Русским
чудом называют жители Нью-Йорка возвышающийся над
прилегающими строениями храм с куполами-луковками.
Патриарший
собор всегда привлекал в свои стены людей разных
национальностей и даже вероисповеданий. Многолетние
соборные прихожане и соседи-американцы помнят
невзрачное внутри, темное здание, каким был храм лет
сорок назад. Сейчас он совсем иной. В ноябре
Николаевский собор отмечает свое 110-летие.
Патриарший Николаевский собор в Нью Йорке
В этом году отмечается и пятая годовщина восстановления единства Русской Церкви в отечестве и за границей. На праздничных мероприятиях в Америке российскую делегацию возглавлял митрополит Рязанский и Михайловский Павел, 20 лет назад приехавший в Америку в качестве управляющего Патриаршими приходами в США (1992–1999) и служивший в Николаевском соборе. Хороший повод расспросить владыку об американском периоде его служения.
Историческая справка:
Первый православный приход на восточном побережье Северной Америки возник в Нью-Йорке в 1870 году. Храм, располагавшийся в частном доме на 2-й авеню, посещали греки, сербы, сирийцы, но большинство прихожан состояли на службе в Российском консульстве.
К концу XIX века настоятель – будущий священномученик протоиерей Александр Хотовицкий – поставил вопрос о строительстве в Нью-Йорке большого собора. С благословения епископа Алеутского и Аляскинского Тихона, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, в 1899 году был приобретен участок на 97-й восточной улице (East 97 Street), на котором предполагалось возвести храм на 900 человек, построить помещение для воскресной школы, зал для праздничных собраний, квартиры священнослужителей.
Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось в ноябре 1902 года. В 1905 году, с перенесением епархии из Сан-Франциско в Нью-Йорк, Николаевский собор стал кафедральным, а в 1973 году Архитектурное общество города признало собор памятником архитектуры Нью-Йорка и прикрепило к стене бронзовую мемориальную доску с текстом об уникальности здания.
– Ваше высокопреосвященство, вспомните, пожалуйста, начало вашего служения в США. Каким вы помните Патриарший собор 20 лет назад?
– 19 февраля 1992 года Священный Синод принял решение о моем назначении на служение в США, 22 марта была совершена моя архиерейская хиротония, и в Америку я приехал уже после Пасхи.
В Николаевский собор в то время ходило очень мало людей. В 1992–1993 годах службы в соборе по будням проходили очень редко, и принимало в них участие только наше духовенство: отец Владимир Романов служил, диакон Владимир Тыщук и я пели на клиросе. Миряне в Америке по будням в храм не ходили, поскольку все работали в светских учреждениях. Новые этнические русские люди стали приезжать в Нью-Йорк начиная примерно с 1994 года. А так как наша соборная паства не была многочисленной, то я много времени уделял Патриаршим приходам, которые часто посещал. И, конечно, на меня очень большое впечатление производило и радовало общение верующих людей между собой и со своими пастырями после богослужений, о чем я часто рассказываю в Рязани. Вот это – настоящая община! Это не наши православные храмы в России, куда люди приходят только помолиться, а после службы сразу расходятся по своим домам. И это не потому, что люди или священники у нас такие «плохие»: просто в России после революции все приходские дома были экспроприированы, часть их была перепрофилирована, а часть – разрушена. Остались только храмы. А здесь, на Западе, была настоящая приходская жизнь, священник знал всех своих прихожан, что чрезвычайно важно. Я сейчас пытаюсь внедрить это в жизнь нашей епархии, но сделать это нелегко.
– Каков был распорядок дня управляющего Патриаршими приходами 1990-х годов? Как строилось общение и сотрудничество с приходами вообще и, в частности, с англоязычными прихожанами и приходами, которых под началом управляющего большинство?
– Как я уже упомянул, я часто ездил по приходам: сначала с секретарем, а потом и сам за рулем автомобиля. В то время у нас был 31 приход; посещал также Патриаршие приходы в Канаде и в Мексике.
Митрополит Павел |
– Английский язык вы изучали в США?
