6 октября 2012 года хор московского Сретенского монастыря выступил в Библиотеке Конгресса США. В продажу билеты на этот концерт не поступали, но 500-местный зрительный зал, славящийся хорошей акустикой и богатой историей, был переполнен. Журналистка Кэти Лэлли поделилась своими впечатлениями от концерта на страницах газеты «The Washington Post».
Более 600 лет назад, в память чудесного избавления Москвы от нашествия Тамерлана, был основан Сретенский монастырь. Большевики закрыли его в 1925 году, на его территории проводились массовые казни в годы сталинского террора.
Маленькое чудо – та сила и экспрессия, с какой поют сретенские хористы, стоя плечом к плечу в тесном пространстве клироса, осененном ангелами с золотыми крылами, взирающими из-под сводов.
Хор Сретенского монастыря выступил в Библиотеке Конгресса США |
– В основном репертуар хора составляют церковные песнопения, – рассказывает руководитель хора Никон Жила. – В программу, которую услышит американская аудитория, также войдут русские народные песни, известные сочинения начала XX века и даже несколько песен советского времени.
– Мы любим музыку с глубоким духовным смыслом, – сказал Н. Жила перед началом службы в память Обретения Креста Господня, случившегося в 326 году. – Прекрасная музыка возводит мысли горе и взывает к возвышенным чувствам.
– Русская православная церковная музыка, – говорит архимандрит Тихон, наместник монастыря, – происходит от древних песнопений, и пение имеет одну цель – помочь душе отрешиться от нашего мира и обратиться к Богу. Это очень важный инструментарий, который невозможно сопоставить ни с чем из того, что есть в этом мире. А с эстетической точки зрения – это просто прекрасно!
В программу для нынешнего американского тура – а это девять городов за 20 дней – включен также и знаменитый афро-американский спиричуэл «Go Down, Moses» («Сойди, Моисей») с звучным рефреном: «Отпусти мой народ».
– Нам она очень нравится, – говорит отец архимандрит, – наши ребята ее замечательно поют!
Он принял нас в своей библиотеке, за его спиной – портрет царя-мученика Николая II.
Отец Тихон пьет зеленый чай, задумался.
– Федор Достоевский писал: красота спасет мир, – говорит отец Тихон и добавляет, что такие визиты способствуют сближению русских и американцев вне всякой политики. Ему вторит отец Павел, живший некоторое время в США, – он помогает переводить наш разговор.
– Политика! – восклицает отец Павел. – Это больная мозоль.
В России ряд политиков критикует Церковь за чрезмерную близость к государству, к властным структурам и слишком большие привилегии.
Отец Тихон сплетни о нем не опровергает, разве что парирует шуткой. Говорят, что он духовник президента Путина. Он не подтверждает и не отрицает этого, чтобы не лишать людей возможности свободно строить домыслы на эту тему.
В прошлом году отец Тихон, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, издал книгу-бестселлер, теперь переведенную и на английский.
Книга «Несвятые святые» – этот живой взгляд на монашескую жизнь – начинается с рассказа о том, как отец Тихон крестился в 1982 году, когда ему было 24 года. Другой рассказ – о работе ночью в хлеву, когда надо было убрать навоз за 30 коровами, быком и дюжиной телят, а наутро – прислуживать строгому наместнику во время богослужения.
Он вспоминает, каким шоком было для него услышать из уст глубокоуважаемого старца, протомившегося несколько лет в ГУЛАГе, распространенную тюремную поговорку: «Не верь, не бойся, не проси». Рассказывает, как даже в лихие годы, последовавшие за распадом атеистического советского государства, молитва являла свою силу. В 2001 году монахи пытались возродить сельское хозяйство в соседней со скитом Сретенского монастыря деревне. Было собрано 180 тысяч долларов из необходимых для покупки комбайнов 200 тысяч. Деньги приходилось хранить в долларах из-за девальвации рубля и держать их не в ненадежных банках, а «под половицей». Они были похищены. Только молитва и цепь неожиданных событий помогли вернуть украденное.
Монастырь был возвращен Церкви после 1991 года, когда распался Советский Союз. Его постепенно восстановили. И хотя обитель расположена на очень оживленной улице Большая Лубянка, за крепкими монастырскими стенами очень тихо. Ходят сосредоточенные монахи, цветут яркие розы под чудесными березами.
Служба в Русской Православной Церкви вызывает глубокие переживания. Колокольный звон, кадильный дым, звяканье кадила, возгласы священников, пение среди мерцающего золота икон. Голоса наполняют воздух. Верующие стоят в благоговении по нескольку часов, и только немощным разрешено сидеть.
И к такому опыту Сретенский хор приобщает своей музыкой сидящую в роскошных креслах американскую аудиторию.