«Право на бесчестье»

Не я первый, не я последний, кто цитирует и рассуждает о формуле, предложенной Ф.М. Достоевским и очень точно характеризующей наше время. Писатель-провидец не раз ее употреблял – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в XXI веке.

Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину:

«– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.

– Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин. – Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»

И вот что любопытно: слово «право» в этой формуле у Достоевского и его героев было субъективным понятием, относящимся к личной свободе, наша же эпоха пытается закрепить это «право» как объективное, то есть возвести его в мировоззренческое кредо и даже буквально его внести в законодательство.

Это показали дискуссии последних месяцев по поводу изменения статей законодательства о клевете и об оскорблении чувств верующих.

Противники наказания, тем более его ужесточения, за клевету и оскорбление приводят массу доводов, которые выглядят как отстаивание незыблемой свободы человека выражать свое мнение по любому поводу, распространять свои взгляды, проводить журналистские расследования, критиковать властные и религиозные структуры, действия и слова представителей всех ветвей власти, религий и христианских конфессий. Самых яростных противников закона мы без труда найдем среди правозащитников, оппозиционно настроенных сограждан, журналистов, либералов всех мастей.

Казалось бы, правозащитники и либералы должны были бы все до единого поддержать законы – ведь речь идет о защите человека от унижения, попрания его достоинства и чести, «опорочивания» (юридический термин) репутации, о неприкосновенности его личной жизни, об ограждении личности от психологического насилия и намеренного нанесения обиды и, наконец, о защите свободы совести и права на почитание своих святынь. Эта часть наших сограждан нередко призывает всех остальных копировать западные подходы к пониманию свободы человека. Но именно на Западе и в США в этом отношении законодательство, по крайней мере – за клевету, более жесткое, чем у нас.

Любому, кому интересна эта тема, можно посоветовать самостоятельно набрать в поисковых службах Интернета слова «клевета» и «оскорбление» и удостовериться, что на протяжении веков в законодательстве многих стран выработаны четкие границы, отличающие критику от оскорбления, мнение от клеветы, журналистское расследование от заведомой лжи. Здесь можно найти юридически обоснованные определения таких понятий, как честь, достоинство, репутация. Юристы прекрасно знают, чем отличается умаление достоинства личности от унижения, что оскорбление личности может быть по профессиональным, национальным, религиозным, конфессиональным и др. признакам, что клевета не тождественна диффамации и многое другое.

Интересным мне показался тот факт, что после революции 1917 года сократилось количество статей за оскорбление и клевету (раньше их в России было соответственно 7 и 4) и существенно уменьшилось наказание за них: классовая борьба и планомерное уничтожение личности в СССР диктовали свои принципы в этом вопросе. Как говорят блоггеры, «совок неистребим».

Тот, кто интересуется, как обстоит дело с оскорблениями в США и на Западе, узнает историю, например, как поплатился работой и карьерой известный американский журналист Марк Гальперин, обозвавший в прямом эфире президента Барака Обаму «придурком». Или про то, как британские власти обратились к администрации «Фейсбука», чтобы они удалили грязные ругательства в отношении английской королевы в антимонархистском интернет-сообществе. Он может узнать, какой срок присудил французский суд молодому человеку, словесно унизившему президента Николя Саркози во время встречи с избирателями.

Правоведам и профессиональным юристам просто смешны все наши доморощенные неквалифицированные дискуссии, которые выглядят в их глазах пустой болтовней.

В обсуждениях поправок к закону об оскорблении, проводимых на радио и в телешоу, наблюдается постоянное желание противников закона довести понятие «оскорбление» до абсурда: мол, вот, посмотрите, что хотят нам навязать эти «церковники». Например, московский радиоканал предложил слушателям высказаться по поводу того, какой должна быть длина юбки, чтобы не оскорбить чувства верующих. Или другой пример: на одном из телешоу обсуждалось, какой срок мог бы получить Ф. Ницше за высказывание «Бог умер». Оппоненты, конечно, могли бы рассказать, что мыслитель перед смертью провел 11 лет в психиатрической клинике, потеряв рассудок, но главное, что могли сказать оппоненты, это то, что закон многих стран квалифицирует «оскорбление» как «выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство». По этим признакам ни Ф. Ницше, ни другие критики христианства или иной какой религии никаким образом не подпадают под соответствующую статью. Но это юридическое объяснение термина «оскорбление» намеренно опускают противники поправок.

И еще одно важное замечание. Закон об оскорблении религиозного чувства естественно вытекает из основополагающего документа нашей страны. Конституция РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21); «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23); «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ст. 29).

Впрочем, в обсуждении понятия «оскорбление» есть то, что пока объединяет многих людей с разными взглядами, – это неприятие оскорбления, когда речь идет об этносе, о расе или национальном происхождении. В обществе считается особенно зазорным демонстрировать свою вражду и ненависть к какой-то национальности.

В России, по опросам общественного мнения, неприятие того или иного народа – опять-таки, пока – ниже среднего показателя по Европе. Даже русские националистические партии и патриотические объединения в первую очередь заявляют о своей лояльности к другим нациям, но скрупулезно подсчитывают факты дискриминации русских. Мы все знаем эти обидные слова, которые иногда слышим в отношении «понаехавших»… Это, так сказать, «бытовая» ксенофобия, не идеологическая, не зоологическая. Но разговор не об этом, а о том, что мы все прекрасно понимаем, что значит оскорбить русского, цыгана, чеченца, еврея, татарина, эстонца, таджика. И у нас, в общем-то, нет никаких разночтений в понятии оскорбления или унижения человека по национальному признаку. В чем же трудности, когда речь заходит о христианине, иудее, мусульманине?

Я уже писал в другой статье об этой проблеме и сделал предположение, что дело здесь в реванше атеистической идеологии, господствовавшей в СССР и потерпевшей временный крах на рубеже 90-х годов ХХ века. Конечно, и это играет свою роль в событиях 2012 года. Но тогда причем здесь закон о клевете? Что-то есть еще.

Предложу свою версию, с которой, возможно, многие не согласятся. По моему убеждению, мы имеем дело с мировоззрением верховенских и ставрогиных, которые по ряду причин выбрали нашу страну, наше общество и нашу культуру для своих экспериментов. И именно здесь реализуется проект грандиозной смуты, тотального нигилизма, ведущего борьбу всех против всех, против любых традиций, против культуры, против личности. Этому мировоззрению мерещатся репрессивные признаки в любой организованной структуре – будь это семья или школа, государство или культура, религия или закон, интеллигенция или армия. Именно против них здесь ведется борьба, не гнушаясь любыми средствами. Для носителей этого мировоззрения (и этой смуты) не существует никаких табу, никаких запретов, никаких норм. Приверженцы этого мировоззрения живут в нашей стране по принципу «чем хуже – тем лучше». «Право на бесчестье» становится актуальной реализацией принципов этой идеологии.

Задача каждого добропорядочного человека, независимо от его социального статуса, культурных предпочтений, религиозных взглядов или отсутствия оных, не только противостоять этой могущественной силе, но ничем в своих словах и действиях не способствовать ее расползанию по душам наших соотечественников. Это чревато чудовищными последствиями.

Некоторые считают, что поправки к закону защищают только верующих людей и репрессивны по отношению к неверующим – атеистам и агностикам. Это, конечно, ошибочное мнение. Закон защищает человека, личность. И направлен он на ограничение разнузданности и вседозволенности хама.

Юристы считают, что оскорбление направлено на умаление достоинства личности и оказывает негативное влияние «на самооценку человеком своих качеств, свойств, своего места в обществе, на осознание человеком своей значимости в той социальной группе, в которую он входит, своей ценности как личности в сфере своей деловой, профессиональной, политической, религиозной и т.п. деятельности». И еще один нюанс: в комментарии к Уголовному кодексу РФ указано, что оскорбление отрицательно воздействует на психофизическое состояние и здоровье лица. Таким образом, оно носит травмирующий характер.

Большинство правоведов утверждает, что оскорбление попирает достоинство человека как части общества, поэтому в законодательстве, например, Франции оскорбление человека, находящегося на государственной службе, квалифицируется как «посягательство на уважение, которое ему надлежит оказывать в связи с возложенными на него функциями», – за это, помимо большого штрафа, назначается тюремное заключение на шестимесячный срок. В Польше наказание за «квалифицированное» оскорбление предусмотрено в виде ограничения или лишения свободы на срок до одного года.

***

Особо хочется обратиться к моим собратьям по вере.

В дискуссию об оскорблении чувств верующих включились сами верующие, которые также разделились на поддерживающих закон и критикующих его. Действительно, нас много, и мы все разные. Однако призываю прислушаться не только к моим доводам, но и к Священному Писанию.

