Крик души-2. Отклики на материал Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Неделю назад на нашем сайте в рубрике «Полемика» был помещен ответ Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой  на письмо одного нашего читателя. Эта публикация, как мы и ожидали, вызвала бурную реакцию аудитории Православия.Ru.

***

Жаль, что автор гневного письма живет не в моем городе. Очень умный молодой человек, и очень перспективный во всех отношениях. Думающий. Если такому не в порядке поучений, а в порядке диалога разъяснить все, что он хочет, – с ним можно горы свернуть! Другое дело, что он во многом прав, и, не обвиняя отдельных деятелей РПЦ, все объяснить не сможет никто. Есть ведь «косяки», есть перегибы, воровство – все есть. А люди (не обязательно молодые) ждут от всех, кто в храме – святости. Потому что книжные святые – они уж очень далеко были. Хочется, чтобы рядом был кто-то, от кого Дух Божий чувствуется. А у нас порой и сами батюшки не очень верующие, и идут в храм, чтобы зарабатывать. Стыдно и горько, но они есть.

А еще не очень понятно, зачем делить людей на молодых и старых, мужчин и женщин, простых и сложных, колхозников и городских. Молодые сейчас в вопросах веры осведомлены гораздо лучшие бабушек: бабушки выросли при социализме, их вера напополам с суевериями. А молодежь, чувствуя некоторую бредовость разъяснений, почему после соборования нельзя есть мясо, например, – молодежь просто берет и читает первоисточники. Так-то можно много полемизировать: женщины более верующие, колхозники ближе к природе и т. п. Но это неправда: человек может быть кем угодно и где угодно, и начальник областного департамента культуры может быть в духовном плане более дремучим, чем сантехник Вася. Никогда себя не ощущала «представителем молодежи несчастной» или «представителем старшего поколения, развалившего страну». Пашут за копейки сейчас все. А льготы, кстати, дают только очень молодым и очень старым. Может, еще по этому признаку людей поделить и подумать, что ощущаю, например, я в 33 года, когда кредит на жилье мне и моим детям не положен, а тем, кто первый год после вуза, – положен. Кто из нас идол, кто из нас жертва?

Искусственная тема – проблемы молодежи. Есть чудесные молодые люди, которые не воцерковлены, потому что крайне мало хороших проповедников. А это вот проблема реальная…

Елена

***

Радует то, что человек неравнодушный. Он все-таки сел и написал. Отчасти выплеснул, но что ему оставалось делать? К сожалению, у большинства молодых людей нет «под рукой» человека, с которым можно посоветоваться. А ведь «духовному младенцу» подчас и кашка с ложечки нужна… Поэтому, к сожалению, разочаровал ответ авторов статьи. На мой взгляд, они где-то отписались, нет полных, подробных, аргументированных ответов. Ведь человек будет читать эту «полемику с собой» и услышит пустые фразы. Не так трудно было бы упомянуть в связи с царем-мучеником, что «авторитеты», на которые ссылается автор письма, не надежны, а убийство было ритуальным и т. д. и т. п., ведь одно слово подчас может зацепить, задеть за живое! А ведь парень, наверное, и с теми православными сталкивался, которых в плохом смысле слова называют неофитами… Усталый, измотанный в своей молодости человек, который измотан так, что у него нет сил ни думать, ни отдыхать, выплеснул свою боль. Вдруг. Но мне кажется, полного понимания он так и не встретил.

Александра

***

Случайно наткнулся на вашу статью «Поколение цветов. Три этюда о современной молодежи» и на ответ на нее – «Крик души. Письмо в редакцию». Во вступлении к ответу редакторы сайта пишут, что «письмо отражает точку зрения ряда наших молодых читателей». Я, очевидно, принадлежу к рядам других ваших молодых читателей, письмо не отражает моих мыслей, хотя заслуживает внимания. Но вот хочется поделиться некоторыми своими мыслями.

