Искушение честностью

Недавно священник Димитрий Струев опубликовал статью «Услышать ушедших» — о людях, которые были воцерковленными православными христианами, но ушли из Церкви, причем ушли не в другую веру или в раскол, и даже не в пламенный атеизм — а просто в неверие. Подчеркну — речь не о случайных «захожанах», а о тех, у кого — цитирую отца Димитрия — «за плечами годы церковной жизни, тома прочитанной литературы, у некоторых даже опыт соприкосновения с несомненными чудесами…».

Отец Димитрий на конкретных историях рассматривает причины такого ухода, и чаще всего это неправильное воцерковление. Либо младостарцы постарались, либо еще кто-то. Главное — что с самого начала духовная жизнь крестившегося человека выстраивалась ошибочно, происходила своего рода игра в Церковь.

Не то что бы я спорил с отцом Димитрием, но хочу кое-что добавить. Мне приходилось сталкиваться с еще одним типом ушедших, не упомянутым в статье. Это люди, которым, в общем и целом, повезло и с приходом, и с духовником, у которых были (а часто и остаются) хорошие православные друзья... и, тем не менее, они ушли из Церкви. Чаще всего — по-тихому, без скандалов, обид и демонстративного сожжения флагов. Ушли потому, что, как им думается, потеряли веру и решили поставить точки над “i” в своих отношениях с Церковью.

Я не берусь судить, насколько много подобных случаев. Нескольких таких людей знаю лично, да и в «Фому» порой приходили письма от разочаровавшихся, в интернете тоже приходилось читать похожие крики души. Может, это и не самый распространенный вариант, но все-таки забывать о нем нельзя.

Чаще всего история развивалась так: человек вполне сознательно, искренне принимал Святое Крещение и начинал жить воцерковленной жизнью — регулярно посещал службы, исповедовался, причащался, соблюдал посты, читал утреннее и вечернее молитвенные правила, читал Священное Писание и богословскую литературу, иногда включался в приходскую деятельность. При этом окормлялся у хорошего священника, без каких-либо подозрений в младостарчестве.

Проходили годы, период неофитского горения завершался — как и у большинства, духовная жизнь входила в устоявшуюся колею, и... и постепенно превращалась в какую-то лямку, которую тянут по привычке. Всё чаще возникал вопрос: а зачем, собственно? Зачем я трачу по полчаса утром и вечером на вычитывание молитвословий? Зачем воздерживаюсь в среду и пятницу от колбасы? Зачем в воскресенье встаю рано утром и еду через весь город на литургию? Зачем повторяю на исповеди одни и те же вещи и причащаюсь, не ощущая никакого прилива духовной радости? Зачем все это, если не вижу в себе никаких изменений? Кому это нужно? Богу? А верю ли я в Него на самом деле? Те душевные порывы, что испытывал когда-то — может, они объясняются просто эмоциями, реакцией психики на нечто новое? Те случаи, которые со мной происходили и которые я считал чудесами Божиими — может, это просто совпадения, которые, согласно теории вероятностей, редко-редко, да и случаются?

То есть — обычные сомнения, с которыми приходилось сталкиваться каждому христианину. Но вот дальше появлялась мысль: а ведь продолжать такую жизнь нечестно! Нечестно по отношению к себе самому, к своей совести! Нечестно по отношению к людям, которых обманываешь своей якобы церковностью! Нечестно и по отношению к Богу, в Котором, может, и не до конца еще разуверился. А надо ведь честно! Честность — это же главное! Значит, пора валить — в обычную светскую жизнь. Ни в коем случае не хлопая дверью — зачем обижать тех, с кем многие годы причащался из одной Чаши?

Да, чуть не забыл самое главное: такие люди сетуют, что годами тянули эту лямку — и не только не замечали в себе изменений к лучшему, но вообще не испытывали ничего! Ничего — в смысле ничего мистического. Речь даже не о чудесах, а хотя бы о каком-то знаке свыше, который четко воспринимался бы именно как знак. Никаких возвышенных состояний, никакой специфической «духовной радости».