У критиков последнего закона об оскорблении чувств верующих есть два аргумента, которые выглядят со стороны весьма убедительно. Первый – это то, что «меня лично ничего не оскорбляет» и что «веру (Церковь, Бога) оскорбить нельзя». В подобных высказываниях есть то, что в определенной среде называют «пофигизмом», а по сути – моральным релятивизмом, переходящим в откровенный цинизм. А если при тебе оскорбляют старика, женщину, нацию, защитника Отечества – тебя это тоже не волнует? А как ты будешь относиться к тем, кто, рассевшись удобно на диване с попкорном в руках, наблюдает, как унижают твоего отца, поносят мать, издеваются над твоими детьми, женой, братом?

Общественный цинизм в России как массовое явление стал предметом особого изучения социологов. Они объясняют его реакцией «на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворенностью результатами его деятельности», а также механизмом «адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования». Правы ли социологи или нет, это еще вопрос, но в результате мы имеем нигилистические оценки любых действий государственных институтов, враждебность к любым авторитетным фигурам, утрату ценностных ориентиров, неверие в благие мотивы людей в целом. При этом наблюдается положительное отношение к тем, кто презирает нормы общественной морали и демонстрирует агрессию к религиозным, культурным и этическим ценностям.

В этой круговой поруке хамства и цинизма в отношении любой личности, вандализма в отношении государственных, общественных и религиозных святынь христианин, конечно же, не должен участвовать, но этого мало: он обязан заявить свое неприятие этих явлений в общественной жизни или уж, по крайней мере, поостеречься демонстрировать свое пренебрежительно-брюзгливое суждение о тех, кто защищает человеческое достоинство и святыни.

Второй аргумент против принятия поправок – это расплывчатое определение понятия «оскорбление чувств верующих». Действительно, любая конкретизация понятия «чувства» потянет за собой дискуссии по каждому слову. Но по такому принципу можно дезавуировать несколько десятков статей УК, где упоминаются психологические качества человека. Для этого и существует суд, который должен принять во внимание все обстоятельства дела: мотивы, умысел, последствия. Если оскорбление было выражено в неприличной форме и целью его было унижение чести и достоинства личности по признаку его веры, то преступление налицо. В законодательстве многих стран суть «неприличной формы» объясняется как особо унизительные оценки со стороны оскорбителя, грубо нарушающие элементарные правила приличия и противоречащие правилам общежития и морали.

Но если и это объяснение не вразумляет оппонентов, то посоветую заменить слова «оскорбление чувств верующих» на «оскорбление национальных чувств», слово «верующих» заменить на слово «русских», или «евреев», или «армян», или «татар» – тогда все встанет на свои места.

Одним из доводов противников поправок является аргумент, что в европейских законодательствах отсутствует понятие «оскорбление чувств верующих». Конечно же, это не так. Например, в статье 196 УК Польши предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств других лиц, публичное осквернение предмета религиозного почитания или места, предназначенного для публичного исполнения религиозных обрядов.

Теперь посмотрим, как Священное Писание относится к предмету наших рассуждений. Понятно, что Ветхий и Новый Заветы не являются критерием для светского законодательства, но для христиан Священное Писание и Предание есть самое важное мерило нашего отношения к хуле на Бога и к оскорблению человека по религиозному признаку.

Апокалиптический зверь с семью головами, выходящий из моря. На каждой голове его – имена богохульные. Фрагмент миниатюры Геррады Ландсбергской, конец XII века
Апокалиптический зверь с семью головами, выходящий из моря. На каждой голове его – имена богохульные. Фрагмент миниатюры Геррады Ландсбергской, конец XII века
В апокалипсическом видении апостола Иоанна Богослова есть описание антихриста («зверя») с семью головами, выходящего из моря. На каждой голове его – имена богохульные. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13: 6). Толкователи Книги Откровения считают, что в этой аллегории говорится о действиях богоборческой власти перед концом света. В той же главе говорится и о нас, грешных, – о тех, кто поклонится этой власти («их имена не написаны в книге жизни». – Откр. 13: 8), и о тех, кого уведут в плен и кто будет убит мечом («здесь терпение и вера святых». – Откр. 13: 10). Каждому решать – с кем мы.

Ветхий Завет однозначно решает вопрос о хуле на Бога. Многочисленные упоминания об оскорблении Бога можно суммировать одной цитатой: «Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти» (Лев. 24: 15–16).

Жена Иова Многострадального в желании избавить от мучений самого Иова предлагает ему «похулить Бога», чтобы умереть. «Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2: 10).

В Новом Завете говорится об участи тех, кто хулит Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12: 31–32).

В книге иеромонаха Арсения, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря («Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого»), собраны толкования святых отцов и церковных писателей на это место Евангелия. В конце книги автор суммировал все толкования:

«Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние».

Теперь об оскорблении человека. В Нагорной проповеди все расставлено по своим местам: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 22). Святитель Иоанн Златоуст поясняет выражение «напрасный гнев», говоря, что Господь осуждает гнев без причины, по самолюбию, по гордости или зависти к ближнему. Что же касается слова «рака», то здесь есть разночтения. Тот же святитель Иоанн Златоуст считал, что это оскорбление («пустой человек») не составляет большой обиды; оно выражало презрение или неуважение к человеку. Блаженный Августин, напротив, переводил это слово именно как гневное оскорбительное восклицание; преподобный Иероним полагал, что оно обозначало унизительное прозвище («пустой, безмозглый»). Каковы бы ни были толкования и переводы, святые отцы сходились в одном – Господь за это оскорбление человеческого достоинства, унижение его личности взыщет строго.

На вопрос, как нам, христианам, относиться к оскорблениям в наш адрес, находим ответ в послании апостола Павла к фессалоникийцам: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели…» (2 Фес. 1: 6–9).

Но в то же время в Деяниях апостольских пересказывается история пророка Моисея и с некоторыми подробностями тот случай, когда Моисей, воспитанный в семье египетского фараона, увидел, как одного из «братьев своих, сынов Израилевых», обидел египтянин. Тогда он «вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина» (см.: Деян. 7: 23–24).

Священное Писание однозначно призывает христиан не мстить за оскорбление, но уповать на праведного Судию и – самое большое – оскорбляющим «воздать скорбью». Однако когда при вас обижают братьев по вере, следует вступиться и защитить их.

И еще. В вопросах к исповеди есть и такой: не предал ли немощного в руки сильного? Таким образом, защита человеческого достоинства, отпор богохульству и святотатству входят в обязанности христианина. И, напротив, право на бесчестье является измышлением того, кого в христианской традиции принято называть «врагом рода человеческого».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования «Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования
Беседа с профессором Михаилом Шаховым, членом экспертного совета при комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
«Либеральная общественность» с одобрением относится к существованию законов, жестоко карающих за оскорбление разных меньшинств – национальных, религиозных, сексуальных. Но должны быть законы, защищающие и от глумления над христианскими святынями и ценностями. Другой вопрос – это оценка конкретного законопроекта.
Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»
Текст законопроекта.
Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго
Иеромонах Арсений (Писарев)
Грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем?
Комментарии
Евгений17 июня 2013, 14:49
Ничего более мерзкого, напрвленного против Церкви и придумать нельзя!

Ибо:

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах".

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

Н.Н.11 ноября 2012, 21:07
ОЛЕГ
"А вы хотите заткнуть человеку рот, человеку, который (если судить по-христиански) находится в заблуждении и душевно страдает. Проявляя опять и опять те недостатки, за которые вас и критикуют и которые вы упорно не хотите видеть и признавать".

Олег, разве разговор идет о запрете критики? Больше, чем церковные люди критикуют сами себя, их никто не критикует!
Одно дело, когда "заблуждающийся и душевно страдающий человек" критикует священника, архиерея, Патриарха (не понимая, какой жар он согребает на свою несчастную голову)- это его личное дело, что ж - вольному - воля!; и совсем другое - когда он оскверняет храм, глумится над Христом и рубит иконы!
Разница очевидна! Странно, если Вы не видите её.

Олег10 ноября 2012, 23:52
У очень многих людей (у большинства) традиционные религии и их представители вызывают, скажем так, смешанные чувства. У некоторых, особо чувствительных либо же как-то пострадавших от фанатизма, навязывания, запугивания, догматизма, нетерпимости к инакомыслию и прочих "достоинств" религиозности - существует на её счёт собственной мнение, основанное на собственных чувствах и опыте. А вы хотите заткнуть человеку рот, человеку, который (если судить по-христиански) находится в заблуждении и душевно страдает. Проявляя опять и опять те недостатки, за которые вас и критикуют и которые вы упорно не хотите видеть и признавать.

