Якутия – край неисчислимых природных богатств. Это край нефти, газа, алмазов и золота. Однако в глубине сердца ее жителей хранится золото куда большей ценности, чем в недрах этой земли - золото христианской веры. Простой, но очень живой и непосредственной. О своем путешествии в Якутию, наблюдениях за организацией церковной жизни в этой стране рассказывает протоиерей Алекандр Болонников, побывавший в республике Саха на Светлой Седмице в рамках участия в молодежном съезде Якутской епархии.
- Перелет из Минска в Якутск
занимает около 7 часов, столько же часовых поясов
разделяют два этих города. Вам поездка больше
понравилась или больше утомила?
Поездка больше понравилась. Все время нашего пребывания в Якутске было сплошной Пасхой. Можно даже сказать – сугубой Пасхой. Не было ни одного дня, чтобы я не радовался. Разумеется, прежде всего, этому способствовало общение с моими друзьями, которые сейчас трудятся в этом крае. Но и все, что я увидел: а именно то, как они работают, как умело они реализуют накопленный ими ранее потенциал…
- Вы имеете в виду учебу в Духовных Школах?
Да, ведь мы вместе с владыкой Романом учились в Московской Духовной Академии. По окончании он был назначен проректором семинарии в Ставрополе. Затем был избран викарным епископом Ставропольским, а потом Якутским и Ленским. Вот уже скоро год, как он несет это послушание.
- О. Александр, когда смотришь на карту мира, невольно задаешься вопросом: каким образом два представителя Белорусской Православной Церкви оказались почти на краю Света в Якутии? Неужели только дружба этому способствовала?
Этому, конечно, способствовала дружба, это действительно так. И я считаю, что в этом нет ничего плохого. Если личные дружеские отношения приводят к соработничеству людей, объединяют друзей в едином делании на ниве Христовой. Я считаю, что это очень хорошо. И дай Бог, чтобы мы все использовали свои личные отношения исключительно и как можно больше для трудов в Церкви.
-Ну что ж, вероятно нить Вашей дружбы настолько крепка, что не разрывается даже будучи натянутой между Минском и Якутском.
Надеюсь, что она не разорвется никогда.
- Одним из пунктов программы Вашего визита было участие в торжественном акте Якутской семинарии. Наверное, сам факт наличия высшего духовного учебного заведения свидетельствует об определенном уровне организации духовной жизни…
- И надо сказать, что это на самом деле так. Причем семинария еще моложе, чем сам архиерей. Я имею в виду время пребывания его на Якутской кафедре. Это было одно из первых действий Владыки Романа после его назначения – преобразование Духовного Училища в Семинарию. Безусловно, это очень важно для Якутии. Поскольку это один из самых удаленных от центра Патриархии краев, то местному населению, конечно, очень сложно получить высшее богословское образование для того, чтобы впоследствии стать священнослужителями.
Мы же, с Владыкой Серафимом, прибыв в Якутск, увидели прекрасную школу. В первую очередь мы смогли оценить, конечно же, материальную составляющую, т.е. здание, общежитие, оснащение и т.д. Прекрасное здание учебного корпуса: новое, свежее, с просторными аудиториями, со светлыми коридорами, с огромным, встречающим вас у главного входа памятником святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, просветителю этой земли. Замечательно своим уровнем комфорта студенческое общежитие, спортзал, очень хорошее здание квартир преподавателей: трехкомнатные, двухкомнатные, однокомнатные в зависимости от семейного положения.
Кроме того, приятое, весьма приятное впечатление произвела атмосфера семинарии. Все время нашего пребывания нас постоянно окружали сияющие, открытые лица студентов.
- А лица с раскосыми глазами Вам тоже встречались?
- Да, там обучается очень много местных жителей. Мы, кстати, познакомились с одним из них, его имя Николай и он был из самого удаленного улуса (района) от Якутска; к нему домой нужно лететь самолетом два часа, ведь сама Якутия – это пять Франций.
- Тем не менее, в Якутии все еще сильны местные культы. Языческий праздник Ысыах, к примеру, имеет статус республиканского государственного праздника. Может быть, владыка Роман успел поделиться с Вами теми сложностями, с которыми ему приходится сталкиваться, утверждая христианство на этих землях?