Тоже расскажу о себе. Мне 21 год, я москвич и несколько воцерковлен. Учусь, работаю – как обычно. Отношусь к современной молодежи. Поддержу и расширю всю ту конструктивную критику, которая высказана в ваш (т.е. авторов) адрес. Только то, что я напишу, никак не будет коррелировать с вышеупомянутым ответом на вашу статью. Я во многом не согласен с автором. И потом, моя душа не кричит. Наверно, это плохо, лучше бы кричала. Только кричать некому – никто не услышит. Ну, а Богу кричать, будем считать, не надо. Он и так слышит.

Один простой вопрос. За что вы так ненавидите современную молодежь? Что мы вам сделали?

Молодые люди – они тоже люди. Такие же, как вы. Зачем на нас смотреть, как на кроликов? Да, определенные корпоративные круги (в Голливуде, среди нашей попсы, на телевидении и еще много где) рассматривают молодежь как платформу для создания новых источников прибыли; они смотрят на молодежь как на биомассу. Но также поступаете и вы. Ваша статья напоминает выступления английского натуралиста Джеральда Даррелла в защиту животных. «Птичку жалко» – и не больше?

Кстати, в вашей статье нет ответа на любимый вопрос «Кто виноват?». Кто «носится с молодежью как с писаной торбой», тогда как должен «способствовать увеличению ее численности» посредством пропаганды многодетности? Какие СМИ – глобалистские? Кто эти хитрые манипуляторы? Кто жестоко ограбил молодежь? В.В. Путин? Пентагон? Израиль? Корпорация «Proctor&Gamble»? Главный редактор журнала «Хулиган»? Для вас и вашего поколения не важно кто. Вам нужно «опустить» молодежь, а за счет кого – какая разница.

Если вы считаете, что против российской молодежи развязана война с Запада – так и скажите. Если вы видите в этом происки «отца лжи» – зачем его маскировать за безличными предложениями. Только не понятно, что еще можно ждать от врага рода человеческого и чему вы тогда удивляетесь.

Вот вы пишите, что сотовые телефоны пагубны. Правда, не объясняете, чем. А зря, ведь большинству читателей, я уверен, неясно.

Из вашей статьи следует, что молодежь существует исключительно в сфере «компьютерных игр, курения, пива, наркотиков, гормональных контрацептивов, экстремальных видов спорта, рок-музыки, порнографии, педерастии, магии и оккультизма». Представьте себе, это не так. Вот я и спрашиваю, за что вы владельцев сотовых телефонов ставите в один ряд с наркоманами, а бедных курильщиков – с педерастами. Условно говоря, молодежь существует между двух полюсов современных людей старшего поколения. Одни зазывают молодых людей в указанную сферу, а другие – такие, как вы, – их туда виртуально отправляют, не оставляя им выбора. «Молодой – значит педераст». Из вашей статьи получается именно это. И нет выбора у молодого человека. Ибо придет он к батюшке на исповедь, а батюшка, начитавшись ваших статей, спросит: «Мужеложством занимался?». Нормальный юноша и слова такого не знает, а когда батюшка пояснит его значение (т.е. спросит: «Не педераст ли ты?»), он не просто из храма убежит, а еще батюшке может и по морде дать. Вы и ваше поколение отказываетесь вникать в содержание; вы делаете вывод о людях даже не по ним самим, о по рекламным плакатам, расставленным по Москве Лужковым. И радуетесь, что вы не такие.

Кстати, сейчас идет Неделя о блудном сыне. Притча о блудном сыне очень близка к нашей теме. Кого Господь ждет больше – наше или ваше поколения?

Далее, вы пишите: «Снимать квартиру, иметь машину, компьютер с интернетом, сотовый телефон, модную одежду – все это в последнее время стало не привилегией некоторых счастливчиков, а, в общем-то, нормой жизни». Это неправда. У меня не хватит зарплаты, чтобы снять квартиру; машины у меня нет; одежда есть, но насколько она модная – не знаю… И я живу вполне нормально (и не я один). Наверно, потому что у меня есть компьютер с интернетом. И дача, на которой нет компьютера и нет интернета.