Навязанные религии принесли много страданий человечеству. Читайте историю, если забыли.
r.b.Anna22 октября 2012, 05:35
России давно пора решить, какой страной она хочет быть: "демократической" как Запад и США,
или православно-христианской страной под Божим руководством?
Александр Н.17 октября 2012, 02:52
Сергею А.:
"Статья о защите прав и чувств верующих - необходима."

Да у нас, коли мы хотим быть Христианами, одно право - положить живот за Христа и ближних. Да и то - для этого еще потрудиться надо. Это же просто лживо - статья о защите чувств верующих (причем не важно во что верующих). Мне один атеист недавно сказал - "меня вот раздражают и оскобляют изображения прибитого ко кресту человека на разных выставках, на плакатах и баннерах". Как мы будем проповедовать Христа-Истинного Бога, если мы законом приравниваем Православие и все остальные верования? Никак. Соглашаться с этим приравниванием, выступать в поддержку этой статьи - не есть ли предательство Истинного Бога?

Почему иерархия Церковная, казаки и все верные Христиане не потребуют от власти ввести статью за Хулу на Бога и Церковь? Почему не потребуют ЗАКОНОДАТЕЛЬНО признать Россию страной, хранящей веру Православную? Что мешает быть честными до конца?

Не чувства верующих нам защищать нужно. Мы что, особо ранимые что ли? Нужно элементарно, чтобы люди не хамили друг другу. И чтобы НИКТО не смел хулить в России имя Божие и Церковь Его. И любая пропаганда греха должна быть уголовно наказуемой. Только так. Все остальное - возня политкорректная, "и вашим, и нашим". Пора уже определяться, с Кем мы.


Горемыка17 октября 2012, 00:53
Николай. "никакими подобными законами этого не исправить - они будут работать на антихриста".

Совершенно верно! Иудеи ведь ждут Машиаха? Ждут благоговея.
Как Христианин я знаю о том, что их машиах "сын погибели". Если я об этом теперь заговорю, то тем самым оскорблю чувства правоверных иудеев.

Братья и сёстры! Достаточно просто посмотреть, кто вам указывает, когда и на что именно вы должны оскорбляться.
Это Соловьев, Малахов и им подобные верующие, чьи чувства были сильно оскорблены.
Николай16 октября 2012, 13:05
Сергей А. Вы -козак и говорите словами великого Бульбы! Но должен Вам заметить,что казаческие методы защиты с успехом использовали большевики,сначала против самих казаков,а потом против всей Церкви. При этом было хорошо разработанное законодательство,защищающее вероисповедания империи... Подавляющее большинство на него и надеялось,а большевики над этой "надеждой" нагло посмеялись! Вы предлагаете механически реанимировать подобную "надежду",будто не было печального исторического опыта и нет возможности построить наше общество на христианских принципах братско-сестринской любви ,жертвенности и взаимопомощи?!. Коими Новомученики и Исповедники и отстояли существование России. Знайте же,если это невозможно,то мы не выдерживаем исторического вызова и никакими подобными законами этого не исправить - они будут работать на антихриста.
Сергей А.15 октября 2012, 16:19
Скажу просто, словами священномученика Киприана Карфагенского: кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Вокруг этого и надо все выстраивать. Не философствовать (а попросту - словоблудить), а защищать свою веру и Церковь до положения живота. Статья о защите прав и чувств верующих - необходима. Потому что она вынужденно введет в рамки закона особо распоясавшихся, диких нелюдей. Исповедовать же Христа не мешает никто и ничего. НИКТО не может воспрепятствовать вам исповедовать свою веру перед лицом языческого, и даже -богоборческого мира. Пример тому, сонм новомучеников и исповедников Российских, да и сам отец Даниил. Все эти рассуждения, типа: как я смогу, при наличии этой статьи, назвать истинной религией, скажем ислам, чужие заблуждения и отстаивать свое православие... С таким подходом, просто уверен, ничего вы отстаивать не будете никогда: ни при наличии статьи, ни при ее отсутствии. Все дело в духе, готовы ли вы умереть за Христа или нет. А соломки подстелить, чтоб "помягше" было, НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Полностью поддерживаю отца Владимира.
Кафолик15 октября 2012, 15:41
Татьяне. Имени своего я пока не знаю(Откр.2.17). Небесный покровитель - архиепископ Мир Ликийских чудотворец. Семейное положение - безбрачен,потому что ленив,поэтому же - нестяжателен,но пока непослушен,т.к.боюсь явления новых исидоров ,введенских и прочих подобных "деятелей",которые приходят не за телом,а душой. Вы говорите о монашеском послушании по вере,когда Господь за это открывает чрез священника или монаха или праведника ему Свою волю. Архимандрит Софроний Сахаров хорошо описал это в своей книге о прп. Силуане Афонском,изложив учение последнего об этом,которое вполне церковно. Но это великий святой вселенского масштаба,который идет за Господом - куда бы Тот ни пошел. А для других прямое откровение может оказаться смертельным. К тому же в наше время младостарчества,безлюбовного авторитаризма и недостаточного понимания жизненных глубин даже иерархами,безрассудное послушание - крайне опасно! Жить можно по совету опытных,сличая его с Писанием,осторожно и неспешно познавая себя,свои немощи и смиряясь(Лк.14.28-35). А то окончательно инкубаторными журавлями станем и прямиком в Талмуд или шариат или христианский коммунизм или оргастический либерализм,или оцефруемся. Цифровое то - цифровое это - цифровые мы... Не дай Бог!
Татьяна14 октября 2012, 22:34
Кафолику
Возлюбленный брат, чтобы общаться с Вами, хотелось бы знать имя, данное Вам в крещении.
Что же касается поддержки своей Церкви, то есть такое понятие в православии как послушание, и, если паства будет верна своим пастырям, то Гоподь не даст Церкви уклонится с правильного пути.
Олег из Тулы14 октября 2012, 20:38
Спасибо Ивану за глоток свежего воздуха.
Н.Н.14 октября 2012, 13:22
ГОРЕМЫКА
"Если вы считаете что имело место и планировалось именно оскорбление, покажите не выводы следствия, а материалы, на основании которых можно говорить о заведомой подготовке конкретно оскорбления и кощунства.
Я на протяжении всех комментариев призываю кого-нибудь это сделать".

По материалам следствия и были сделаны выводы! Затребуйте материалы дела, а на этом сайте их никто опубликовать не может! Кстати, адвокаты не смогли опротестовать сам факт, что ИМЕННО такие материалы и были изъяты.
И не верующие их осудили, а ГОСУДАРСТВО, ЗАЩИЩАЯ СЕБЯ! А Вы думаете, что суд вынес приговор, защищая чувства православных?
Людмила13 октября 2012, 09:32
Спасибо, отец Владимир за статью, особенно за ту ее часть, где Вы показываете, как эта проблема смотрится в свете Священного Писания. Спаси Вас Господь.
Геннадий - либерал13 октября 2012, 08:21
Дмитрию (10.10.2012г).
Вы не можете всем и лично мне объяснить:
1. Почему мусульмане зло?
2. Почему либералы хуже мусульман?
Судя по всему, Вы человек "некнижный" и чуждый пустых размышлений, поэтому не стесняйтесь, покажите своими словами.
И пожалуйста, если будет время почитайте Евангелие, особенно те места, где наш Господь Иисус Христос учить Апостолов, как следует относиться друг к другу, и как те, после, в свою очередь, учили первых христиан строить отношения друг с другом в Церкви.
Для подсказки направления исследования предлагаю принять к внимание следующую мысль:
- наличие у человека собственного мнения, которое не нравиться лично Вам, не говорит, что этот человек носитель зла, так как для этого вердикта надо подождать Суда Божия, но это говорит о том, что этот человек - личность, кстати человек Иисус Христос тоже был личностью.
Виталий Я-ЗА13 октября 2012, 04:03
Горемыка:
"Я читал материалы обвинения.
В чем именно выразилось оскорбление верующих и кощунство?
...
У меня тоже знакомые мусульмане и не только из России, но и арабы ...
Для начала стоит поучиться отношению к святыне. ...
Ведь эти же самые люди на днях в первом чтении приняли закон о патронате (с почином ювеналки вас),
... активно проталкиваются и другие не менее гадкие законопроекты. Задумайтесь и ищите кому выгодно..."

Горемыка,
представьте, что Ваши вопросы обоснованы, правомерны, заслуживают внимания.
Тогда вопрос - докажите (обоснуйте), что Бог есть.
Если Бог доказательно есть, то есть доказательно и святыни. Если доказательно есть Бог и святыни, то есть доказательно (в Вашем понимании доказательно) оскорбление.
Не можете доказать существование Бога? - к чему Ваши смешные вопросы тогда? Плюй в глаза - все божья роса?
Прочие Ваши вопросы аналогично вызывают Вопросы.
К чему Вы поминаете арабов? Вы не в России живете? - речь вообще-то о российском законодательстве.
И Ваша последняя фраза тоже про Вас, в том числе - Ваши выгоды от задавания своих вопросов? Или выгоды только у других, проталкивающих всякие гадкие (пренепременно) законы?

