О чревоугодии

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

Ольга Рожнёва

31 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святые отцы о грехе винопития Святые отцы о грехе винопития
Священник Димитрий Выдумкин
Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога».
О страсти чревоугодия О страсти чревоугодия
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.
Ч. 5. Чревообъедение<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 5. Чревообъедение
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 5. Чревообъедение<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 5. Чревообъедение
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.
Комментарии
Иван10 декабря 2021, 06:06
Курить бросил легко , Пантелеймон помог,чревоугодие мой грех.
Евгений Терещенко 2 сентября 2017, 05:01
Нужна молитва, без неё никуда!!!
Геоогий 1 февраля 2017, 22:22
Спаси Господи!
Курить бросал очень долго и тяжело! Вроде прекращал - через какое то время опять начинал. Глупый, думал, что своими силами справиться мог.
Только придя к убеждению, что "червь я, а не человек", что своими силами я ничего не могу, и возложив все упование на Бога, вскоре (очень быстро) оставил это дело.
Теперь размышляя об этом даре и возможной причины его получения сокрушаюсь, что в такое состояние души касаемо других страстей не могу придти... ГИХСБПМГ.
Алевтина 5 августа 2016, 16:03
Курить бросила быстро, но и много не курила. Батюшка по телевизору сказал "Что курить бесам кодить". Помогает. Попробуйте.
А вот с грехом чревоугодия, ну никак. Грех да и только.
Инга Кораева 7 августа 2014, 19:51
здравствуйте, с интересом прочитала статью , молюсь за супруга, знаю, что сам должен изъявить желание бросить пить вино и курить, но пока мало наверное, буду чаще молиться, поняла.Спасибо вам .
антонина 2 декабря 2013, 13:20
Прошу, умоляю о поддержке, братья и сестры! помолитесь посильно о сниспослании мне р.Б Антонине, помощи Духа Святаго в борьбе со страстью чревоугодия! Причащаюсь, молюсь, чувтвую что-то меняется во мне, но немощь моя и страсть, которой я СТРАДАЮ более 10 лет, до того сильны, что сила духа моего до того ослабла, что еле взывает к моей воле....
Елена 5 ноября 2013, 09:33
Елена, буду о вас молиться и вы помолитесь о рабе Божьей Елене (вашей тезке). Ступаю на путь воздержания - сил уже нет терпеть такое чревообъядение.
Елена20 октября 2013, 18:34
господи,нету сил терпеть обжорство,ничего не могу сделать,слаба,помоги,господи в борьбе с чревоугодием.Поддержите,братья и сестры в молитвах своих заблудшую сестру Елену..Спаси вас Господи..
Каипова Галина31 марта 2013, 11:46
Я и сама когда жила без Бога была пристрастна и к алкоголизму и к сигаретам , курила 20 лет, и вот Слава Богу с Божией помощью бросила всю эту гадость.Теперь даже противно и стыднол обо всем этом вспоминать. Благодарю Вас дорогая Ольга за ваши труды, дай вам Бог здоровья.
Василий Правдолюбов 8 января 2013, 22:11
Бороться надо со всеми страстями, а не с одной только, иначе победивши одну страсть можно заполучить несколько еще более худших, например: сребролюбец побеждает в себе страсть чревоугодия и бывает весьма воздержанным, что бы деньги копить, а тщеславный бывает весьма щедрым, чтобы прославиться своей добродетелью. Бросивший пить может начать блудить, а гордый может во всем другом преуспеть, чтобы его считали самым высшим среди людей.
Андрей 6 января 2013, 18:00
Что такое тоска душевная
Елена 6 января 2013, 12:03
Спасибо за статью. Я сама 5 лет назад Великим постом бросила курить и даже никогда не вспоминаб об этом! Слава тебе Господи!
МАША 5 января 2013, 00:01
"БАЛОВАЛАСЬ ЗА КОМПАНИЮ", ЛЕТ 8, ПОСЛЕ КУРИЛА БЕЗОБРАЗНО 17 ЛЕТ, ДАЖЕ НАРКОТУ ОДИН РАЗ ПОПРОБОВАЛА, ЕЛА ОЧЕНЬ МАЛО. БРОСИЛА ОДНОМОМЕНТНО И ЧЕТЫРЕ ГОДА В УЖАСЕ ОТ СЕБЯ, ПРОШЛОЙ. ПРАВДА ПОЯВИЛИСЬ ДРУГИЕ ПРИСТРАСТИЯ - ЕМ ДО ОБЪЕДАНИЯ, А В ПОСТ КАРТОШКОЙ С ХЛЕБОМ. ВАЛЯЮСЬ В ПОСТЕЛИ, МОГУ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ. МОЛИТЬСЯ ЛЕНЬ. ТЕПЕРЬ БОРЮСЬ С ЭТИМИ НЕДУГАМИ.
Анна 3 января 2013, 21:52
В юности курила много, и бросить не могла. А в первый день Великого поста с помощью Божией бросила резко, не прибегая ни к каким средствам. Временами тяга обострялась, но года через 2-3 это прошло. Помоги всем нам Господи
Иван 2 января 2013, 16:16
Уповаю на Бога, с Божье помощью отказался от наркотиков, курения, алкоголя. Слава Богу за все! Спасибо за статью.
Рванула 2 января 2013, 11:55
Благодарю за подборку интересных и поучительных высказываний Святых Отцов и Оптинских старцев
Сергий 1 января 2013, 23:11
Добрый день,

Я много и жутко пил.

Жена много молилась за меня.
Я сам в последнее время часто причащаяюсь.

Не надо пьющему уповать на себя - это бесполезно.
Только на Бога.
Молиться утром и вечером, причащатся каждый месяц, а лучше каждую неделю. Тогда отпустит.
Что дальше я не знаю.

Всем помощи Божией.
ORTODOX 1 января 2013, 21:50
С радостью читаю и перечитываю поучения Святых отцов. В большинстве публикаций на этих страницах, мне трудно найти реальную духовную помощь, а всё больше встречается графоманство на духовные темы. Сожалею что прочитал её после празднования светского Нового Года. Думаю, что и сейчас не поздно прибегнуть к этим спасительным поучениям для "трезвления ума" в последние деньки ожидания Рождества Спасителя. Его мы будем мистически переживать в 2013 раз, имея при этом весь букет грехов ушедших поколений христиан. Беда что немало прибавляем к "старым" и привычным, новые и невиданные. Средства борьбы, я думаю, те же что описаны Оптинскими старцами. Спасибо за эту подборку.
Сергей 1 января 2013, 20:40
Действительно, я курил с 16-ти до 33-х лет, ни на день не переставая, выкуривал по две пачки сигарет без фильтра. В 33 года пошёл в храм, поисповедался, причастился Христовых Таин и сразу, без постепенности и антитабачных медикаментов перестал курить. Не курю уже 10 лет, более того не переношу запаха табачного дыма :).
Владимир 1 января 2013, 12:43
После одной молитвы с верою Господь избавил от курения на следующий день.По милости Божией уже не курю 18 (восемнадцать !) лет.Слава Ему !
Зорро31 декабря 2012, 20:12
Спаси Бог!
Константин31 декабря 2012, 18:54
Кто не наелся тот наелся , кто наелся - тот объелся, кто объелся - тот заболел."Китайская мудрость".
Николай31 декабря 2012, 15:43
спасибо вам за эти статьи, - яко елей на душу.меня бес искушает чревобесием и пресыщением и люблением покоя телесного .Да поможет мне Господь в брани сей... Спаси вас Господи...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×