При этом она держит рекламируемый и, насколько я понимаю, в какой-то мере возглавляемый ею журнал SNC, который расшифровывается как style, news, comments.
Казалось бы, чего удивительного, чему возмущаться? За последние месяцы о Ксении Анатольевне мы узнали многое: о ее мировоззрении, взглядах, об отношении к Православию и Христианству в целом. Высказываний было более чем достаточно, чтобы составить полное представление.
Поэтому повода выступать с комментарием не было бы, если не одно обстоятельство, побуждающее меня это сделать.
В конце июня - начале июля ко мне обратились представители данного издания с просьбой изложить позицию православного священнослужителя на йогические практики. И в духовно-медитативном, и в чисто физкультурном преломлении.
Взвесив плюсы и минусы, безусловно заручившись обязательствами издания о неповрежденности присылаемого им текста и познакомившись с соседствующими материалами сторонников йоги, я написал этот текст (от редакции: ниже мы опубликуем этот текст, считая, что взгляд священника на увлечение йогой не бесполезен и для наших читателей, а заодно предоставляя возможность сравнить текст, который был дан, с тем, который будет опубликован в журнале).
Журнал мне был анонсирован как некое издание, предполагающее работать в стилистике «Большого Города» и сходных по типу СМИ, как избегающее эпатажа и те характеристики, которые мы относим к желтой прессе.
Может быть, по некой наивности, а может быть, по предполагающемуся у христианина наличию благого помысла о всяком человеке, в любом случае, считая полезным высказывать православную оценку тех или иных феноменов в самых разных СМИ, я такой комментарий дал.
Скорее всего, он в журнале опубликован, я сейчас этого не знаю (от редакции: номер журнала не удалось найти ни в одном из самых популярных магазинов периодики), но, безусловно, увидев данное изображение, соединенное с рекламным продвижением журнала SNC, должен заявить о невозможности какого бы то ни было последующего сотрудничества и с данным изданием, и с любыми СМИ, к деятельному участию в которых привлекается госпожа Ксения Анатольевна Собчак.
Об йогических практиках
Прежде всего, нужно понять, что православие, как и католическая традиция, как и ислам, иудаизм и ряд других мировых религий, настаивает на том, что в ряду множественных гипотез об истинном Боге есть гипотеза адекватная и точная. И что мы не просто метафизически рассуждаем, а что мы верим в Того, Кого знаем. Личный Бог в христианстве — это не абсолют, не набор нравственных принципов, не то, что описывается никому не понятным словом «духовность» Это Христос, который сказал, что «никто не приходит к Отцу Моему, как только через Меня» (Ин. 14:6). Мы признаем достоинство и этическую значимость внехристианских религиозных традиций, но при этом мы помним об их ограниченности и нетождественности богооткровенной религии христианства. Это наше принципиальное настояние.
Йога — это система упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека, ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И идея, будто йогой можно заниматься только ради физического здоровья — это, по меньшей мере, иллюзия. В 1970-е годы был известный православный подвижник, иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям, о которых он, несомненно, пока и не догадывается». Отец Серафим не понаслышке знал, что такое йога, поскольку в молодости, до прихода в православие, увлекался восточными философиями.
Вовсе не физические упражнения и позы являются сущностью йоги. Как верно указывают ее адепты, в центре йоги стоит медитация. И тело лишь помогает сконцентрировать ум. Тот же отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Другой подвижник XX века, архимандрит Софроний (Сахаров), который тоже в юности увлекался восточными практиками, пишет о медитации, что «в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу». Это очень важный принцип христианской молитвы — мы общаемся с Личным Богом, а не с неким абсолютом.
Архимандрит Софроний пишет также, что медитация «может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». А в христианском контексте нет ничего страшнее, чем стать чуждым Богу. При отсутствии личной связи с Богом человек, практикующий йогу, обращается внутрь самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — пишет отец Серафим (Роуз). Это принципиальное противоречие с христианской антропологией, которая видит нынешнее состояние человека падшим и нуждающимся в том, чтобы из этого падшего состояния восстать и взойти ко Христу, который поднимает до жизни вечной.
Широко популяризируемая ныне йога обещает своим адептам быстрое достижение духовных плодов. Это очень соответствует современной ситуации, настраивая на потребительский лад, вводит в эйфорию и питает гордыню. Православная аскетическая традиция предупреждает, что путь наших отцов потребует крепкой веры и долготерпения, а наши современники пытаются схватить все духовные дары нажимом и в короткий срок. Такого рода просветление за несколько месяцев и за умеренную плату – это не то, что приемлемо для православного человека и к чему мы можем отнестись даже с согласием.
правда, в последние годы в нём появилась просто ненависть к христианству. Иисуса он считает, прости Господи, "просто великим учителем и йогом"(с), стал он читать после йоги и Блаватскую, и Кроули... и о вопросах веры говорить с ним сейчас уже практически невозможно.