Василий12 октября 2012, 21:09
Насчет Киркорова - согласен с Горемыкой. Стоит добавить, что ради него одного (и гостей) храм закрыли для простых прихожан - в праздник Вербного воскресения!
светлана12 октября 2012, 19:03
Это не пофигизм. Моя вера внутри меня. Доступна мне одной. И на концерты, фильмы и пр., которые мне не нравятся - не пойду, а пойдя и увидев неприличное в моем понимание - уйду, и с сайта уйду как можно быстрее. То что сейчас происходит вокруг веры - истерия и перетягивание канатов.
Дорогие писатели, вы что увидели все это только сейчас в 2012 году? Когда выросло поколение "пепси"? Когда, увидев на трассе перевернутую "ниву" с погибшими пенсионерами - тетки устраивали танец живота? Когда воцарил в стране при этом поколении "долларовый идол" по словам Ю.Березовой? Пока не сказали "фас" мирские - не видели?
Поэтому уважения к вашим статьям нет. Да и читать не интересно.Потому что от ваших статей несет холодом.Души в них нет.
Николай12 октября 2012, 09:28
Уважаемый Александр Н. Сатана не может покаяться,потому что он параноидальный шизофреник. Узы мрака,в которых его и ему подобных содержит Господь - это и есть эта духовная болезнь. Но надо заметить,что Бог любит его также как меня и вас и великие подвижники стяжали дар преломления божественной любви даже для него(посмотрите "Игры разума" о Джоне Нэше). Иначе зачем Церковь, несущая ответственность за весь(!) мир и все мы. Внимательно посмотрите на икону Богородицы "Взыскание погибших" - там ни капли осуждения. Сон епископа РПЦЗ 20-х годов: видит русскую деревню,все никакие во грехах,хотел обличать,наставлять,но чувствует только хуже будет. Вдруг идет св.патриарх Тихон,излучая кроткую,безмолвную любовь и народ нач.оживать и хотеть жить,тут и проповедь стала уместной. Перечитайте житие сщмч. Арсения Мацеевича о его безкомпромиссной борьбе с императрицей и гос.машиной против ее церковной политики. Лишение сана,монашеского пострига и заточении его в одиночку... В итоге он одержал духовную победу. Или об академике Легасове,как его довели до самоубийства,а потом звезду героя - за мужество,стойкость и героизм.
Марина Р.12 октября 2012, 07:55
Полностью поддерживаю Ольгу и спасибо за статью!
Горемыка12 октября 2012, 05:55
Н.Н.
"Прочитайте (или прослушайте) материалы Обвинительного заключения."

Вы знаете, я специально перечитал, чтобы так сказать освежить в памяти. Там нигде не обосновывается чем именно и конкретно по каким признакам выявлено, а просто даются выводы, что они нанесли оскорбление чувствам верующих и действовали исходя из вражды. То, что они сами заявляют обратное, игнорируется. Комментировать это даже нет особого желания, поскольку сквозит предвзятость и заранее прослеживается вектор заданный следствию. Причем свидетели, эксперты и обвинители, оказываются довольно далекими от Православия и традиции, если не сказать большего. Это видно по натянутости и топорности их умозаключений, странно, что вы этого не замечаете. Может вы недостаточно внимательно читали (слушали), данные материалы?
Горемыка11 октября 2012, 23:54
Н.Н.
"...совершенно ОДНОЗНАЧНО говорят о том, что ОСКОРБЛЕНИЕ верующих и кощунство готовилось группой лиц"

Я читал материалы обвинения.
В чем именно выразилось оскорбление верующих и кощунство?
Если вы считаете что имело место и планировалось именно оскорбление, покажите не выводы следствия, а материалы, на основании которых можно говорить о заведомой подготовке конкретно оскорбления и кощунства.
Я на протяжении всех комментариев призываю кого-нибудь это сделать.

"Во- первых, это вульгарное передёргивание (есть у меня знакомые мусульмане)..."

У меня тоже знакомые мусульмане и не только из России, но и арабы и поверьте, я знаю о чем говорю. Это хорошо, что вы понимаете, что нам есть чему поучиться. Для начала стоит поучиться отношению к святыне. Научиться гнать с амвона и вообще из Церкви всякое непотребье, а не пускать пар на информационные разводки, давая повод отнюдь неверующим и радеющим далеко не о нашем с вами благе людям проталкивать странные законы.
Ведь эти же самые люди на днях в первом чтении приняли закон о патронате (с почином ювеналки вас), несмотря на все протесты, активно проталкиваются и другие не менее гадкие законопроекты. Задумайтесь и ищите кому выгодно...
Н.Н.11 октября 2012, 19:36
ГОРЕМЫКА
"При этом не удовлетворяет ему и выходка девиц, также они заявили, что не имели заведомо умысла к оскорблению верующих, что собственно было выяснено в суде, но проигнорировано".

Простите великодушно, но Вы тиражируете ложь. Материалы, которые изъяли у этих пипи-к (компьютерные файлы, бумажные носители и видео)совершенно ОДНОЗНАЧНО говорят о том, что ОСКОРБЛЕНИЕ верующих и кощунство готовилось группой лиц, по предварительному сговору, совершенно сознательно, да ещё и с обсуждением, как бы это ПОГАЖЕ сделать. Прочитайте (или прослушайте) материалы Обвинительного заключения.

" Для мусульманина ваша одежда и ваш тон разговора с мужчинами, вообще всё ваше поведение сплошное неприличие и оскорбление его чувств."

Во- первых, это вульгарное передёргивание (есть у меня знакомые мусульмане);
а во-вторых, уж если честно смотреть правде в глаза, стоило бы нам, православным женщинам, поучиться кое-чему у их женщин, а вам, православным мужчинам - у их мужчин!
И ничего зазорного или оскорбительного в этом нет! Учиться не стыдно.

Александр Н.11 октября 2012, 18:18
Николаю: почитайте еще раз определение греха против Святого Духа в статье отца Владимира, они очень хорошие. И еще - грехи простятся человеку ТОЛЬКО если он покается. В том-то и ужас греха против Святого Духа, что этот грех слепит человека и препятствует его покаянию. А значит и прощения ему нет. Именно поэтому и нужно жестко наказывать за этот грех, совершаемый публично. В надежде, что осужденные благодаря наказанию все же смогут раскаятьс и "в разум истинны приити".

Н.Н. писал "Вас обяжут НЕ ОСКОРБЛЯТЬ другие религии".
Религии нельзя оскорбить, как нельзя оскорбить кошку, памятник Пушкину и т.п. Оскорбить можно последователей религии (хозяина кошки, поклонника Пушкина).

А последователь ислама вполне может оскорбиться от проповеди Христа как Сына Божия и Бога. Алексей это понимает. Хотя и так глубоко воцерковлен как мы с Вами (это ирония). Дай Бог и нам всем это понять.

Иван11 октября 2012, 12:53
Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Гл. «О ревности душевной и духовной»

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни обличать его, не дерзни учить его, не дерзни осуждать и укорять его! Это деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения, гордыни. ...

Так как безрассудные ревнители в начальную причину своей ревности выставляют веру, то да знают они, что истинная вера[671], а следовательно, и истинная ревность должны выражаться в смирении пред ближними и в милости к ним. Предоставим суд над человеками и обличение человеков тем человекам, на которых возложена обязанность судить братии своих и управлять ими....
Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний. Последствиями слепой и невежественной ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится - тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия и самомнения.
Иван11 октября 2012, 12:52
Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Гл. «О ревности душевной и духовной»

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие Монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами....
Максим11 октября 2012, 12:50
Здравствуйте, участники обсуждения!

Прочитав статью и комментарии к ней, заметил, что там и там встречается такая мысль: представьте, что с Ваших близких как-то унижают, оскверняют могилы родственников и пр. - неужели Вам будет все равно?

Ну, хорошо...а если представить немного иную картину. Вот вернемся лет на 80 назад. Прямые предки некоторых из нас собственными руками рушили храмы, оскверняли алтари, убивали и мучили монахов, священников и мирян. Вопрос: в своем сердце Вы искренне считали бы их достойными ада? Ваше бы сердце не сокрушалось бы о их посмертной жизни? Вы бы не молились о них?