Единственное конкретное упоминание источников злодеяний в вашей статье – это перечисление молодежных журналов. Только вот в чем я в вами не согласен. Не они их, читателей, сделали такими плохими, а плохие читатели порождают спрос на такие продукты на нашем свободном рынке. А читатели плохие, потому что предшествующее поколение не знает (в целом) что хорошо, а что плохо. И не может научить наше поколение читателей. А ваше поколение своим более моральным прошлым обязано, если быть честными, нашим бабушкам и дедушкам, которые после национального объединения в борьбе с фашизмом и пережитого в годы репрессий всеобщего шока смогли создать тот благотворных дух, ту социокультурную реальность 50–70-х, которую вы так восхваляете.

Вы думаете, современный мир чем-то нов, уникально безнравственен? «Доброе в мире перемешано со злом, и злое гораздо превышает собой доброе. И я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому боялся Бога, но и тот одержим был диаволом (кстати, Word хочет написать «диавола» с большой буквы – происки врагов?). И услышал я от него пышные речи и басни, сложенные на обольщение с ним встречающихся, а после него встретил я многих воров, хищников, притеснителей, видел безобразную наружность упившихся, кровь угнетенных, видел и красоту жен, которая повергла искушению мое целомудрие… Услышал еще тысячи плачевных рассказов, которые своими изнеженными звуками вторгались в душу. Еще слышал приятно звучащие гусли, рукоплескания скачущих, голос смехотворов, слышал много глупостей и шуток, крик бесчисленного многолюдства, видел слезы оскорбленных, мучения отводимых в неволю, рыдание подвергаемым пытке», – так Василий Великий писал в IV веке. А как похоже на наше время?!

Не нравиться вам фильм «Живой»? И мне не нравиться. Так почему ваше хваленое старшее поколение не создаст такого кино, которое бы понравилось, или пошло бы на истинную пользу?

Вот вы пишите: «Отсутствие возвышенных платонических чувств к противоположному полу сегодня удалось навязать почти всей нашей молодежи». А как же Божий дар? Ведь любовь – это Божий дар. И если вы не верите, то я верю, что никакие чары темных сил не могут разрушить в человеке способность к Любви. Поэтому и кажется мне, что вы молодежь за людей не считаете. Может, конечно, дело все в том, что вы сталкиваетесь по работе с психически больными людьми? Поверьте, существуют еще нормальные люди. И их много, более чем достаточно. Только не надо судить по массовкам. Если я не хожу на дискотеки, не тусуюсь по клубам, не свечусь в интернет-блогах, то это еще не значит, что я не существую. Вы однобоко анализируете современное общество.

Еще одна убойная фраза: «Но старшие – те, кто еще не потерял способности к рефлексии, – не могут равнодушно смотреть, как гибнут молодые». Насколько я понимаю, способность к рефлексии – именно то, что делает человека человеком (в позитивном смысле; в богословском смысле это называется человеческой душой, носящей образ Божий). И вот представляете, как вы оскорбляете современную молодежь, утверждая, что мы все до единого абсолютно бессознательны. Каждый молодой человек, который решил познакомиться с Православием, зашел на ваш сайт и прочитал, не дай Бог, вашу статью, надолго становится потерян для Церкви. Тут, действительно, приходиться надеяться, что он очень тупой и ничего не понял. Вы пишите о молодежи так же, как упомянутый вами Бжезинский – о русских.

В последней части вы пишите о батюшках, которые благословляют некоторые вольности. Священников, которые благословляли бы гражданский брак, я не видел; предохранение от беременности разрешено в некоторых случаях Основами социальной концепции РПЦ. Однако вот что я скажу о позиции так называемых «либеральных» батюшек (хотя многие либеральные батюшки для нашего общества очень даже консерваторы). Вы (и я) судите молодежь и молодых людей с точки зрения социологии и психологии. Но невозможное человеку возможно Богу. Батюшка, может быть, ждет просто-напросто Божьего чуда спасения человека. Для верующих людей это совсем не пустые слова.

