Иерей Вадим Арефьев – клирик Русской Православной Церкви Заграницей – периодически становится героем журнальных статей и телесюжетов. 20 лет назад он уехал учиться в США, да так и остался там. Потом стал диаконом, открыл в Бруклине (район Нью-Йорка) Дом трудолюбия имени Иоанна Кронштадтского – для соотечественников, желающих избавиться от алкогольной зависимости. За семь лет в программе, проводимой Домом трудолюбия, приняли участие около 200 человек, 30% из которых полностью отказались от употребления алкоголя. Мы попросили отца Вадима, недавно приезжавшего в Москву, рассказать об особенностях и проблемах его социального служения.
Блудный сын России
– Отец Вадим, какое впечатление на вас произвела современная Москва?
– Первое, что мне бросилось в глаза: хотя и построено большое количество новых красивых зданий, много восстановленных храмов, но при этом в Москве и пригородах появилась некая «пятнистость». Например, едем по Третьему кольцу, снимаю красоту московских куполов из окна машины и вдруг тут же рядом – страшный смог.
А куда мне деваться? Так что почти каждый день в час ночи я крутил педали на купленном на барахолке за семь долларов велосипеде по этому городку, и, видно, Бог хранил меня. Однажды коллеги спросили: «Ты правда ездишь через этот городок?» – «Да». – Они подумали и говорят: «Мы поняли, почему тебя до сих пор не убили». – «Почему?» – «Наверное, все посчитали, что ты шизофреник, и решили не связываться!»
Сейчас Америка отходит от этой «пятнистости», и в том же «черном городке» уже нет такого криминала. Я думаю, она просто присуща миру капитализма, где рядом как-то уживаются роскошь и крайняя бедность, грязь и потрясающая красота.
– Вы крестились в Америке?
Расскажите, пожалуйста, что привело вас в
Церковь.
– Я крестился в Москве, в 1992 году, перед отъездом. И, оказавшись в Штатах, буквально почувствовал, что тону в волнах моря житейского. Начался острый поиск своего корабля спасения. Воцерковление шло параллельно моей учебе.
Однако скоро выяснилось, что недостаточно хорошо для аспиранта-физиолога знаю английский язык. В Москве-то вместе с «красным» дипломом РУДН я получил еще дипломы переводчика с французского и ученого зоотехника, хорошо знал биологию и был уверен в себе. Но в итоге меня отчислили из университета, и я устроился трактористом, чтобы как-то прокормить семью.
И вот однажды меня попросили почистить свинарник. Чищу я его, сам весь в навозе, и вдруг выскакивает свинья, хватает меня за левый сапог и начинает грызть. И этот момент стал для меня своего рода поворотным. Я почувствовал, что жизнь моя складывается не так, и буквально возопил к небу: «Господи, помилуй!» Божиим Промыслом, это случилось в неделю о блудном сыне. И когда я пришел в храм (в котором до этого бывал достаточно редко), услышал слова Евангелия, то пережил их всем своим существом, каждой клеточкой своей души.
С этого момента началось мое духовное рождение. Я буквально стал жить в Церкви.
Позже я помог своему духовнику протоиерею Георгию Каллауру основать храм новомучеников и исповедников Российских в Бруклине. И потом меня рукоположили там в диакона.
– А в 2002 году случилась эта
известная история, когда в ваш храм пришла девушка в
спортивном костюме, встала на амвоне и сказала:
«Дорогие друзья, а знаете ли вы, что ваши
единоверцы умирают на улице, на
Брайтон-бич?»
– Да. С того дня и началось наше служение. Вместе с несколькими помощниками мы отправлялись в те места, где собираются оказавшиеся на дне жизни соотечественники. Мы подходили к ним, открывали наш передвижной иконостас и молились. Читали акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одни не обращали на нас внимания, другие нерешительно присоединялись. Сначала нашей задачей было просто пристроить бездомных куда-нибудь на ночлег, а потом уже попытаться привести их в Церковь, найти им работу. Но съемная квартира сразу превращалась в притон. Поэтому нужно было что-то вроде реабилитационного центра, где они могли бы не только ночевать, но и молиться и участвовать в программах по реабилитации. С помощью других приходов мы накопили немного денег и сняли квартиру, сделали из нее ночлежку для наших подопечных и там же оборудовали домовую часовню. На дверях прибили табличку «Дом трудолюбия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского». А в 2008 году нам удалось купить два стоящих бок о бок домика. В одном освятили храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а в другом разместился «Дом трудолюбия».
Юра-«Привидение»
– Кто эти люди, наши соотечественники и ваши подопечные?
– Самых разных судеб и профессий: строители, моряки, есть и военные.