Думаю (надеюсь), что все же к родным - даже и таким - сердечное сокрушение и жалость все же бы присутствовала, а не сухая законническая позиция - виновен, похулил Церковь - да гореть тебе в аду.

Все же родственников мы любим больше, чем незнакомых людей. И двойные стандарты все же есть...но,думается, что от них следует избавляться в сторону любви. Стандарт один - любовь. И если у нас не хватает этой любви для тех, коих именуем мы "ближними", то здесь уже и наша вина, наш повод для покаяния, наш простор для духовного роста.

Кафолик11 октября 2012, 12:45
Позиция Церкви поняте очень не простое. Напр. Во время монофелитской ереси православную позицию отстаивали лишь двое - прп. Максим Исповедник и патриарх иерусалимский Софроний. Во время Ферраро-Флорентийской унии ее отверг лишь один иерарх - св. Марк Ефесский,затем уже церковный народ. Во время большевистских гонений веру до конца сохранили только Новомученики Исповедники,а подавляющее большинство отправилось строить коммунизм-атеизм. А сколько было лже-соборов,как напр.иконоборческий 754г., в угоду императору,где собрались более 300 иерархов. Возлюбленные сестры - будьте осторожны в своих высказываниях,помня христианское учение о жене.
Владислав11 октября 2012, 10:36
Действительно, многие из нас, называющих себя христианами, и даже мнящихся защитниками Православия, проходят мимо хулы на Бога, Он же есть Дух Святый. Все начинается с прощения себе греховных мечтаний, а затем и мелких пакостей. Потом привыкаем делать вид, что не видим и не слышим матерщины даже от детей, а затем проходим мимо молящих о помощи нашей или элементарной защите. Наше безразличие к окружающим, попирающее любовь к ближнему, неминуемо приводит нас к духовной немощи, к неспособности прямо отвергать нападки атеистов и богохульников. Молитвою вступаем на брань духовную и с молитвой выступать должны на телесную брань, крепко помятуя, что нашим предкам никто не дал без боя ни веру Святую, ни землю нашу. Даже в годину государственной религии атеизма наши родители не только не отступили до конца, но Промыслом Божий сохранили главные христианские ценности. Любое отступление от Православия из-за нашей немощи духовной множит бесчестье в душах наших детей, обильно сеянное новыми безбожниками. В современном обществе, как и древнем, законы пишут для всех, чтобы иметь контуры общества, грани дозволенного. Пусть будет такой светский закон для всех. А для православных закон и свой имеется на все времена - Закон Божий.
Андрей11 октября 2012, 04:51
Мое мнение-в современном неоязыческом обществе защищают и декларируют ПРАВА ЧЕЛОВЕКА,а в любом религиозном государстве - главный закон,это ЗАКОН БОЖИЙ.Нет ДЕРЖАВЫ-ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ,не будет и дальше МИРА,ЛЮБВИ И СОГЛАСИЯ между людьми и народами.А все юридические законы они в языческой(атеистической-демократической-либеральной-националистической и т.д. и т.п.)России "ЧТО ДЫШЛО,КУДА РАЗВЕРНУТ ТО И ВЫЙДЕТ."
Горемыка11 октября 2012, 02:11
Елене М

Вы не поняли мой вопрос. Я обращаюсь к о. Владимиру, чтобы он разъяснил, в чем именно состояло оскорбление ПР наших чувств как верующих. Разъяснил на примере приведенного им в статье определения оскорбления.

Надежде

Я бы выкинул такого человека вон, возможно с разъяснениями в зависимости от степени его вменяемости. Аналогично в Храме, там этим должна заниматься охрана и если она подобный "перформанс" профукала, встает вопрос о её компетенции и еще много о чём...
Если же мы с вами конкретизируем закон об оскорблении чувств, до чьего-то неприличного поведения и будем к такому закону апеллировать, то правильно сказали люди ниже. Для мусульманина ваша одежда и ваш тон разговора с мужчинами, вообще всё ваше поведение сплошное неприличие и оскорбление его чувств.
Для меня Киркоров вещающий с амвона большее непотребство, чем ПР, почему его не привлекают как хулигана и оскорбителя чувств? Очевидно, поскольку он не имел умысла к оскорблению (хотя Бог его знает содомита) и его действие не удовлетворяет определению оскорбления. При этом не удовлетворяет ему и выходка девиц, также они заявили, что не имели заведомо умысла к оскорблению верующих, что собственно было выяснено в суде, но проигнорировано.
Поэтому для начала необходимо четко разграничить непотребство, хулиганство итд. и оскорбление. В чём я призываю о. Владимира нам помочь, если он поднял эту тему в её юридическом аспекте.
Климович Анна10 октября 2012, 22:33
Согласна с мнением Татьяны.
Горемыка10 октября 2012, 20:59
Татьяне от 2012-10-10
18:15

Но ведь Если мы действительно православные христиане, то наше соборное мнение и есть точка зрения Церкви, а не только составленная кем-то и потом транслированная по ТВ речь о. Всеволода.

По серьезным вопросам Татьяна необходимо серьезное соборное обсуждение, а не просто бездумная поддержка отдельных мнений отдельных людей в Церкви, ибо всем свойственно заблуждаться и догмата непогрешимости в Православии нет.

Я ниже уже писал, что неприличные выкрики и танцы в Храме не удовлетворяют приведенному о. Владимиром определению оскорбления. Поэтому необходимо разобраться в вопросе, а пока всё это выглядит как хорошо спланированная и управляемая разводка. Хотелось бы увидеть комментарий о. Владимира на сей счет.
Ольга10 октября 2012, 20:18
Прочитала все комментарии. Какой же цинизм в нас живет! А еще самомнение размером с Эверест. Не очень ошибусь, если предположу, что средний возраст оппонентов о. Владимира - от 27 до 40 лет (т.е. люди среднего возраста). Однажды, лет 15-20 назад, патриарх Алексий II в одном из своих интервью сказал, что для России, к сожалению, можно считать потерянными поколения людей, которым на момент этого высказывания было лет 11-13 и до 18. Так как именно на этот возраст активного познания, становления личности человека пришлись страшные годы смуты 90-х, во время которой вышло на поверхность столько грязи духовной..... Детьми практически никто не занимался, мало кто учил отличать плохое от хорошего, все познавалось на своем горьком жизненном опыте. Страшное было время! Наверное отсюда такой цинизм, гордыня, неверие, самомнение. Люди, дорогие, читайте больше! Читайте, больше читайте книг, исторических, духовных. Вернитесь к русской классике! И смотрите внутрь себя! Помоги Вам Господь!
Козьма Л.10 октября 2012, 18:59
Глумиться над святынями,пускай даже идолами это не хорошее дело,человек не по своей воле приходит в этот мир и не выбирает где ему родиться в семье индейского шамана или лютеранского пастора,любой миссионер занет,что если припереть аргументами "к стенке человека" это ничего не даст кроме противления,(вспомните апостола Павла в ареопаге)всё познаётся в сравнении и нам православным нужно являть пример--им можно нас считать недругами ,а нам их нет ,мы в истине Христовой,а они в заблусждениях.вы приводите пример невинно убиенного о.Даниила(Сысоева),так ведь он был миссионером и действовал по своей совести в сфере обращения к христианской правде тем манером в котором был уверен от Господа,это его путь...
Козьма Л.10 октября 2012, 18:58
Алексей! "уважать" иноверцев можно как людей за людские качества...нам же с ними не молиться.Вспомните притчу о милосердном самарянине ,Господь нам всё этим сказал.вы говорите мне муслим недруг и не брат --но одно дело когда вы высказываете своё"фэ" просто иноверцу,а другое дело когда почти тоже самое говорит миссионер в полемике,заранее с согласия оппонента обозначив диалог как обмен аргументами двух сторон...И добросердия ко "всей твари" Господь не отменял,более того это очень не по-христиански давать понять человеку что он во-первых сектант,а потом человек,--все люди-образ Божий,хоть порой и обезображенный,а мы сами что лучше зачастую...?в понятие "уважать"(вами высказаное) в законе максимум может быть вложено то,что к конкретной личности(муслиму например) вы не будете приставать вербально и невербально с темой а чё типо в твоей вере "так и так"--делать это в неприемлемо оскорбительной манере или заведомо глумлясь тем или иным образом над его святынями.
Кафолик10 октября 2012, 18:31
Ольге З. Жену должен защищать,прежде всего,муж,а не закон. Иначе полицейский сможет влезть в вашу жизнь. А вместе вы должны защищать и полицейского,по-христиански,молитвенно,от произвола гос-ва. Что-бы павлики морозовы не повторились. А если муж насилует жену,то есть церковные каноны,а если продолжает преследования,то и гос.законы. Хватает еще у нас достойных людей,как бы нам не хотели доказать обратное.
Дмитрию. Апостол Павел,к примеру,тоже был либералом,даже богоотступническому Израилю предрек спасение(Рим.11гл.). Но он не был безразличным к немощам братьев и свою свободу подчинял любви к ним,что бы спасти хотя некоторых. Многие ли ныне поступают также. Напр.есть позиция,что благосостояние иерархии - признак уважения к ним народа,а не предательское искушение или поощрение индульгенций.
Татьяна10 октября 2012, 18:15
Если мы действительно православные христиане, то должны не свое мнение отстаивать, а поддерживать позицию Церкви как по этому, так и всем другим вопросам.
Надежда10 октября 2012, 17:01
Я хотела бы ответить "Горемыке" не в коем случае не вместо отца Владимира.Так подискутировать...Вот как вы считаете, если бы кто то посторонний пришел бы к Вам в ваше жилище или в дом к Вашим родителям, или на могилу Ваших родных и стал бы там плясать,гадить в прямом или в переносном смысле, не являлись бы их действия оскорблением для Вас?Разве это на было бы оскорблением чести и достоинства? А Церковь для православного человека больше, чем дом, потому что это храм для молитвы Господу; больше,чем могила предков, потому что в ней мы поминаем ушедших близких, могилы которых мы по разным причинам посещаем не часто или вообще не имеем возможности навестить .
Елена М10 октября 2012, 16:56
Горемыке. А Вы не читали еще о том, как защищают себя эти девицы на суде? Говорят, что это была политическая акция. Но, если в храме ничего не было кроме ругательных выкриков без упоминания политдеятелей, так как же они теперь могут утверждать то, что это была политическая акция? Почему же на Ваш вопрос должен отвечать батюшка , а не подсудимые7 Задайте им свой вопрос.
Николай10 октября 2012, 16:38
Александру Н. Уважаемый - всякая хула и грехи в т.ч.на Сына Человеческого,простятся человекам. Т.к. Его могли не узнать в зраке Раба. А вот Духа не знать не могут,потому что это знание-переживание любви и свободы-фундаментальных основ бытия. А Дух дышит идеже хощет. Сын открыл Ему путь в страдающий мир. И если любовь братская,брачная из-за наших беззаконий уходит из нашего общества,то Он может благоволить и к еретикам,нам на позор,как к милосердому самаритянину. И человечьими законами Его никак не удержишь. Это и будет антихристова хула. Уверен,Pussy Riot,в данном конкретном случае Его не хулили. Абсолютный максимум здесь - хула на Сына,из-за наших же грехов. Он прощал,а мы?..
Вячеслав10 октября 2012, 16:33
1. Вас ради имя Божие хулится в человецех.
2. Глядя на вас, прославят Отца вашего, иже есть на Небесех.
Дмитрий10 октября 2012, 14:07
По мне так мусульмане гораздо меньшее зло чем либералы, все что могут сделать мусульмане лишить меня или близких людей жизни, а либералы крадут души, извращают все до чего дотягиваются, вот и к Церкви ручонки протянули и людей не стыдятся и Бога не боятся.
Горемыка10 октября 2012, 06:58
Уважаемый о. Владимир, ваша точка зрения на инцидент с ПР и конкретно ваше понимание, в чем именно выразилось тогда оскорбление чувств верующих, стали для меня понятны после прочтения вашей статьи "Что это было? Часть 3".
В частности там вы пишете, "В храме никакой политической акции не было, никто там не пел ни про Путина, ни про Патриарха, ни про секс-меньшинства... Политики — ноль, только оскорбление чувств верующих".