Вы не задумываетесь о той части молодежи, которая живет так, как научили их родители. Я смотрю на некоторых своих «невоцерковленных» товарищей (которые при этом очень далеки от той молодежи, которую описываете вы), и понимаю, что они объективно лучше меня, однозначно ближе к Богу и к спасению. Сегодня многие искусственно созданные православные группы молодых людей не способны принять в себя невоцерковленных людей. К сожалению, за внешней набожностью там может скрываться даже более жесткая культура, чем в среднем по молодежным малым социальным группам (как формальным, так и неформальным).

Вы указываете, что за последние десятилетия общество наделало много глупостей. Верно. И более того, общество слепо и глупо всегда. Общество перестает быть глупым и слепым, а становится столпом и утверждением Истины, когда это общество – Церковь, и во главе этого общества стоит Христос.

В заключении вы призываете прекратить заискивать перед молодежью. А перед молодежью сейчас никто не заискивает; молодежь сейчас используют в конкретных экономических целях, и вы со мной согласитесь. Либо используют те люди вашего поколения, которые увидят в вашей статье хвалу своей молодости, хвалу своей способности к рефлексии; они прочитают вашу статью и ничего не сделают для того, чтобы кто-то пришел в церковь, а не пошел в клуб. Я уже столкнулся с этим: очень многим сейчас нравиться ругать современную молодежь заодно с врагами Николая II и с США. А задуматься: «Что могу сделать я?» – не хочет никто.

Мне для того, чтобы в моем храме на меня перестали смотреть как на подростка, зачем-то стоящего на службе и мешающего молиться самим фактом своего присутствия, понадобилось 10 лет. Так можно вас попросить – не выгонять молодежь из храма. Ведь выгоняете даже не за пирсинг и тату – такие в храмы не ходят; выгоняют за то, что ставишь свечки не с той стороны. Вот глупо-то как: я все-таки, как указал в начале, воцерковленный, меня можно ругать, во мне можно ошибаться – все-таки, мои отношения с Богом хоть и сложные, но верные. Но я знаю, куда и как положено ставить свечки, и меня не спрашивают представители вашего поколения, занимаюсь ли я свальных грехом (сколько новых слов я узнал из вашей статьи – и все о сексе). А достается именно тем, кого надо бы поддержать, надо бы направить к Богу, а не отвратить от него.

Максим Горький (председательствовавший в Союзе писателей вашего любимого СССР) писал: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Вот и я вам желаю постараться разглядеть в каждом до единого представителе молодежи образ Божий и начать относиться к молодежи по-человечески. Ведь у каждого человека есть предопределенная склонность к иной жизни. Надо только ее не замораживать, а, наоборот, отогревать. Слышал тут песню А.Б. Пугачевой, о чем она, не понял, но там были такие слова: «Люди, люди, вы же быть добрее можете!».

Приношу извинения за излишнюю резкость. Просто, если бы начал писать очень-очень вежливо, вы бы ничего не поняли.

С уважением,

Илья

***

Откуда у вас столько ненависти к молодежи? Может оттого, что ваша молодость уже прошла? Но ведь каждый возраст привлекателен по-своему, наслаждайтесь жизнью. Насчет того, что в совдепе все было лучше, – это и смешно, и грустно. Над вами просто произвели идеологическое насилие. Открою вам страшную тайну: наркоманию нам принес Советский Союз. Даже я помню компании ребят и девчонок, которых жители постоянно гоняли из подъездов, а мы (мелкие, все по 4–6 лет) со страхом и интересом смотрели в эти изможденные лица и пустые глаза. И таинственные перешептывания «это наркоманы…». И пьянство было, и преступность. Людей в карты проигрывали, прямо на улице выбирали и убивали. Но вы не хотели этого видеть и не видели, вам государство все обеспечило – жилье, работу, познавательно-развлекательные программы по телевизору и уверенность в защищенности и стабильности. И тех, кто неравнодушен к тому, что происходит, – по тюрьмам. А нам сейчас – выживай, как хочешь. Если что-то начинает получаться – то море зависти со стороны старшего поколения.

И прав парень, который написал вам возмущенное письмо: нам действительно приходится вкалывать, как рабам, пробиваться, биться за выживание. И страну развалило ваше поколение, и разворовало ее оно же. И жилье действительно невозможно приобрести, через ипотеку получается, что 3 раза стоимость квартиры оплачиваешь! А старых советских извращенцев очень много еще осталось.