Напомню: люди вполне начитанные, про прелесть знают, про неизбежные периоды «сухости» и необходимость этих периодов знают. Но это теоретическое знание чем дальше, тем меньше убеждало их смириться и продолжать вести прежний образ жизни. В какой-то момент происходил внутренний взрыв, пробивала мысль про честность — и они прекращали притворяться.

Этот момент с «честностью», на мой взгляд, крайне важен. Тут, с одной стороны, проявлялось описанное Достоевским в Алеше Карамазове: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: "Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алеша и сказал себе: "Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к обедне"». Алешино «не могу» — это не столько тяга к перфекционизму (иначе говоря, «ревность не по разуму»), сколько та самая честность, о которой идет речь.

Но, в отличие от Алеши, у этих людей пронзительная честность сочетается с пониженной чувствительностью к духовному миру. Сама по себе такая пониженная чувствительность ни хороша, ни плоха — если Господь ее человеку дал, значит, зачем-то так нужно, значит, более высокая чувствительность оказалась бы вредна. Но вот низкая чувствительность к мистическому в сочетании с пронзительной честностью — это взрывоопасная смесь. Честность тоже может стать соблазном.

Вглядываясь в свою душу, вспоминая разные моменты своей жизни, я и в себе замечаю нечто похожее — по крайней мере, могу понять внутреннее состояние тех людей, о которых пишу. Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. Но у меня никогда не доходило до такого градуса, когда уже человек впадает в раж и совершает необратимые поступки. Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву. Да, пускай сейчас всё пасмурно и слякотно, но ведь было же в этом небе солнце, было! Я же помню! Проглядывало из облаков! И когда передо мною встает выбор — поверить в реальность солнца или объяснить увиденное глюками, я выбираю солнце. При этом, конечно, нет никакой гарантии, что так до конца жизни будет. А вдруг когда-нибудь не выдержу, сломаюсь? Очень бы не хотелось, но стопроцентных гарантий здесь не бывает.

Те, о ком я пишу — не выдержали. Обвинять их в этом глупо. Тут лучше вспомнить слова апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Тем более, что эти люди, к счастью, пока еще живы, и как знать — может, вернутся в Церковь? Может, их нынешний уход промыслителен? Нам, оставшимся, нужно молиться за них, любить их, поддерживать с ними отношения — не навязываясь, но и не отталкивая.

А тем, кто балансирует на грани ухода, я так скажу: ребята, не делайте резких движений. Честность — это, конечно, здорово, но и честность может стать искушением, ловушкой. Честность может оказаться ширмой, за которой прячется обычная усталость. А может, вы просто изначально слишком высоко задрали себе планку? Может, вам просто трудно смириться с тем, что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41) и вы — не звезды первой величины? Но звезды разные нужны, звезды разные важны. Кому-то даны великие духовные дары, кому-то нет, и это нормально. Да и жизнь еще не кончена, и если сейчас вы не чувствуете Божьего прикосновения — не факт, что не почувствуете никогда. Господь знает, когда поддержать.

Да, это банальности. Но верные.