- Я заметил, что в работе с местным населением не только Владыка, но и вообще все священнослужители очень осторожны, и я считаю это очень правильным. Все они пользуются принципом «не навредить». Понятно, что коренное население будет помнить о традициях своих предков и, даже понимая сознательно, что те или иные обряды являются язычеством, суеверием, бесплодным верованием, всё равно будет это блюсти. Они попросту не захотят и не смогут с этим расстаться в одночасье. Это нужно понимать и всегда об этом помнить.
И не только в Сибири. Ведь и среди нашего славянского населения мы тоже до сих пор встречаем некоторые суеверные обряды. Не глядя на то, что Православие даже здесь на территории Беларуси, насчитывает свою более чем тысячелетнюю историю. Поэтому не нужно, как мне кажется, слишком драматизировать ситуацию. Всё-таки большинство местного населения – христианское население и заметны те плоды, которые были посеяны святителем Иннокентием и его сподвижниками в 19 столетии.
К тому же я не думаю, что ситуация в Якутской епархии принципиально другая нежели, скажем в Минске, Красноярске или Владивостоке. Потому что у всех проблем, во всех этих регионах один общий корень - советское прошлое. «Большевики» уничтожали веру Христову, и в итоге это привело к возрождению язычества. Все своеобразие современных проблем этой тематики в каждом из регионов Русской Православной Церкви сводится лишь к своеобразию местных языческих культов, связываемых с национальным самосознанием той или иной народности. Но в сути своей все эти проблемы похожи.
Тем не менее, что касается Якутска, наряду со всем тем, что я назвал, там видна очень сильная сплоченность народа вокруг нового епископа. И это, надо признаться, производило колоссальное впечатление. Всюду, где мы только ни были, мы видели, как народ спешил выразить свою любовь к архиерею. Простые люди бежали под благословение, обнимали его, разговаривали с ним о самых простых своих бытовых вещах, проблемах, радостях. Они встречали его просто как своего друга. Вот это самое приятное было из того что мне запомнилось в нашей поездке. И, конечно же, я уверен, что именно это и принесет свои плоды. Только личный пример человека, священника, активного христианина, епископа воодушевляет и побуждает быть таким же ревностным христианином, как и тот, на кого им хочется равняться.
- А священники также легко общаются со своим епископом?
- Все те дни, пока мы были в гостях у владыки Романа, человек 10-12 местных священников постоянно находилось возле него, так что мы могли видеть их общение между собой и с епископом. И этот формат общения нас весьма воодушевил. Владыка не то, что с уважением разговаривал с ними, он выслушивал их просьбы и обращения как слова тех, кто ему помогает, не как рабов, а именно как помощников. Т.е., смотрел на них с большим уважением, чем к себе. Вот это и впечатляет.
Неудивительно, что когда зимой в Якутию с ее 50-ти градусными морозами приехал хор Санкт-Петербургской Духовной Академии и его участники вышли из самолета в питерских туфельках и пиджачках, первоочередной задачей для принимающей стороны стала забота о том, чтобы их «утеплить». Тогда Владыка со своими священниками берет семинаристов, везет в магазины, одевает их, обувает и только после этого уже начинается программа этого хора. И, видя отношение архиерея, студент Петербургской Духовной Академии, через две недели после возвращения в Питер, звонит и говорит: «Владыка, Вы примете меня к себе?». Сегодня он был с нами, он принял монашество с именем Симеон.
На самом деле, это очень важное качество архиерея – уметь сплотить общину, сначала священническую, а затем более широкую – общину мирян. Это очень и очень сложно, но это самое важное. У Владыки Романа это прекрасно получается. Он настоящий Владыка, настоящий отец, настоящий друг для своих священнослужителей, для своих мирян и для всей своей паствы.
- Говорят, что греческое Православие отличается от русского, они вместе отличаются от сербского и т.д. А якутское Православие чем-то своеобразно? Или Вы, о. Александр, за это время не успели разглядеть этих особенностей?
- Я не заметил ничего такого, потому что, наверное, миссионерская работа свт.Иннокентия и его сподвижников была действительно выдающейся, апостольской настолько, что народ, который уверовал, всем сердцем преображался. И это преображение выражалось не только в принятии веры, но и в изменении культуры народа, может быть, даже в русификации культуры. Потому что, скажем, на сегодняшний день, самые распространенные имена, которые мы встречали в Якутии – это Иннокентий, Матрона, Агриппина, Аграфена. Они пользуются ими нисколько не стесняясь.
- Письменность ведь тоже у них появилась с приходом свт. Иннокентия?