Безнравственный, на грани ругательного выкрик, повторенный хулительницами в стенах Храма многократно, по-моему является бесчинством, хулиганством и их личной глупостью.

Действительно, ведь их возгласы не подпадают под приведенное вами же определение оскорбления как «выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство».

Хотелось бы увидеть ваш комментарий на сей счет. Дабы вразумиться и все-таки четко различать чье-то непотребное поведение и оскорбления чувств верующих.
Ольга. З. 10 октября 2012, 04:54
Большое спасибо о. Владимир. Хорошо бы, если бы приняли такой закон. Хоть какая-то защита.
Виталий Я-ЗА10 октября 2012, 04:42
Протоиерей Владимир Вигилянский писал:
"Алексею. Уважаемый оппонент! Прочитайте внимательно статью."

Отец Владимир, спасибо за статью и Ваш комментарий.
Нет, на молодого человека, зажимающего уши, уважаемый оппонент, конечно, может быть похож. Только есть оттенок в том, насколько он искренне зажимает уши.
Судя по допущенным грубым, явным ошибкам в его логике (что прекрасно показал Дмитрий) и последующему его упорствованию можно сделать и иные предположения (об искренности и молодости этого человека).
Хотя возможно ошибаюсь, может действительно молодой, горачий :-)
Алексей, у Вас ошибки в логике. Не обманывайте себя.
Горемыка10 октября 2012, 04:41
К моему предыдущему вопросу\комментарию, хотелось бы поразмыслив добавить.

Заранее извиняюсь перед вами о. Владимир, если вам уже приходилось отвечать на подобный моему вопрос, в эфире, или в ходе любых публичных дискуссий. Если так, то не могли бы вы в любом случае прояснить сей вопрос с кощунницами и оскорбительницами наших чувств, хотя бы ссылкой на ваш, или возможно другого духовного лица ответ.
Я думаю это будет полезно и мне и другим, искренне недоумевающим в чем именно, состояло оскорбление наших с вами чувств, поругание святыни итд.
Александр Н.10 октября 2012, 04:10
Дмитрию:

Мы так привыкли к политкорректной лжи, что нам и в голову не приходит, что можно принять закон, карающий хулу на Духа Святого (хулу на Церковь православную, поругание святынь православных) особым образом. Почему РФ должна все время придумывать формулировки, чтобы "и вашим, и нашим"? Это же ложь. Православие не равноценно с другими, ложными, верованиями. Русский народ тоже не равнозначен с иными народами РФ, В.В. Путин назвал его "государствообразующий". Теперь нужно веру Православную назвать "единственно Истинной". А потом наполнить эти формулировки реальной политикой. Вот это будет правильно в очах Божиих. В Русской Православной Державе хорошо будет всем этносам. Только религиозным фанатикам, хулителям Духа Святого, будет плохо, пока они не оставят свою ересь. Но это им же во благо - ибо только во Христе Иисусе истинное счастье и полнота Жизни. А как они узнают Христа, если их ересь никто не осудит?
Александр Н.10 октября 2012, 03:51
При всем уважении к отцу Владимиру - ощущение такое, будто батюшка сам не хочет услышать "оппонентов". Возможно, он искренне верит в добропорядочность наших власть имущих и лично В.В.Путина. Но Алексей высказал не только свое мнение. Немало знакомых мне правоверных христиан разделяют это мнение. Да отец Дмитрий Смирнов и другие ревностные воины Христовы первыми подпадут под эту статью. Как проповедовать Христа-Бога, не оскорбляя искренне верующих в то, что Он лже-пророк (иудеи), или в то, что "нет Бога, кроме Аллаха"? Дурной закон. Пусть государство защищает достоинство людей как может. Или РФ признает Православие истинной верой, со всеми вытекающими, или не нужно вообще юристам лезть в религию. Жаль, что наши высокие церковные батюшки не хотят слышать простой верующий народ. Сила Церкви - в людях. И люди, русские правоверные люди, еще проявят себя. Но им(нам) нужны ревностные пастыри-воины, а не толерантные "и вашим, и нашим". И да пошлет Господь делателей в народ Свой. Вообще же очень хорошо, что мы обсуждаем этот закон здесь. За это Вам большое человеческое спасибо.

Честь имею.
Александр Наумцев, инженер, муж и отец, 34 года.
Филипп Альклаус10 октября 2012, 02:58
Прит.12:16 "У глупого тотчас же
выкажется гнев его, а
благоразумный скрывает
оскорбление."
Владимир10 октября 2012, 00:01
Отец Владимир, в статье вы ссылаетесь на законодательство США и стран Запада. Зачем гадать? Чтобы узнать, что оскорбляет мусульман можно почитать законы исламских стран Ближнего Востока.
Геннадий - либерал 9 октября 2012, 23:56
Отец Владимир.
Ваша ссылка: "Правоведам и профессиональным юристам просто смешны все наши доморощенные неквалифицированные дискуссии, которые выглядят в их глазах пустой болтовней", не может быть признана достоверной. Кто может измерить свою, тем более чужую, честь и достоинство: эти категории у всех одинаковы или разные? а) Если одинаковы, то почему говорим об "отрицательной оценке личности потерпевшего": причем здесь личность, ведь всё у всех равное?; б) Если все разные, то как эту разность дифференцировать: у кого больше - меньше денег, у кого одна одежда - или три сарая только домашних тапочек и т.п.?
Нелеп и аргумент: "Некоторые считают, что поправки к закону защищают только верующих людей и репрессивны по отношению к неверующим – атеистам и агностикам. Это, конечно, ошибочное мнение". Если согласится с этим суждением, то того тогда поведут в тюрьму? Верующего за оскорбление верующего? Или того кто больше неверующий? Очень странная логика.
Господь наш Иисус Христос сказал, "что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду", а по каким признакам, например, Вы оцените напрасно гневается человек или не напрасно? Для одного "плюнь в глаза: Божья роса", а для другого, если не упал перед ним и 10 раз не отжался - месть до гроба. Наверное все-таки, именно в Евангелие, речь идет не о человеческом (мирском) суде, а о Божьем суде. Неужели анафемы мало?