Виталий Каплан

Источник: Фома.Ru

16 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Священник и самоубийца Священник и самоубийца
Есть у нас хорошие священники
Священник и самоубийца О том, как появление священника остановило самоубийцу
Диакон Павел Сержантов
Сейчас стало доходным промыслом ругать священников. Целое заметное течение в круговороте коммерческих репортажей организовалось, все в нем направлено на дискредитацию духовенства, как класса. Вот я против этого антиклерикального течения и пойду с обыкновенным свидетельством, что есть у нас хорошие священники. По всей стране и по всему миру.
«Вера – дело сердца» «Вера – дело сердца»
Митр. Месогейский Николай
«Вера – дело сердца» Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау): «Вера – дело сердца»
Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Он был таковым, то все образованные люди поверили бы в Него. Знай: Бог познается иначе. Ты когда-нибудь бывал на Святой Горе? Ты встречал в жизни настоящего подвижника?
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Один священник говорил: «Замечательно то, что Бог в тебя верит, – ты еще не погиб для вечной жизни».
Как хорошо, что Ты есть! Как хорошо, что Ты есть!
Священник Димитрий Шишкин
Нашим современникам кажется, что сначала должно возникнуть в душе какое-то особое чувство, называемое верой, а затем уже жизнь будет меняться в соответствии с этим чувством. Но ждать этого «чувства веры» можно до конца своих дней. Нужно именно действовать. И главное – начать в повседневной своей жизни руководствоваться Евангелием. Не «естественными» движениями души и тела, омраченных грехом, а именно Евангелием.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
О вере истинного ученика Христова О вере истинного ученика Христова
7/20 ноября 2010 года
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
О какой же вере истинного ученика Христова идет речь, и как эту веру достичь? Все мы признаем себя верующими в Бога и почитаем веру главным и самым драгоценным сокровищем своей жизни. Но надо знать, что вера бывает разной и проверять себя, на какой ступени веры мы стоим.
Комментарии
Светлана14 июля 2015, 22:13
Причин может быть много. Поругался с духовником, не получил просимое. Про себя скажу: у меня тоже есть причины для недовольства. Но есть и объективная помощь. Я цепляюсь за то хорошее, что Господь для меня сделал. А также за то, что моим усопшим родственникам на том свете не помешает хоть какая-нибудь помощь, пусть даже маленькая свечка за упокой. Поэтому и хожу. Не всегда натощак, не всегда с позитивными мыслями, но хожу. Я рада, когда у меня появляется время для вычитывания правила. К сожалению, если на работу к 8.30, у меня не всегда хватает силы воли встать раньше, чтобы его вычитать. Но если время появляется, то стараюсь использовать.
Вера31 мая 2014, 23:46
Верую, Господи! Помоги моему неверию...
Лариса 6 декабря 2013, 14:02
Спаси Господи за статью!
Елена.Украина14 ноября 2013, 22:51
ОЛЬГЕ (24.11.2012). Ольга,могу дать совет из собственного жизненного опыта. Перестаньте просить у Бога что-либо,а просто начните Его постоянно ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЬ,искренне,от всего сердца. Ваша жизнь изменится в лучшую сторону и Вы многое поймете.
Сергий27 сентября 2013, 15:15
Странное понимание честности!
Все таки от слов честь, чтить.
В статье описано несмирение, неверие и малодущие.
Каждый впадает в это в разной степени по гордости.
Нужно поддерживать друг друга и говорить только правду, лучше в виде Слова Божьего. Не нарушая свободы, наполнить радостью тяжелый путь.
Хорошо замечено насчет духовной чувствительности, это дар Божий, но и развивать его нужно.
Нельзя быть теплохладными.
Зря насчет резких движений, нужно как раз резко отрезать от себя все дела, мысли, темы и даже людей, мешающих стремлению к Богу.
Тогда проявится настоящая любовь в Нему!
Валентина.26 ноября 2012, 16:49
Самое главное-искорку Божию из сердца не потерять.а охлаждение пройдёт.В костёр тоже нужно подкладывать дрова .что бы не погас.
Ольга24 ноября 2012, 23:48
Р.б. Иулии - спасибо, за ответ.
Я бы сравнила себя с Иовом на которого навалились все беды. И друзья его говорили правильно, но сердцу от этого только больнее. Вы правильно пишите про верность, терпение, смирение, а я читаю как эту книгу, не подходит это к моей ситуации и душевному состоянию. Жидкая пища для младенцев, мне нужна ИСТИНА, и я ее приму, какой бы она не была. Я сделала все, что принято в православной среде, но нет ответа, а состояние не опишешь в словах.
Прошу помолиться обо мне, любой совет приму с благодарностью
р.б. Иулия23 ноября 2012, 14:25
Ольге - Богу нужна Ваша верность Ему. Авраам обетования о долгожданном сыне в глубокой старости ждал 10 лет. Его вера вменилась ему в праведность. А ведь ему по природе уже родить было сложно, тем более Сарра была бесплодна...

