Умонастроения будущей элиты

Наше внимание привлекла публикация Вестника Российской Академии наук – социологическое исследование умонастроений российского студенчества по вопросам общественной жизни и нравственных приоритетов. Этот серьезный научный анализ результатов опросов студентов ведущих российских гуманитарных и технических вузов был сделан в прошлом году и наглядно показывает, какие мировоззренческие стереотипы складываются у будущей элиты нашего общества. Понимая важность и полезность этой информации для миссионерских задач и, в целом, для любого думающего православного человека, мы подготовили выжимку из этой фундаментальной академической статьи.

Социализация поколения 18–20-летних происходит в новой социальной реальности, на которую они зачастую сами вынуждены искать ответы. Наиболее образованная часть российской молодежи так представляет себе общество и его ценности.

Невзирая на напористую пропаганду «рыночного» отношения к жизни, в основе которого лежат ценности удовольствия и потребления, образованная молодежь в значительной мере сохраняет веру в «высокие идеалы», но далеко не всегда может представить их себе сколько-нибудь отчетливо.

Заметна тенденция активного возрождения чувства патриотизма. При этом патриотическая гордость для большинства студентов более значима, чем профессиональная. Как показал опрос, почти 70 % московских студентов испытывают чувство гордости за Россию и уважают ее традиции. Одновременно происходит сдвиг фокуса чувства гордости и верности с государства на национально-этническую общность. Число студентов, ценящих свою национальную принадлежность, составил почти 80 %, что на 10 % больше тех, кто испытывает гордость за страну и ее историю.

Несмотря на нынешние «межпоколенческие разрывы», 85 % российской образованной молодежи гордится своими родителями.

Увеличилась готовность учащегося подрастающего поколения жить и работать в России, ее высказали около 70 % опрошенных. Отчетливые эмиграционные настроения зафиксированы лишь у 17 % респондентов, что разительно отличает их от поколения, входившего в жизнь в начале 90-х годов, когда стремление вырваться и попасть в «нормальную страну» было ярко выраженной idеe fixe.

Обращает на себя внимание искренность, с которой молодые люди выражали свое стремление быть и оставаться россиянами. Несомненно, что для них это не «парадная» ценность. Интересно, что молодежь находит свое обоснование этой ценности, отвергая более распространенные аргументы старшего поколения, связанные с историей и культурой. Высказывается либо что-то прагматичное, наподобие: «в России тоже можно зарабатывать», либо националистическое, как-то: «достали нас все эти разговоры об американцах и их достижениях».

Достаточно большую поддержку среди студенчества имеет и лозунг «Россия для русских» – около 17%, причем жесткую форму национализма поддерживает заметно больше юношей (21%), чем девушек (14%). 37 % респондентов ответили в духе «толерантного национализма»: все культуры и традиции, в принципе, равны, но общий облик страны должна все же определять русская культура. Сосуществования разных культур без преобладания какой-либо одной поддержали всего около 8 %. Не слишком привлекательной кажется московским студентам и идея следования культурным образцам Запада – 6, 1%.

Выдвигая в качестве идеальных такие отношения между людьми, которые были бы основаны на взаимопомощи, молодые люди, тем не менее, постоянно выражают твердое убеждение, что в нынешней жизни выигрывает тот, кто думает только о себе, а других «расталкивает локтями». Характерно, что «честно прожитая жизнь» практически совершенно выпадает из значимых для молодежи моделей социального поведения. Среди московских студентов эта позиция собрала лишь около 10 % голосов, тогда как в выборке, представляющей российское население в целом, этот показатель, по крайней мере, в 4 раза выше.

Учащаяся молодежь ориентируется в политике на достаточно примитивном уровне, предпочтения не идут дальше типичных лозунгов: рыночная экономика (23%), демократическое развитие (около 20%) и правовое государство (16%). Приверженцев свободного пути России – 12,4%, монархического устройства – 3,6 %. При этом, почти 60 % вообще не стали отвечать на вопрос о том, какие политические идеи подходят для современной России, а еще 17 % ответили «не знаю».

Конкретные представления об институтах гражданского общества у российского студенчества оказались весьма туманными. Так, четверть опрошенных считают Русскую Православную Церковь элементом гражданского общества, а 66,8 % (!) затруднились ответить. Точно также существование таких органов государственной власти, как милиция и армия, кажется абсолютно необходимым только 27 % респондентов, а Администрация Президента РФ набрала лишь 12,9 % голосов.

Из позитивных тенденций важно то, что преподаватели, мнения которых привлекались для экспертных оценок, отмечают некоторое улучшение качества преподавания истории и смежных гуманитарных дисциплин, важных для формирования «картины мира» у молодого человека, по сравнению с началом 90-х годов, когда делались попытки ревизии исторического пути России в духе тотального «развенчания». А сами студенты жалуются на недостаток знаний по истории и видят необходимость изучать ее более подробно.

По материалам: Андреев А. Л., профессор (Институт комплексных социальных исследований РАН). Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестник Российской Академии наук. 2005. № 7.

Анастасия Верина

19 июля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×