такие вот пироги.
Восточные практики - это не наше. они детища совсем иной цивилизации, иной ментальности, иной религии, иной истории... Это надо чётко понимать и осознавать.
Более (чем Ксения Собчак) вульгарной, неуважительной к людям с другими мировозрениями я не встречала. А ведь хорошо я помню какой был ее отец. И мы к ему относились с уважением. Я даже видеть ее изображение не могу. Особенно после ее " подарка " нашему Патриарху. Какая же она........
Лариса Николаевна. 66 лет. Живу в Москве.
Если заниматься йогои как философиеи для самосовершенствования,
может быть опасно, потому что, упрощенно выражаясь, основная идея
- "Ах какое блаженство знать, что я совершенство."
Для Православного человека это неприемлемо и губительно.
Спасибо автрору за интересную статью.
Всем здоровья и крепости,
Спаси Господи.
Пилатес, стречинг (растяжка) на 80% состоит из элементов йоги, ЛФК тоже во многом.
Упражнения типа "На зарядку становись" могут быть не очень полезны людям
с больным позвоночником.
Очень рада за уважаемых читателеи что они так оптимистично настроены против йоги -
это просто говорит о том, что у них нет серьёзных проблем с позвоночником!!
Упражнениями занимаюсь с 6 лет. Очень благодарна своей преподавательнице,
учительнице физкультуры в Советскои тогда еще школе, она нас муштровала до семи потов три раза в неделю.
Ни о каких медитациях, разумеется, речи не идет, даже не знала раньше, что упражнения называются осанами.
В Советскои школе это называлось Лечебнои Физкультурои. Позже увидела в книгах, что это была в основном йога.
Один единственный раз ходила на йогу с целью просто отдохнуть и набраться сил (физических, не духовных!), о чём и сказала интсруктору перед началом, что и получила. А девушка, которая перед началом сказала, что йога открывает ей какие-то новые ощущения, она перестала бояться эксперементировать в интимной близости, и сегодня тоже пришла за новыми ощущениями, после занятий не смогла самостоятельно подняться с пола. После чего инструктор имела с барышней длительную личную беседу, и барышня, насколько я знаю, ходить на йогу перестала.
Просто йога, трезвая, действительно, оздоравливает. Что вызывает естесственную ревность у всех остальных.
У меня был кифосколиоз. Помогла обычная ЛФК без всякой йоги. Только долго, мучительно и регулярно, при условии, что кости ещё с возрастом не задеревенели. А для растяжки есть простой стретчинг. Спортсмены его, например, делают для разогрева мышц.
Кроме йоги современные спортклубы предлагают:
- лечебную физкультуру
- пилатес (где никакой медитации нет, это я знаю по собственному опыту)
- массаж (это ещё и в поликлиниках есть)
- любые другие занятия с элементами растяжки
Почему же именно йога, как будто на ней свет клином сошёлся?
Для тех,у кого есть проблемы со спиной,существуют прекрасные упражнения. Моей маме в свое время помогли простые уражнения. Полагаю,она и не подразумевает,что существует йога.
Несомненно, что цели йоги, реальной йоги, противны православию. НО. То, чем занимаются у нас в стране, называя это словом "йога" - это просто ОФП в 99% случаев. Далее первой, примитивной, стадии "фиизческих упражнений" проходит ничтожно малое количество людей. Просто потому что этим надо очень серьезно заниматься ГОДАМИ. Практически уверен, что в России, даже те немногие, кто пришел в йогу с целью достичь самадхи (а не просто как на гимнастику), не дойдут даже до начальных духовных ступеней, учетывая собственный генотип, менталитет окружающих, климат и ритм жизни, да и знакомиться с йогой начинают лет в 20-30 - поздновато.
И, есть еще такое соображение. Любой человек ничего не знающий о йоге, разминаясь или потягиваясь, выпоняет (иногда довольно чисто) некоторое количество асан. А если взять любую "светскую", не имеющую духовного наполнения, систему упражнений, составленную выпускниками физкультурных вузов - она в значительной части будет пересекаться с элементами йоги, но при этом без всяческой идеологической нагрузки. Но ведь никому не приходит в голову осуждать потягивание, или систему растяжки после выполнения силовых упражнений.
Очень помогают при сколиозе и других проблемах с позвоночником.
Медитировать никто и не собирается, а растяжка снимает боли..
http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose01.htm
И я это знаю по себе, всё точно. Путь в погибель.
Это, в моем случае,подтверждено практикой.У меня работа, семья, без йоги я физически не справляюсь со своими обязанностями.Что, уважаемые сященнослужители, мне делать?
Спасибо, что напечатали эту на православном портале.
Прояснила для себя правильное отношение к йоге.