Надо верить даже тогда, когда нет ни в чем уверенности. Просто просить, чтобы он не оставил, и удержал в церкви. Утешение и ответы на многие вопросы придут, когда смиритесь.
И конечно же Господь обещал своим последователям - что мы будем иметь скорби в мире... а Царствие Небесное - внутри нас есть.
Просите у Бога веры. Постоянно, неотступно. Бог увидит Ваше благое намерение и вознаградит сполна.
Надежда18 ноября 2012, 00:48
Согласна с тем,что планку задираем,еще как!Я очень хорошо понимаю тех,кто на какое-то время уходит из церковной жизни.Но тот опыт,который они приобрели за время нахождения в ней - безценен.Все равно они всегда,в любое время,в любом месте могут обратиться к Богу в своем сердце,а потом по милости Божией и вернуться в церковную жизнь.Чаще всего эти уходы объясняются тем,что в церкви не нашли того,что искали,что изменились сами к худшему и нет никаких надежд на то ,что дальше будет лучше ,чем на момент ухода.Это ведь неудивительно,т.к.у подавляющего большинства воцерковление началось в зрелом возрасте,а до этого была советская и постсоветская действительность,поэтому реально оценить ни себя, ни то,что происходит,мы,вобщем,не в состоянии.В минуты сомнений спасает молитва.Я иногда молюсь так: "Господи!мне не к кому больше обратиться,кроме Тебя!Помоги!"Очень помогают молебны:Благодарственные Богу;Пресвятой Богородице,любимым святым.И еще - очень хочется никогда не забывать,что СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ!
Ольга17 ноября 2012, 22:56
Знаете, я из тех, наверное, про которых написана статья. Как бы все правильно и с другой стороны все совсем по другому. Не сразу, а постепенно накапливались и духовные и житейские проблемы. И однажды, когда стало совсем невыносимо, пришлось собрать всю свою честность и прийти к выводу- надо что-то менять. Ну, если Бог так наказует, значит к чему-то направляет? Может Ему неприятны мои молитвы, посты, доброделанье, может надо жить полной жизнью, той, которую Он нам подарил: любить, ошибаться, бороться за место под солнцем( а что в этом плохого? это Богом установленный естественный отбор), стремиться к богатству( в нашу эпоху Бог поставил такую задачу и на этом пути мы постигаем свои немощи и смиряемся). Я устала жить в искуственном мире, постоянно ждать будущих радостей и сомневаться в настоящих: толи утешение, толи прелесть. Хочется жить, а не прибывать в "тропике рака". И я бы потерпела еще лет пятьдесят, но как я могу быть уверена что это нужно моему Господу? Как, если я молюсь, а не утешений, не выхода нет. Господи, куда еще бежать, кого спрашивать, что делать? Руки опускаются , а течение относит все дальше от...
Татьяна17 ноября 2012, 13:56
Среди моих знакомых есть люди, которые долго страдали из-за отхода от Церкви своих детей. И их дети вернулись - Божиим Промыслом и родительскими молитвами. Похоже, им был необходим дополнительный опыт внецерковной жизни, чтобы окончательно утвердиться в Вере. Так давайте молиться о помощи всем нашим братьям и сестрам в поисках Царства Божия и правды Его.
Никита17 ноября 2012, 05:14
И ещё из личного опыта, вдруг кому покажется это близким, в минуты испытания маловерием я молюсь как-то так: "Господи, Иисусе Христе, даже если я сейчас не верю, но я хочу, хочу верить в Тебя, научи меня вере..."
Никита17 ноября 2012, 05:09
Очень своевременные и содержательные статьи - та что по ссылке вначале и вот эта - спасибо Дмитрию и Виталию! Особенно порадовала статья о. Дмитрия - видно, что не "на коленке" писалось, а как настоящая публицистика - план, канва, выводы.
Подписываюсь под этим и вписываю в свою память, точнее сложно сказать: "Для меня тоже характерны периоды сухости, периоды оскудения веры, когда все кажется трудным, скучным и бесполезным. ... Как-то удается перетерпеть, и потом что-то меняется внутри, становится легче, возникает ощущение присутствия Божьего. Ненадолго, конечно, но моменты эти запоминаются, и дальше уже помогают держаться на плаву." - кто из нас не испытывал такого?
Добавлю, что в этом разделе сайта есть запись с митрополитом Антонием Сурожским, который среди прочего рассказывает что такое духовность: это не молитвы, не аскеза и пр., а именно Дух Божий - в человеке, в Церкве, в Чаше. Вот этот-то Дух и держит на плаву - если в себе его не чувствуешь - как в незабываемые и короткие часы, даже минуты, "прилива", - то всё равно видишь в самой Церкви и в возлюбленных прихожанах. А глядя на критикующих или просто молчаливо ушедших - не находишь в них (и их словах) того Духа, за которым идёшь в храм, молишься, постишься и пр.
Елена17 ноября 2012, 01:33
У меня так было. Но я вернулась, теперь боюсь от Господа отлепиться
р.б. Сергий16 ноября 2012, 17:08
"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто" (1 Кор.,XII,2).
- Про отошедших от веры можно сказать лишь то, что они "смотрели и не увидели, слушали и не услышали".
"Бойтесь закваски фарисейской..."
P.S.
"Искушение честностью" как и помыслы ложного стыда на исповеди является закономерным итогом отхода от ВЕРЫ, который происходит из-за того, что люди ходят в церковь, а не в ХРАМ, приносят свою исповедь священнику, а не БОГУ и ищут душевного, а не духовного.
р.б. Иулия16 ноября 2012, 15:52
Их, ушедших, искренне жаль, и это ощущение похоже на то, как расстаешься с друзьями.
Мне пока это знание о периоде "сухости" очень помогает в тяжелые моменты - как последняя соломинка. Прошу (даже не молю) Бога в такие отчаянные минуты - чтобы не дал мне отступиться от Него.