Другой – Юрий, по кличке «Привидение». Он сейчас брат Георгий, старший алтарник в нашем храме. В прошлом историк. Примерно восемь лет жил в состоянии непрерывного запоя. Среди бездомных считался профессором «науки выживания на улицах Нью-Йорка»: подсказывал, где сдать бутылки, где по вечерам выбрасывают продукты, как правильно спать, чтобы не замерзнуть во сне. И смог выжить там, где никто не выживал. Похоронил более 40 своих собутыльников. Рассказывал, как однажды зимой заснул на стадионе вместе со своим дружком, а когда проснулся – его приятеля, уже мертвого, поедали крысы. Юра пришел к нам и попросил миску супа. У него была полностью нарушена координация движений, поэтому весь суп расплескался по всем стенам и потолку: он не мог удержать миску в трясущихся руках. Братия к нему очень прониклась, и первое время его кормили с ложечки, как малыша.
Некоторые алкоголики, возле которых мы молимся на улице, говорят: «Батюшка, мы люди конченные, дай нам спокойно умереть». – «А вы помните, рядом с вами умирал Юра-“Привидение”?» – «О, Юра! Помним! Вот это был человек!» – «Так вот, он выжил, уверовал в Бога и избавился от алкоголизма». И удивительно, как живой пример действует на душу человеческую. Некоторые после этого приходят к нам. И у них такое рвение ко Христу, с такой силой они идут к Нему, что готовы прямо сейчас положить за Него свою душу.
Любовь познается в строгости
– Как у вас выстроена система реабилитации?
– Когда человек приходит к нам, прежде всего говорим ему: нужна твоя воля – если ты искренне скажешь себе: «Я готов пойти по пути исправления», мы примем тебя, но сначала отправим в госпиталь. В пьяном виде мы запрещаем переступать порог храма. Мы можем покормить несчастного или вынести к нему святыню, вызвать «скорую», но правило «Да не осквернится Божий храм» соблюдается всегда. Если человек соглашается начать реабилитацию, мы отправляем его на детоксикацию в больницу. В американском законодательстве мы нашли статью, что в случае смертельной опасности каждый госпиталь обязан бесплатно принять любого прохожего. И сейчас действует такая система, что всем открывается медицинская страховка, оплачиваемая городом, до тех пор пока они в госпитале.
Без этого контракта подопечный обязательно будет отравлять жизнь всем остальным. И мы следим за этим очень строго. Если кто-то срывается, мы не выпроваживаем его на улицу, а просим вернуться в госпиталь. И у каждого сорвавшегося есть один шанс на покаяние – вернуться к нам. Если он начинает злоупотреблять этой возможностью, мы ему говорим: прости, это не к нам. Потому что любовь должна познаваться в строгости, а если мы начнем гладить его по головке, потакать: мол, выпил, ну ничего страшного, давай вместе помолимся, и мы тебя простим, – все пропало. Мы, конечно, прощаем и молимся о них, но не разрешаем им находиться на территории Дома трудолюбия. Потому что они сразу развращают всю остальную братию, и мы потерям не одну человеческую душу, а сразу все.
Бывает, что кто-то срывается и становится агрессивен. Приходится вызывать полицию. Правда, раньше полиция буквально глумилась над нами: «Сами связались с этим мусором – сами с ними и возитесь. Мы не мусоровозы». Но благодаря одному из наших благодетелей, который поговорил с ними, отношение к нам изменилось. Полицейские прониклись уважением к нашему служению, и теперь сами предлагают: «Батюшка, вы такое важное дело делаете. Давайте мы будем вам давать одного полицейского в штатском, когда вы молитесь с ними на улице». Это действительно небезопасно, потому что наши подопечные в пьяном состоянии не контролируют себя и могут напасть.
Иногда бывают случаи, которые иначе как «и смех и грех» не назовешь. Однажды один наш подопечный напился в новогоднюю ночь и, боясь, что я его прогоню, вызвал полицию, обвинив меня в том, что я «негуманно могу поступить с ним, выкинув его зимой на улицу из места проживания». В это время я как раз служил всенощную святому Вонифатию. Приезжает полиция, я выхожу в облачении. Они: «Батюшка, что случилось?» Разобравшись, полиция предупредила, что за ложный вызов могут посадить. Брат не внял этому, и после третьего вызова они забрали его, так что в итоге он три месяца просидел в тюрьме. А потом пришел, раскаялся, мы все посмеялись и простили его.
Но вернемся к контракту. После его подписания мы запрещаем две недели работать на светской работе. Эти две недели они у нас только на послушании и лечатся по антиалкогольной программе в местном госпитале, с которым у нас сложились очень хорошие отношения. Там врачи-наркологи – русские.