– В школе и семинарии учил, а правильнее будет сказать – проходил – немецкий язык. Английский решил начать изучать в академии, а для этого надо было посещать группу интенсивного изучения английского языка. И до сих пор я пользуюсь тем запасом знаний, которые там получил. А в США занимался английским самостоятельно: каждый день учил новые слова, старался читать и общаться по-английски. У меня даже собралась подборка школьных пособий. Первое время я общался через переводчика, а в последующие годы уже старался разговаривать сам, чтобы людям было более комфортно со мной говорить, ведь кто-то хочет поговорить с архиереем без присутствия секретаря или переводчика, открыть свою душу. Даже если я что-то недопонимал, то переспрашивал, и собеседник чувствовал, что разговор идет от сердца к сердцу.
– Не могли бы вы припомнить самые памятные моменты вашего служения в США?
– Прежде всего, это празднование 90-летия со дня освящения Николаевского собора. На торжество к нам тогда приезжал Святейший Патриарх Алексий II. Через два года Его Святейшество снова посетил Нью-Йорк. Патриаршие служения были для нас ярким и радостным событием. В последние годы моего пребывания в США мне было очень приятно видеть полный храм верующих, чего не было в первые годы. Поначалу меня, бывало, обвиняли в том, что я не совершаю торжественных архиерейских служб с облачением на кафедре в центре храма, как это делают епископы в России. Я на это отвечал: «А кто будет облачать? Я захожу в собор и вижу, как матушка отца Владимира читает Часы, в храме – в лучшем случае – два-три прихожанина. Хор собирается к 10 часам… И перед кем, скажите, облачаться?» А уже в последующие годы, с прибытием в Америку людей, которые становились нашими прихожанами, стали совершаться и торжественные богослужения.
Организовывали мы и мероприятия по сбору средств для реставрации собора: провели три благотворительных бала. В Америке так принято: люди хотят не просто пожертвовать, но и получить духовное удовлетворение, радость общения с такими же благотворителями. Первый бал проходил в гостинице «Плаза», второй – в «Валдорф Астории». Начало было положено, но когда я уехал, ситуация изменилась, а потом и деньги на реставрацию поступали уже из России.
– Ваше высокопреосвященство, спустя 20 лет вы помните тех, кто оставил след в вашей жизни и душе за время служения в США?
– Конечно же, это наши прихожане, многих из которых я рад был увидеть в соборе в дни моего посещения Нью-Йорка. А из духовенства это, прежде всего, священнослужители и епископы, которые верили, что придет время, когда мы будем вместе. Протопресвитер Александр Киселев из-за симпатий к Русской Православной Церкви был изгнан из Синода и в последний год перед его отъездом в Россию служил в Николаевском соборе.
Богослужение в Никольском соборе |
Добрые отношения были у меня с князем Алексеем Павловичем Щербатовым. Он не боялся приходить к нам в Представительство Московского Патриархата, где мы вместе часто общались.
Митрополит Рязанский и Михайловский Павел |
Хотелось бы, чтобы наше объединение не оставалось только формальным подписанием декларации, но и далее укреплялось естественным образом, в совместном молитвенном пребывании и в добром общении между собой. Праздники проходят и наступают будни: у нас большое поле для совместного сотрудничества в самых разных направлениях.
Незадолго до юбилея трудами уже нынешнего управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана завершен ремонт Николаевского собора. Отремонтированы все металлоконструкции в пяти куполах, отреставрирована кирпичная кладка стен, позолочены кресты. Когда-то соборные кресты возвышались над кварталами верхнего Манхэттена. С постройкой двух башен-близнецов соседнего госпиталя их трудно заметить издали: летом их скрывает зелень, осенью – золото листвы соседних деревьев. Но если будете в Нью-Йорке, между Мэдисон и 5-й авеню поверните на 97-ю восточную улицу – и перед вами откроется уголок Святой Руси, освященный благословением праведного Иоанна Кронштадтского, трудами и молитвой святителя Тихона, новомученика Александра Хотовицкого, многих и многих тружеников нивы Христовой века минувшего и нашего времени.