- И письменность у них появилась 150 лет назад, когда русские священники помогли якутам создать алфавит. И народ благодарен Православию за свою образованность.
- Не бывает ли в Якутии конфликтов на национальной почве?
- Ничего такого мы не заметили и не слышали.
- А с местными культурными традициями Вам удалось познакомиться за время поездки?
- Мы встречались с Министром культуры и духовного развития. Он же является главным режиссером Национального театра «Саха». Это по-настоящему творческий человек, который находится в авангарде культуры республики, в роду которого было два православных священнослужителя. И он, кстати, очень этим дорожит. Вместе с ним мы посетили множество музеев в том числе и этнографических. Но надо сказать, что национальные традиции берегутся и сохраняются не только в музее, но и в самом обществе.
Вместе с этим, сохраняя свои исконные традиции, Якутия активно развивается, на место юрт приходят многоэтажные дома. Но главное сохраняется.
- Может быть, Вы еще успели отведать чего-нибудь вкусного и национального?
- Конечно! В частности знаменитую строганину. Свежевыловленная рыба тут же замерзает во время ловли и хранится во льду, а затем не размороженной сразу же режется, строгается тоненькими кусочками. Взяв один кусочек его сперва нужно обмакнуть в соль, потом в перец и после правильно запить, поскольку рыба сырая.
Но хоть всё это было и было надо отметить весьма вкусно, но не запомнилось слишком уж ярко. Может быть, потому что не это было главное. Это всё лишь сопровождало наше общение. Это всё содействовало радости общения друзей.
- О. Александр, мне бы хотелось еще хотелось задать Вам вопрос относительно I cъезда молодежи Якутской епархии в котором Вы также приняли участие. Дело в том, что сейчас очень часто приходится слышать о состоявшихся в разных местах съездах, форумах, семинарах и т.д. Но когда же можно будет увидеть заголовки новостей, где говорилось бы о конкретном воплощении тех вещей, которые там обычно обсуждаются? Что, к примеру, епархия N помогла детскому дому, приход X накормил бездомных и т.д.
- Т.е., это стало простым чаепитием, как это иногда бывает у нас православных.
- Это не было ни простым чаепитием, ни пустыми разговорами, ни партсобранием с отчетами, цифрами и т.д. Это было предметное, очень полезное общение.
Ты правильно говоришь, что в последнее время слишком много развелось семинаров и конференций, которые нередко заканчиваются ничем, в лучшем случае изданием сборника докладов. А вот пример Якутского I съезда молодежи мне был очень приятен: общение с заинтересованными людьми, с благотворительными акциями, с богослужением на двух языках -якутском и церковнославянском. Я даже привез для нашей библиотеки издание Нового Завета на якутском языке. Одним словом все было очень грамотно организовано. Грамотно в том смысле, что исключался всякий формализм и показушность и все усилия направлялись на совершенно ощутимый, а не воображаемый результат.
- Спасибо, о. Александр за интервью. Думаю, пользователям нашего портала будет интересно совершить эдакое мысленное путешествие в Якутию за чтением Вашего рассказа, хотя, конечно, всех оттенков вкуса строганины во время такого воображаемого путешествии не распробовать. Напоследок хотелось лишь узнать не привезли ли Вы с собой каких нибудь памятных сувениров для наших Академии и Семинарии?
- Во-первых, я приехал сам воодушевленный всем увиденным. И многое хотел бы передать нашим студентам из того, что увидел, как и с какой жаждой следует работать на местах. Потому что сейчас многие сразу хотят получить все готовенькое. Поэтому первое и самое главное, что я привез – это воодушевление к работе.
Зуб мамонта |
Беседовал Павлюкевич Дмитрий, студент 5-го курса МинДС
Географическая справка.
Площадь республики Саха (Якутия) составляет чуть более 3 000 000 км2. Это самый крупный регион Российской Федерации, который одновременно обладает самой низкой плотностью населения – менее миллиона человек.
Такое же количество рек протекает по территории этой республики, в чьих водах обитает огромное количество рыбы – одного из главных природных богатств Якутии. Наряду с этим недра этой земли изобилуют залежами алмазов, золота и угля.
В Якутии вечная мерзлота. Но летом там можно заживо изжариться и быть съеденным комарами и оводами. Амплитуда средних температур зимних и летних месяцев в отдельных регионах доходит до 75 градусов. (-64 С - зимой и +38 С - летом).