Владимир 9 октября 2012, 23:33
Согласен с Алексеем.
В законопроекте речь идёт не об оскорблении личности, а об оскорблении убеждений и чувств верующих во множественном числе, независимо от вероисповедания, и об оскорблении, унижении богослужений, обрядов, церемоний.
Судя по статье, для Вас, отец Владимир главное, чтобы не хулили Бога. Обсуждаемый законопроект уравнивает Богослужение истинному Богу- творцу Вселенной- с прочими богослужениями, обрядами и церемониями. Православное священство приравнивается к служителям других религий и культов. А Бог Великий, создавший Вселенную, ставится в один ряд с прочими богами, идолами, духами. Если это не хула, то что?
Поправки либеральны, т.к. уважают и защищают права и свободы всех верующих.Кстати, вряд ли кто-нибудь вообще сможет перечислить все традиционные религии нашей необъятной страны и знает всё, чем можно оскорбить убеждения и чувства различных верующих.
А ведь сроки реальны и штрафы огромны.
Хотят, чтобы не хулили Бога- пусть введут наказание за Его оскорбление.
Кафолик 9 октября 2012, 22:12
Ну хорошо. Замочили Вы насильника Вашей жены или посадили в тюрьму,где он "снегурочкой" стал. А потом выяснилось,что уголовником его сделала барышня,с которой у "них было",а потом,насмотревшись сериалов,она решила,что он ее изнасиловал... Ауу,тоска без начала... По гос. законам то Вы правы,а по Божьим нет. Господь управляет миром и ждет нашего христианского,а не государственного содействия. И еще. Очень грустно читать,что у христианина не может быть братьев-иноверцев. Ведь милосердный самаритянин,поставленный в пример правоверным,был еретиком.
Горемыка 9 октября 2012, 22:10
Уважаемый о. Владимир, мне ваша статья очень понравилась и многие моменты хорошо обоснованы. Однако после прочтения статьи и комментариев остался вопрос касаемо инцидента с ПР. в Храме Христа Спасителя, как события явившегося катализатором текущего положения дел, обсуждений и законодательных инициатив.
Где здесь неприличная форма высказывания, унижающая честь, достоинство и репутацию личности? Именно высказывание в отношении меня и вас как христиан, женщины и охранников которые выступали в суде в качестве "униженных и оскорбленных"? Чем конкретно были попраны и оскорблены чувства верующих настолько, что это породило данное информационное и юридическое цунами?
Димитрий 9 октября 2012, 22:00
Вот про святого царя Давида? Бой с Голиафом. Что сказал царь Давид. "Я убью тебя за то, что ты хулишь войско Бога Израиля!"
Зорро 9 октября 2012, 21:52
И ведь странно, терпеть глумление "Pussyriot" в храме либералы согласны, а терпеть мусульман с которыми наши предки жили бок о бок тысячу лет и даже выиграли с ними Великую Отечественую - нет. Странно... Может это потому что оппозиция в Роcсии и существует то только в форме "Pussyriot"?
Кафолик 9 октября 2012, 21:42
Защищая чувства и убеждения,а не веру и любовь,к примеру,мы имеем попытку формирования некой группы своих,на которых будем основывать свои те или иные решения. Это как минимум сектоподобно. А вообще это,скорее всего, лицемерное желание,"отца народов",опять таки, некой группы людей. Схема: монархия или смерть не работает,есть более высокая форма правления,условно называемая соборно-теократической. И народ наш не быдло каким его хотят видеть некие люди...
Алексий 9 октября 2012, 21:08
Поддерживаю автора, полностью, свобода слова, - это в том числе и ответственность за свои слова..
Сергей православный МП 9 октября 2012, 19:55
Цитата, Протоиерей Владимир Вигилянский:
На вопрос, как нам, христианам, относиться к оскорблениям в наш адрес, находим ответ в послании апостола Павла к фессалоникийцам: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью...
Т.е. вы свидетельствуете о том, что в Думе сидят одни православные?
Так у нас выходит теперь государство, де факто, будет не светское, а теократическое? Вот только теократия какая-то странная получается: закон то все религии защищает, равняет Святую Троицу всякой непотребе, православные в такой ситуации будут явными экстремистами, так как никогда не признают других божков равными истинному Богу.
Алексей во всём на все 100 прав: закон будет сеять вражду и рознь, он характерен теократии, несёт прямую угрозу православным. Странно одно - Протоиерей Владимир Вигилянский этого не замечает.
православный 9 октября 2012, 19:21
Браво Алексей! В самую точку!
...Нет уж, я лучше стерплю оскорбление, чем позволю использовать имя Господа для наказания невиновного. Еще раз повторю, что нет ни малейшего срмнения, что статья эта политическая, не имеющая ничего общего с реальной заботой о защите человека и его достоинства.
Да, каждый видит своё в этом спланированном шоу под названием "защита чувств верующих", а то что оно именно спланированно специально под "заточенный закон" - в этом нет никакого сомнения.
Душевный видит одно, духовный разумеет истину, истинное положение дела, но душевному это не дано.
В чём осудишь в том сам побудешь. Знай себя и будет с тебя.

Время сейчас непростое. Кайтесь люди, пока есть время, пока ещё можно ходить на Литургию.



Н.Н. 9 октября 2012, 18:40
АЛЕКСЕЙ
"Порядок должен быть в голове у людей! Никаким законом быть приличным и порядочным человека не заставить."

Кто бы спорил, да только между ДОЛЖНО и ЕСТЬ - дистанция огромного размера. Порядочным человеком быть по закону не заставить, а ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ - в два счета!

"С принятием такого закона меня обяжут "уважать" и другие регилии, чего никогда не будет, а значит я потенциальная жертва такого закона."

Вас и всех обяжут НЕ ОСКОРБЛЯТЬ другие религии. О. Даниил без оскорблений прекрасно обходился!

"Никакой толерантности тут быть не может: либо ты со Христом, либо против. Никакого "уважения" к людям, проповедующим иную религию быть не может и в помине.

Не надо Вам их уважать, достаточно не оскарблять.
Успокойтесь, не бросайтесь в крайности (похоже, что Вы ещё маловоцерковлённый человек, эмоции захлёстывают); а нам надо "быть мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби".
Пусть себе принимают, всё равно он работать вряд- ли будет.

Вячеслав 9 октября 2012, 17:59
Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Этим все сказано.
Ныне православные так молятся. Господи мы не хотим, чтобы Ты промышлял о нас, потому что сами хотим защищать себя. Не уж-то их действительно оскорбляет, когда их оскорбляют. А Апостолы шли и радовались, что сподобились принять биение за Христа. Если скажете что поносится Церковь, но Христос более Церкви. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой.
протоиерей Владимир Вигилянский 9 октября 2012, 15:18
Алексею. Уважаемый оппонент! Прочитайте внимательно статью. Как Вы похожи на иллюстрацию к статье: молодой человек зажимает свои уши, чтобы никого не слышать, кроме самого себя. Здесь приведена цитата из законодательства многих стран, квалифицирующая понятие "оскорбление". Ваши претензии никаким образом не согласуются с расшифровкой этого понятия. Вы еще, вслед за Н. Сванидзе, приведите пример того, что продажа на рынке свинины оскорбляет иудея и мусульманина. Где здесь неприличная форма высказывания, унижающая честь, достоинство и репутацию личности? Очень жаль, что написанное мною почти целиком прошло незамеченным мимо Вашего сознания.
Алексей 9 октября 2012, 15:09
Павел Барбашов, для того, чтобы дать отпор, есть уже масса других статей на любой вкус и цвет, нужно только применять законы. У нас же законов много, а толку мало.
Нужно больше работать и честно заниматься своим делом, а не ляля по телевизору, что у нас все хорошо.
Я то, конечно, помню, что по делам всем воздастся: и с тех, кто невиновных в тюрьмы сажает, и с тех, кто за взятки преступников отпускает, и с тех, кто пользуется своим служебным положением, чтобы денег из бюджета украсть....
Но в тоже время, как гражданин своей страны, я против того, чтобы и от моего имени приговоры по подобным законам выносили (а приговоры у нас имени РФ, а я - часть этой РФ).
У меня в части веры с мусульманином или другим сектантом нет ничего общего. Проживание на одной территории не делает нас братьями, как они обычно любят выражаться. Для христианина не может быть никаких братьев среди приверженцев других религий.