И вообще лучше бы вы не разделяли мир на поколения и не устраивали подобную вражду. Если вы чего-то не добились, порадуйтесь за нас. Если вас за внебрачную беременность позорили на весь район, я не считаю это достоинством вашего времени, скорее наоборот. И это очень хорошо, что сейчас человек вправе выбирать свой стиль жизни. Это очень важно. Я не принимаю наркотики, не занимаюсь групповым сексом, я даже не курю. Это мой выбор, мне его никто не навязывал. И у меня нет права осуждать того, кто сделал другой выбор. Он за все и так перед Богом ответит.

Все не так уж и плохо. Сейчас заключается очень много браков. Просто люди приходят к этому немного в более позднем возрасте. И вчерашние развратники сидят на кухне и кормят детей ужином и проверяют их уроки. А вы все смотрите реалити-шоу и мультики типа «Стрипирелла» на MTV и возмущаетесь: молодежь погибает!

Мы еще вас всех переживем, и дети наши не будут ворами, доносчиками и приспособленцами. Прошло это время, не пытайтесь его вернуть. Я не верю, что вы истинно православные люди. Слишком много злобы, предрассудков, осуждения. Спасайте свои души, не лезьте в наши.

С уважением,

жительница России, случайный читатель (22 года, менеджер)

***

После прочтения статей Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой хочется больше никогда не посещать ваш сайт. Паникерство помноженное на грубость и агрессию. Последняя статья («Крик души») абсолютно отвратительна. С каких пор едкий сарказм в отношении человека, который и ответить-то на него не может, считается хорошим тоном, допустимым на христианском сайте? Если госпожи Медведева и Шишова думают, что, назвав своего оппонента несколько раз «неумным» и «глупым», они его так элегантно «разгромят», то они сильно ошиблись. Они только разгромили мое последнее к ним уважение.

С большим разочарованием,

матушка Елена

***

Эх, тетеньки.
У парня душа рвется.
И прав он конечно не во всем.

А у вас, вроде и все правильно, а помощи ему нет.
Ответы – типа «Наш пролетарский ответ Чемберлену», «молодому зарвавшемуся мальчишке» в данном случае несколько свысока, в конце только миром и верой повеяло.
Прочитав ответы, он вряд ли требуемую помощь душе получит.

Нравоучение – есть, любви – нет.
Такие вот мысли возникли, возможно бестолковые.
Слежу за вашим опытом контроля и противодействия РАПСу в школах, мотаю на ус, т. к. готовлюсь стать родителем.
Успехов.

С Богом.

Леонид

***

Что могу сказать, парень умный, у него есть своя твердая идея, а это важно, и правильно он сказал, что ваше поколение разворовало нашу страну, оставило в диких условия медицину, образование, всю социальную и политическую систему. Где были вы, борцы за идею, за Православие… Но парень не прав про то, что нет доступа к доступной и простым языком написанной православной литературе. Посоветуйте ему зайти в магазин на Лубянке.

А про то, что в нашей стране нет запрета на секты, как в Западной Европе (во многих странах, по крайней мере) – виновато ваше поколение. Еще мне понравилось, как священник сказал, что у нас по телевизору одна фигня идет, чего стоит одно шоу «Дом-2» . Да это для олигофренов недоразвитых, которое напрочь калечит души нашей молодежи, – в этом виновато новое поколение шоумейкеров хреновых, такие шоу – банальное выкачивание бабла по sms.

С уважением,

Илья

***

О чем полемика? Парень душу выворачивает, говорит то, что наболело, не самый глупый, кстати, человек, а умные-разумные придираются к последним словам, в одном месте вообще переходят на «ты» (цитата: «Смотри выше»), по существу ни на что не отвечают толком, прячутся за какими-то заборами. А у госпожи N, которая на Рождественских чтениях кричит о глобализации через мобильную сеть, два раза мобильник звонит во время секции, и она при включенном микрофоне еще отвечает. Ханжи вы, матушки.

Екатерина

12 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×