Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау): «Вера – дело сердца»

Как-то раз много лет тому назад ко мне подошел один юноша студент. Нерешительно, но в то же время с настойчивостью ищущего человека, он заявил, что неверующий, что очень хотел бы уверовать, но не смог. Годами он пытался обрести Бога, но безуспешно.

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Общение с профессорами и образованными людьми не удовлетворило его жажды чего-то самого серьезного. Он услышал обо мне и решил поделиться со мной своей проблемой бытия. Он попросил дать ему научное доказательство существования Бога.

– Ты разбираешься в интегралах или уравнениях? – спросил я его.

– К сожалению, нет! – ответил он мне, – я студент гуманитарного факультета.

– Жаль, потому что я мог бы дать тебе доказательство, – ответил я с улыбкой.

Он почувствовал себя обезоруженным и ненадолго умолк.

– Послушай, – говорю я ему, – прости, что немного подразнил тебя. Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Он был таковым, то все образованные люди поверили бы в Него. Знай: Бог познается иначе. Ты когда-нибудь бывал на Святой Горе? Ты встречал в жизни настоящего подвижника?

– Нет, отче, но я думаю посетить Афон, я много слышал о нем! Если Вы скажете, я поеду хоть завтра же. Вы знаете там кого-нибудь образованного, чтобы я мог встретиться с ним?

– Выбирай: ты хочешь увидеть образованного, который сможет тебе вскружить голову или святого, который «разбудит» тебя?

– Лучше образованного. Святых я побаиваюсь.

– Вера – это дело сердца. Попробуй все же начать со святого. Как тебя зовут?

– Гавриил, – ответил он мне.

Я направил его к одному подвижнику. Рассказал, как до него добраться и дал необходимые инструкции. Мы и план составили.

– Ты придешь к нему, – сказал я, – и спросишь то же самое, что спросил у меня. Ты скажешь: «Я неверующий, но хочу уверовать. Для этого мне нужно доказательство существования Бога».

– Я боюсь, я стесняюсь… – говорил он.

– Почему ты стесняешься и боишься святого и не стесняешься и не боишься меня? – спросил я у него, – ты просто иди и задай ему свой вопрос».

Спустя несколько дней Гавриил пошел, нашел того подвижника. Он разговаривал во дворе с каким-то юношей. Напротив старца ожидали четверо, сидя на чурбане. Между ними робко примостился и Гавриил. Не прошло более десяти минут, как Геронда кончил беседовать с юношей.

– Как поживаете, дети? – спросил он, – Вы все уже взяли лукум? Водички попили?

– Спасибо, Геронда! – отвечали те с принятой в миру вежливостью.

– Поди сюда – подозвал он Гавриила, выделив его среди других, – я понесу воду, а ты бери коробку с лукумом. И подойди ко мне поближе, я поведаю тебе одну тайну: «Ну да, неверующие люди бывают, но чтобы человек носил имя ангела и был неверующим…?! Такое первый раз в жизни встречаю!»

Наш друг чуть было не получил инфаркт от такой неожиданности. Откуда старец знает его имя? Кто рассказал ему о его проблеме? Что всем этим, наконец, Геронда хотел ему сказать?

– Отче, я могу с Вами немного поговорить? Это единственное, что он мог промямлить в ответ.

– Смотри, уже смеркается, бери лукум и немного попей водички. И ступай переночевать в близлежащий монастырь.

– Отче, но я хочу с Вами поговорить. Это невозможно?

– О чем нам с тобой, мой милый, говорить? Ты зачем сюда пришел?

– Во время этих его слов, я вдруг ощутил, как вдыхаю полной грудью, – рассказывал он после, – мое сердце наполняется верою, мой внутренний мир согревается, мои вопросы разрешаются без всяких рациональных аргументов и обсуждений, без какого-либо четкого ответа.

Сами собой рухнули все мои «если», «почему», «может быть». И остались лишь «как» и «что» делать с этого момента и дальше.

