Память 7 / 20 ноября
Вечером святому Иерону явился ангел и возвестил, что Господь отправляет его ратовать не за царство земное, но в последнюю и славную битву, которая отворит ему врата Царства Небесного. На следующее утро святой с несказанной радостью объявил родным, что ему был открыт Божественный Промысл и отныне дорога пленения стала для него путем в Царство Небесное. По прибытии в Мелитину Иерон с тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. С этого момента он неустанно укреплял сподвижников в вере и поддерживал в них решимость пожертвовать жизнью во славу Божию.
Святой мученик предстал перед правителем, который обвинил его в гордыне, потому что он не повинуется приказам императора и презирает идолов. Когда правителю сообщили, что именно Иерон обратил воинов в бегство и избил их палкой, тиран, вместо того чтобы отдать должное его храбрости, приказал подвергнуть христианина пыткам и отсечь руку. Иерон перенес все мучения с радостью, после чего снова был заключен в темницу в ожидании следующего суда.
Один из его друзей и родственников, Виктор, убоявшись пыток и мучений, тайно призвал тюремщика и предложил отдать свою землю взамен на бегство из темницы. Когда воин Христов Иерон узнал о бегстве Виктора, он горько плакал, скорбя о печальной участи друга, который ради спасения бренной жизни лишил себя жизни вечной и бесконечного блаженства, уготованного избранным, и обрек себя на вечные мучения в аду. Предчувствуя, что казнь неминуема, Иерон призвал к себе тех родственников, которых к тому времени отпустили, и высказал последнюю волю. Он попросил свою сестру Феотимию совершать ежегодно поминовение в день его смерти и взял с нее обещание передать отсеченную руку их бедной ослепшей матери как утешение в горе.
На четвертый день он вместе с другими заключенными христианами вновь предстал перед Лисием. Правитель велел истязать их бичами, но они только укреплялись в пламенной вере. Тогда он приказал обезглавить святых. По пути к месту казни мученики воспевали слова верных слуг Господних из псалма: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» (Пс. 118: 1)[3]. После казни родные святого предложили выкуп за его святые мощи. Алчный правитель воспользовался этим и предложил выкупить их по весу за золото. Он разрешил также возвести храм в честь святого Иерона на месте его мученичества
Храни вас Бог!
Почитайте жития других святых и обратите внимание на те места и посторайтесь их понять, почему святые отказывались от освобождения от уз и добровольно шли на мучения и казнь хотя и могли это избежать.
\\\\\\\\\\\ Когда воин Христов Иерон узнал о бегстве Виктора, он горько плакал, скорбя о печальной участи друга, который ради спасения бренной жизни лишил себя жизни вечной и бесконечного блаженства, уготованного избранным, и обрек себя на вечные мучения в аду. \\\\\\\\\\\\\\\\\\
Правило 12-е святаго Петра архиепископа Александрийскаго, из слова его о покаянии.
12. Тем, которые дали сребро, дабы совсем не быти им отревоженными никакою злобою, да не поставляется сие в вину. Ибо они потерпели урон и утрату денег, де не отщетят, или погубят душу свою, чего другие по корыстолюбию не сделали, хотя и глаголет Господь: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Матф.16,26), или погубит? Такожде: не можете Богу работати и мамоне (Лук.16,13). Ибо пред гонителя они явились служащими Богу, возненавидевшими и поправшими сребро, и презревшими оное, и сим исполнили написанное: избавление мужа души свое ему богатство (Притч.13,8). Ибо и в деяниях апостольских читаем, яко в Солуне, влекомые за Павла и Силу ко градоначальникам, отпущены за довольные пенязи. После того, как много озолобили их за имя Христово, и возмутили народ и градоначальников, вземше довольное от Иассона и от прочих, отустиша их. Братие же абие в нощи отслаша Павла и Силу в Верию (Деян.17,9-10).
Впрочем, какие-то детали жития могли затерятся в веках, почему же все таки св. Иерон оплакивал родственника как погибшего, может все таки было там что-то такое, связанное с отречением.