– А это имеет значение:
американский специалист или русский?
– Да. Потому что существует языковой барьер. Даже если ты неплохо знаешь английский язык, этого недостаточно, чтобы открыть свою душу. Для этого надо на английском языке уже видеть сны, буквально врасти в культуру и быт страны. Быть настолько свободным в английском, как и в родном. Не у всех это получается, даже если они прожили 20 лет в Америке. Потому что есть эмигранты, которые и спустя 20 лет на вопрос «Как вам Америка?» отвечают: «А мы туда не ходим».
Через две недели мы говорим: теперь вы можете приходить в вечернее время на реабилитационную программу, а на богослужение, если нашли работу, каждый день ходить необязательно. Достаточно приходить в праздники и выходные. Ищите работу. Люди принимаются обзванивать возможные места работы и в идеале за неделю что-то находят. Продолжают у нас жить, уже что-то жертвуют в общий котел – на коммунальные платежи и питание.
И так они проводят у нас полгода, но если есть особое благословение, то до полутора лет.
У многих из них нет жилья. Но за пару месяцев они накапливают немного денег, так что могут снять себе квартирку. Мы просим их, чтобы они снимали жилье поближе к приходу, потому что им нельзя оставаться без Церкви и желательно, чтобы они окормлялись на нашем приходе. Ведь случается, что на других приходах, где нет закона трезвости, ребята могут сорваться. Такое бывало.
За семь лет в нашей программе, живя в Доме трудолюбия, участвовали около 200 человек, треть из них вернулись к нормальной жизни. Единовременно у нас может жить 20 человек. И многие из бывших подопечных периодически приезжают к нам, причащаются и исповедуются. А тех, кто получал разовую помощь, больше тысячи.
Здесь, в Москве, на антиалкогольном конгрессе, я услышал об опыте введения на приходе обета трезвости. Мне очень понравилась эта идея; попробуем сделать так же.
Священник – программист
– У нас среди тех, кто занимается социальным служением, сейчас популярна тема профессионального, в том числе и пастырского, выгорания. Вы сталкивались с такой проблемой?
– Однажды у меня было что-то подобное, но я бы назвал это не выгоранием, а криком отчаяния.
Но, может быть, выгорания я не чувствую, потому что у меня есть еще другая постоянная работа: я программист. Ведь будучи только священником, я не смогу содержать свою семью – матушку и двоих детей. Кроме того, часть моей зарплаты уходит на нужды храма и Дома трудолюбия. Но если праздник приходится на будний день, то я отпрашиваюсь с работы, служу, а потом уже иду в офис.
У нас всего несколько священников на побережье, кто-то на полном обеспечении своих приходов, остальные, как и я, работают. Есть врач-кардиолог (у него два своих офиса), есть программисты, инженеры, строители и т.д.
Для желающих помочь представитель в Москве – Илья Рыбаков: +7 (916) 917-54-21.
Господи посети Виноград сей
до слез жаль что такие труды отче Вадима запятнаны
Отче святый Иоанне Кронштадтский помоги
снова открыть храм и начать службу
http://www.damian.ru/forum2/viewtopic.php?f=28&t=1168&start=1375 - вот ссылка на сайт храма, где ведётся летопись нашего приюта для бездомных.
Без поддержки мы тоже останемся жалким подобием кронштадтского Дома трудолюбия отца Иоанна. Сейчас у нас проживает 220 бездомных, и мы готовы принимать ещё - это ответ Максиму.
18:35). Спасибо о. Вадиму, и тем, кто опубликовал статью.
Вопрос автору и читателям. Есть такие наркологические больницы. Светские медицинские учреждения. Есть от них толк? Светские медицинские учреждения излечивают человека от алкоголизма или без помощи Божьей не получится человека от зависимости освободить? Или пока человек не сорвется? Потому что может легче постараться пристроить бездомного в больницу чтоб там его излечили?
Второй вопрос. Люди на улице бездомные существуют без надежды на завтра. И чтоб им излечится от алкоголизма и бродяжничества и чтоб постараться выбраться со дна им нужно дать стимул. Им нужно дать Веру? С чего начать если человек вот сидит у храма бездомный неверующий периодически в алкогольном опьянении? Начать нужно с того чтоб человек уверовал? Нужно чтоб человек сам(?) пришел к вере, захотел прийти к Богу, или нужно подтолкнуть его к вере, проповедовать ему? Чтоб сначала уверовал, обязательно покаялся, потом крестился, потом взял себя в руки и с Божьей помощью начал освобождаться от страстей? Так?