Тот ответ, который он не смог получить от образованных людей, ему даровал своим деликатным советом святой человек, окончивший всего лишь четыре класса. Святые очень рассудительны. Они оперируют тебя так, что ты этого даже не чувствуешь и не испытываешь боли. Они делают тебе трансплантацию, не вскрывая полости. Они возводят тебя на неприступные вершины, не опираясь на лестницу мирской логики. Они сеют в тебе веру, не утомляя твоего ума.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Философия начинается с вопросов Философия начинается с вопросов
Протоиерей Андрей Ткачев
Вопрос о возможности философии в христианстве формулируется так: «В христианстве можно только молиться или можно молиться и думать?» Но если философии нет – значит, жизнь не осмысливается. Если религиозной философии нет – значит, жизнь в вере не проходит через сито анализа и самоанализа. Догматизация мелочей и канонизация исторических ошибок происходят именно отсюда, «из сего зерна».
Основание жизни Основание жизни
Протоиерей Андрей Ткачев
Смена культурной среды убивает привычную веру в тех, для кого вера — не главное в жизни, а придаток, культурный фон. Таких всегда большинство. И необратимый слом сельского, земледельческого быта требует нового уровня веры, более глубокого, более стойкого к перепадам духовного климата.
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
Валерий Духанин
Один священник говорил: «Замечательно то, что Бог в тебя верит, – ты еще не погиб для вечной жизни».
Как хорошо, что Ты есть! Как хорошо, что Ты есть!
Священник Димитрий Шишкин
Нашим современникам кажется, что сначала должно возникнуть в душе какое-то особое чувство, называемое верой, а затем уже жизнь будет меняться в соответствии с этим чувством. Но ждать этого «чувства веры» можно до конца своих дней. Нужно именно действовать. И главное – начать в повседневной своей жизни руководствоваться Евангелием. Не «естественными» движениями души и тела, омраченных грехом, а именно Евангелием.
Пустой дом Пустой дом
Священник Димитрий Шишкин
Пустой дом Пустой дом
Священник Димитрий Шишкин
Любовь, преданность – все это действительно высоко и прекрасно, но только если освящено, озарено высшей правдой, высшим, духовным смыслом. А высший смысл состоит в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться с Богом и знать, что истинное значение всех наших страданий и потерь, их смысл и цель – откроются потом… после. Только нужно запастись терпением. Но для этого надо в это «потом» верить и не отчаиваться, чтобы не потерять все.
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога» «Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Беседа с мусульманином, принявшим христианство
«Я чувствую в душе голод и жажду Бога» «Я чувствую в душе голод и жажду Бога»
Беседа с мусульманином, принявшим христианство
Ралука Тэнэсяну
Я родился мусульманином. И хотя я не знал Господа Христа, но, когда слышал слово Божие, у меня мурашки бежали по коже. Я искал Его очень сильно. Еще маленьким мне хотелось понять, где истина, — и я искал истину, но не знал, где найти ее. В неведении своем я молился: «Боже, помоги мне найти истину!» Лет в 20, переживая одну тяжелую скорбь, я нашел Спасителя Христа – или, правильнее сказать, Он нашел меня.
Комментарии
Ирина17 мая 2016, 13:57
Когда читала разговор старца с его посетителем - слезы льются от избытка благодати, вот что значат слова святого человека, даже если они обращены к другому, они говорят и тебе. Владыко, храни Вас Господь и спасибо за встречу с таким святым человеком.
Андрей 8 мая 2014, 02:00
Вот это сила!
А в математике есть доказательство существования выражения, которое не следует и не может следовать ни из одного выражения, зато все выражения следуют из него.
Это практически математическое доказательство Бога.
Жаль, но даже знающие про это неверующие ученые не становятся верующими. А все лишь потому, что, как сказал автор статьи "Бог познается иначе". Вера -- это дар Божий. И получает это дар только тот, кто ищет Бога и веру в Него
МАРИНА Н25 февраля 2014, 12:21
СПАСИ ГОСПОДИ!!!
Светлана Айко 8 ноября 2012, 16:31
Благодарю за интересный,а главное, очень полезный рассказ!
Евгений 8 ноября 2012, 05:37
Спасибо за рассказ! Очень люблю истории на тему того, как человек приходит к вере. Из рассказа видно, что Бог открывается смиренным сердцем, ведь студент послушал батюшку и сделал все как он говорил, а не пологался лишь на логические рассуждения и за это Господь его просветил, а тот кто хочет познать Бога только умом, видимо не достигнет желаемого, потому как гордость закрывает ему глаза души.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×