. Я здесь до Духова дня, а вторично приеду пред Успением и пробуду до Покрова. Когда Вам сравнительно свободно? Наипаче наблюдай 28 августа. Тогда обнесение мощей преподобного Иова вокруг церкви и может быть я приглашу киевского святителя [Флавиана (Городецкого)].
Новости последних заседаний Синода: открывают Уральское викариатство и Холмскую епархию делают самостоятельною. Вероятно, что Иркутский ректор отец Никон [Бессонов] переведен в Тифлисскую семинарию, а иеромонах Арсений ректором в Иркутск (бывший инспектор Киевский).
Прошу молиться за преданного сердечно собрата Антония
1905
И Вас взаимно благодарю за посещение, за молитву, за братскую студенчески-искреннюю беседу и за дружеские чувства. Взаимно прошу считать меня неизменно преданным. Жаль, что поспешили отъездом. Завтра приедет Преосвященный Евлогий [Георгиевский] и Димитрий (Абашидзе), а 29-го пятый святитель Феодосий [Олтаржевский], уже записанный в братство Бизюкова монастыря, в виду его отказа от викариатства, уже Высочайше утвержденный. Конечно сия опала продолжится вероятно недолго.
Преосвященный Димитрий [Абашидзе] Вам кланяется, а архимандриты и другие мои гости просят благословения. Народу нынче менее прошлогоднего: забыли оповестить заблаговременно. Если епископ Феодосий [Олтаржевский]согласится погостить у меня до 8 сентября, то я получу возможность съездить в Холм и на открытие епархии; ожидается там и митрополит Флавиан [Городецкий].
По одним ректором в Казань назначен доцент Иннокентий (Ястребов), а по другим епископ Алексий [Дородницын].
Прошу святых молитв за любящего собрата во Христе епископ Антоний.
26 августа 1905 года
С радостью ожидаю Вас на 20 августа в Лавру, накануне или за день прошу предупредить телеграммой. Надо ехать Вам на Ровно по скорому поезду «Санкт-Петербург – Юг», который вечером (7 часов 15 минут ?) выходит из Санкт-Петербурга. Билет берите на Рудно Почаевскую. Первая и единственная пересадка будет в Здобунове (первая станция после Ровно); выехав на утренней заре 19 августа, Вы 20 в 10 часов утра будете на Рудне, где Вас будет ожидать карета и чрез два с половиной часа привезет в Лавру. Было бы приятнее, если бы Вы пожаловали в пятницу 19-го, 20-го же после поздней (по субботам всегда) отчитали бы акафист пред иконой Почаевской, 20-го вечером вышли бы на литию, а 21-го совершили бы литургию. Если 21-го вечером поедете из Лавры, то 23-го рано утром будете во Пскове.
У нас узрите Гаврилюка и Разжанского.
Ректора мне все не дают еще, но зато и я им поднесу дулю. Разношу католиков. Не привезете ли А.Черноуцана? Я не знаю, где он?
Буду ожидать Вас с любовью, а пока прошу крепко держаться обещания. Бог да управит Ваш путь.
Душевно преданный собрат Антоний.
Август 1905 год
Взаимно приветствую Ваше Преосвященство и непременно заеду в Псков к Вам, если только заседания не будет во вторник 26-го, ибо 27-го служение за Георгия Александровича.
Но вероятно, что первое заседание будет 29-го и я успею провести у любви Вашей сутки. О том, что было после моего отъезда, я не знаю ни слова, а что было до отъезда, Вам скажут студенты, которым передать прошу мое целование и не оставить Вашими святыми молитвами сердечно преданного собрата Антония
17 августа 1905 год
Не осудите, что не отвечал столь долго взаимным приветствием на Ваше письмо. Праздники проходят в бесконечных служениях и приемах: даже не успел прочитать Ословского Вестника с критикой на мою записку. Думаю, что от 3-ей записки профессоришки будут на аршин подпрыгивать от злости, а от 4-ой — синодальные чиновники — на два аршина. В Академиях теперь начнется систематический бойкот ректоров, что перейдет и на семинарии. Впрочем, не стоит портить себе кровь напоминаниями о том, что уже много напомнило. От будущего Собора тоже ничего доброго не жду, да и до сих пор плохо верю в его осуществление. Митрополит Антоний [Вадковский] предал православие. Имел удовольствие видеть у себя два дня Сашу Черноуцана: мягкого и добродетельного юношу, и Вас очень любящего.
Жиды обещают бросить в меня завтра бомбу и губернатор упрашивал не делать крестного хода из собора, но я конечно отказался его послушать. Ничего жиды не сделают, но умереть раньше, чем у нас будут женатые архиереи, было бы моим искренним желанием, ибо это избавило бы меня от необходимости анафематствовать господствующее соборище и [устроение] на Афоне. Пока простите, прошу не забывать в молитвах преданного сердечного собрата Антония.
5 января 1906 года