С принятием такого закона меня обяжут "уважать" и другие регилии, чего никогда не будет, а значит я потенциальная жертва такого закона.

Никакой толерантности тут быть не может: либо ты со Христом, либо против. Никакого "уважения" к людям, проповедующим иную религию быть не может и в помине. За это и убили Даниила Сысоева. Я не хочу, чтобы людей массово заставили сделать выбор: "уважать" другие религии или отказаться от основ своей. Либо тюрьма тут, либо тебе ответят, что не знают тебя - там. Лучше первое. Но доброго смысла доводить до такой ситуации я не вижу.
Дмитрий. 9 октября 2012, 15:05
Как говорится дайте либералу раскрыть рот и он все расскажет сам. :)
Дмитрий 9 октября 2012, 15:01
Алексей сказал: "Нет уж, я
лучше стерплю оскорбление, чем
позволю использовать имя
Господа для наказания
невиновного. "

Потом Алексей подумал и добавил:
"Первое же,
что я потребую по данному
закону - запретить все религии,
кроме православия, т.к. они
меня оскорбляют."


Так Вы будете терпеть или требовать? :)
Кажется всех либералов преследует участь Ницше... И слава Богу!
Павел Барбашов 9 октября 2012, 14:28
Здравствуйте уважаемые автор, читатели и Алексей:
"Мнения людей, выступающих против введения подобной статьи в УК, вполне оправданы ... Нет уж, я лучше стерплю оскорбление, чем позволю использовать имя Господа для наказания невиновного."
Алексей, если это касается лично Вас, то это истинно по христиански. Мой Вам поклон. Но если это касается святого, как то Родина, семья, Вера (точнее, то что является для нормального и здорового Человека святым и неприкосновенным - Вы же не будете смотреть как насилуют Вашу жену...), то здесь надо дать отпор. И это как Вы выразились и будет "вполне оправдано"
С уважением.
Алексей 9 октября 2012, 13:56
P.S.
с подобными законами и практикой их применения сухари придется сушить половине страны. Уже проходили, знаем.
И не надейтесь, что Вас минует эта участь!
Алексей 9 октября 2012, 13:53
Дмитрий, уверенность вытекает из современного российского "права", когда это "право" толкуется порой весьма в извращенном виде, не имеющего ничего общего со здравым смыслом. В РФ законы, что дышло.
Я вот искренне не понимаю, как будет применяться данный закон, когда меня, как христианина оскорбляет то, что некоторые религии позволяют наделять свойством истинного Бога своих "богов". Я верю в Отца, Сына и Святого Духа и никакого Алаха и проч. я никогда богом не назову и не признаю. Первое же, что я потребую по данному закону - запретить все религии, кроме православия, т.к. они меня оскорбляют.
Вы понимаете, куда толкаете страну с подобными законодательными инициативами??
Порядок должен быть в голове у людей! Никаким законом быть приличным и порядочным человека не заставить. Человек должен без человеческого закона понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
И с чего все решили, что данный закон будет охранять исключительно православие???? А вот оскорбится иудей или мусульманин, что мы Христа за Бога почитаем, и что Вы делать станете с таким законом??
Гос-во лезет в проблему, которую мир не решил за 2000 лет... Пусть уж лучше сначала с примитивным воровством разберется, а там посмотрим, можно ли ему доверить решение задачек посложнее. Пока наше гос-во даже дорог нормальных не в состоянии построить, а берется решать религиозные проблемы.
Дмитрий 9 октября 2012, 13:05
Алексей:
Мнения людей, выступающих
против введения подобной
статьи в УК, вполне оправданы
тем, что статья эта будет
большей частью политической.


Откуда такая уверенность? :) А, я кажется понял... именно либералы не собираются отказываться от издевательств и хулы над верующими и Церковью? Ну тогда да, сушите сухари. ;)


"По моему убеждению,
мы имеем дело с мировоззрением
верховенских и ставрогиных,
которые по ряду причин выбрали
нашу страну, наше общество и
нашу культуру для своих
экспериментов. И именно здесь
реализуется проект грандиозной
смуты, тотального нигилизма,
ведущего борьбу всех против
всех, против любых традиций,
против культуры, против
личности. ЭТОМУ МИРОВОЗРЕНИЮ
МЕРЕЩАТСЯ РЕПРЕСИВИВНЫЕ
ПРИЗНАКИ В ЛЮБОЙ
ОРГАНИЗОВАННОЙ СТРУКТУРЕ – БУДЬ ЭТО СЕМЬЯ ИЛИ ШКОЛА, ГОСУДАРСТВО ИЛИ КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ ИЛИ ЗАКОН,
ИТЕЛЛИГЕНЦИЯ ИЛИ АРМИЯ.
Именно против них здесь
ведется борьба, не гнушаясь
любыми средствами. Для
носителей этого мировоззрения
(и этой смуты) не существует
никаких табу, никаких запретов,
никаких норм. Приверженцы
этого мировоззрения живут в
нашей стране по принципу «чем
хуже – тем лучше». «Право на
бесчестье» становится
актуальной реализацией
принципов этой идеологии."
Всеволод 9 октября 2012, 12:36
Большое спасибо о.Владимиру. Очень интересная статья. Первая часть статьи намного интересней чем её вторая (богословская) часть. Кажется хорошо бы эти две части разделить на две отдельные статьи.
Ольга 9 октября 2012, 12:32
Спасибо, отец Владимир!
Может быть я ошибаюсь, но, кажется, в описании жития Серафима Вырицкого был такой эпизод, когда к нему как-то пришли немцы во время войны и спросили про исход всей войны. На что святой ответил, что Гитлеру праволавную Россию не победить.
Собственно, для Штатов и их приспешников ответ напрашивается сам. Нужно унижтожить все лучшие человеческие качества нации, развратить народ, породить внутреннюю неприязнь друг к другу, посеять междоусобную вражду через ту же гордыню, чтобы победить. Зачем воевать открыто? Так, идеалогически, безопаснее и менее затратно. И вот эта война, 3 мировая, она уже давно нам была объявлена, она уже давно идет!
Меня удивляет, как люди этого не понимают?! Как этого не видять?! Нам ведь сейчас наоборот нужно сплотиться вокруг Веры, вокруг Отечества! И гнать взашей этих правозащитников. Ведь не нас они защищают! Не родину нашу, не землю! Не за лучшее будущее города Химки рвется к власти та же г-жа Чирикова, и семейство Собчак вместе с другой сворой на трибуны лезет! Не нужно им ничего для нашей родины, народа, земли. Их поддерживают жажда власти, непомерная жажда власти и ненависть ко всем! Нет в них любви! НЕТ! И эти "дамы" в тюрьме... Для них чем гаже, тем эпатажнее. Собственно, ничего нового. Что в человеческой душе преобладает, к тому человека и тянет.
Алексей 9 октября 2012, 11:39
Мнения людей, выступающих против введения подобной статьи в УК, вполне оправданы тем, что статья эта будет большей частью политической. Практика толкований законов в РФ не в пользу простых людей настолько широка, что, к сожалению, даже не приходится надеяться, что наказанные по данной статье будут действительно виновными. Это сравни 53 статье в СССР - мы прекрасно помним, сколько безвинных людей было отправлено в лагеря. Нет уж, я лучше стерплю оскорбление, чем позволю использовать имя Господа для наказания невиновного. Еще раз повторю, что нет ни малейшего срмнения, что статья эта политическая, не имеющая ничего общего с реальной заботой о защите человека и его достоинства.
Алексий 9 октября 2012, 11:25
Простите, но на мой взгляд, история повторится, как с 282 ст.УК.
Для иудея уже может оказаться оскорбительным одно изображение Креста.
Для мусульманина - упоминание Мухаммеда без определения "пророк". И т.д.

Наконец, и Евангелие может запросто оказаться вне закона:

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины!.." (Мф.23:29-33)

И вообще, на церковно-славянском: (Ин.1:19;7:11;8:52), (Ин.4:9), (Ин.3:22), (Ин.3:1), (Ин.10:33) и т.д.

А для защиты чувств верующих в уголовном и административном кодексах статьи уже есть, просто они должны работать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×