Это (по-моему) очень созвучно супружеской жизни - вот сначала все чудесно и замечательно, потом постепенно жизнь налаживается, и вот, люди попривыкли вроде бы друг к другу, быт наладился. И через некоторое время наступает время охлаждения, привычки. И еще через некоторое время, честный человек думает - "я не чувствую в себе больше любви. это не честно жить с человеком, изображать любовь, которая ушла." И вот так "по-рыцарски" и уходят друг от друга. Говорят, остаются друзьями.
Самое удивительное - все знают, что такой период охлаждения в отношениях случается во всех семьях. Однако, это знание в наше время мало кого спасает. Пока писала, мне эта честность теперь видится чем-то похожим на трусость.

А в бОльшем масштабе получается, что это от маловерия. Нет веры, что любовь не преходит. Нам надо почаще, видимо, себе напоминать, что не Бог от нас уходит, а мы от Него.

Помоги нам всем Господь!

п.с.У меня начальница из разочаровавшихся. А мама моя Божиим Промыслом возвращается. Надежда есть! Будем молиться и не унывать, как та вдова из Евангельской притчи.
Геннадий16 ноября 2012, 15:06
//Чаще всего история развивалась так: человек вполне сознательно, искренне принимал Святое Крещение и начинал жить воцерковленной жизнью — регулярно посещал службы, исповедовался, причащался, соблюдал посты, читал утреннее и вечернее молитвенные правила, читал Священное Писание и богословскую литературу, иногда включался в приходскую деятельность. При этом окормлялся у хорошего священника, без каких-либо подозрений в младостарчестве.//
И надеялся, что его жизнь станет чуть краше, светлее и радостнее? Надежны не оправдались и он ушел?
Нелюбимая работа не приносит дохода и человек меняет работу, или возвращается к прежней ( доходной мирской "работе" ).
А вот больной как-то не спешит менять одну болячку на другую. Увидеть себя и весь мир пораженным ужасной болезнью, видимо, удается не всем.
Ради чего трудимся и напрягаемся, други? И что с чем сравниваем? Без терзаний, без подвига и прорыва случаются ли открытия? Что приносит нам благодать Духа Святого? И чего мы от Него хотели? Не испытывая кризиса, будет ли кто-нибудь искать Правду? А без поиска, найдет ли Ее кто-нибудь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×